Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Геометрика. Тико-моделирование"
рабочая программа (1, 2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Геометрика. Тико-моделирование" для детей с ОВЗ разработана на 2 года - 1-2 класс. Для реализации программы необходим ТИКО конструктор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geometrika._tiko-modelirovanie.docx | 53.58 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ОВЗ»
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД протокол от «30» августа 2019 года №1 | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол от «30» августа 2019 года №1 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от «30» августа 2019 года №85/01-02 |
Программа по внеурочной деятельности
для обучающихся с ОВЗ
«Геометрика. Тико-моделирование»
1-2 класс
Разработала
учитель Бурягина О.С.
высшая категория
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ (от 19.12.2014№1598)
г. Вязьма
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрика. ТИКО-моделирование» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ
Программа составлена на основе образовательной программы внеурочной деятельности «Геометрика» Логиновой Ирины Викторовны, 2011год.
Актуальность курса. Программа внеурочной деятельности «Геометрика. Тико- моделирование» имеет научно-техническую направленность и обеспечивает возможность создания условий для развития личности младшего школьника с ОВЗ. Содержательное и методическое наполнение программы внеурочной деятельности «Геометрика» способствует тому, чтобы данный образовательный курс стал основой для формирования системы универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе. Ключевую роль в этом процессе играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
ТИКО-моделирование, как и моделирующая деятельность, создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих УУД – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Формирование универсальных учебных действий - личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в курсе «Геометрика» осуществляется в контексте усвоения интегрированного знания, объединяющего в себе учебные предметы «Технология», «Окружающий мир», «Наглядная геометрия».
В конструкторской деятельности все элементы учебных действий (планирование, ориентирование в задании, умение добиваться достижения результата, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения и т. д.) достаточно наглядны, и, значит, более понятны обучающимся. Навык выполнять операции технологично, в четком соответствии с алгоритмом, позволяет обучающемуся грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении ТИКО-конструкций на кружке «Геометрика», но и успешно выполнять задания любого учебного предмета.
Преимущества курса «Геометрика» определяют условия высокой успешности личностного развития обучающихся:
- Возможность действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования.
- Возможность организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в паре, в группе.
- Возможность для обучающегося самостоятельно осуществлять конструкторскую деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, кон контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений.
Коррекционные задачи:
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие сенсорной сферы слабовидящих обучающихся (глазомера, мелких мышц кистей рук)
Содержание курса
Концептуальным содержанием программы является развитие познавательных процессов личности ребенка и построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и предусматривает постепенное усложнение теоретического и практического материала.
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объёмное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.
Задачи:
- Развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словесной инструкции.
- Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам.
- Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.
- Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
- Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.
- Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме).
- Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.
Чтобы научиться создавать собственные объёмные модели, ребёнку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. В первом модуле программы «Геометрика. Тико - моделирование» очень важно сформировать у обучающихся умения выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.
Задачи:
- Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира.
- Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.
- Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (рёбра, вершины, углы, основания).
- Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например: сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник).
- Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.
- Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.
- Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.
- Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.
Геометрия изучает свойства плоских фигур и пространственных тел. В курсе «Геометрика» обучающиеся знакомятся с различными видами многоугольников и многогранников, их параметрами, тренируют глазомер. Научатся видеть в сложных геометрических объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Развитие у обучающихся образного мышления и пространственного воображения предоставит возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трёхмерном пространстве.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы параллельно с решением конкретных конструкторских задач, обучающиеся расширяли свой кругозор. Так, например, для изучения темы: «Архитектура и градостроительство» в 4 классе дети строят египетские пирамиды, старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы проектных работ, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, обучающиеся узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.
Формы и методы работы
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. Тематика, предлагаемая для проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После проведения каждого тематического проекта рекомендуется организация выставки и презентация ТИКО-изобретений обучающимися.
Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта:
1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» обучающимися проблемы.
Проблема: необходимо сконструировать башню для «принцессы» из сказки «Спящая красавица» Ш.Перро — сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и красивой?
2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта.
Наша цель: высокая, устойчивая, красивая башня. Это позволит решить имеющуюся проблему.
3. Планирование:
а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели?
б) определение последовательности предстоящих шагов: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги?
в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются средства?
5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых средств. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.
6. Рефлексия: оценивание –
- удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню);
- сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания);
- анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы);
- самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения).
7. Презентация: демонстрация проектной конструкции и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.
В реализации проекта принимает участие весь коллектив кружка. В результате работы над проектом дети создают несколько ТИКО-конструкций, объединённых композиционно одной темой.
Особенность конструкторских проектов заключается в обеспечении высокого уровня мотивации учащихся на всех этапах реализации проекта, стремление к успеху. По итогам проведённых проектов рекомендуется организация выставок ТИКО-поделок.
Метод проектов применяется на занятиях в тесной связи с поисково-исследовательской деятельностью учащихся. Подобный тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы- 2 года обучения, занятия проводятся - 2 раза в неделю. 1 класс – 66 занятий в год, 2 класс - 68 занятий в год.
Продолжительность занятий:
7 лет – 30 минут, 8–9 лет - 40 минут.
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
- Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:
- - выставки работ;
- - конкурс поделок;
- - презентация творческих работ;
- - демонстрация моделей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приобретение навыков конструкторской и моделирующей деятельности способствуют формированию у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «ТИКО-конструирование», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия (УУД).Изучив курс, обучающиеся приобретают и успешно владеют личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Отбор и структурирование содержания программы, выбор методов и форм обучения учитывает задачи формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей конструкторской деятельности вчера и сегодня;
- сформированность мотивов достижения и социального признания – стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга;
- формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- проявление интереса к новому;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью творческой деятельности и ее мотивом;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
- способность к организации своей деятельности - умение осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку, оценку и саморегуляцию;
- умение совершать действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение действовать по плану;
- проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
- поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по рекомендации взрослого или самостоятельно;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая):
- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов),
- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и символов,
- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы, конструкции и т.п.),
- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.
- логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,
- подведение под понятие, выведение следствий,
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,
- умение слушать собеседника;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;
- владение монологической и диалогической формами речи.
В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.
В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:
- самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
- ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
- оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;
- конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;
- выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;
- генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.
В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:
- исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;
- определять форму многогранника и воспроизводить ее;
- видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;
- анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;
- устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
- создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
- подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
- выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
- доводить решение задачи до готовой модели.
Ожидаемый результат:1 класс.
По окончании дети должны знать и уметь:
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над,-под,--в,-на, -за,-перед;
- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
- составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
- вычислять периметр фигуры практическим путём;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
Ожидаемый результат: 2 класс
По окончании дети должны знать и уметь:
- измерять и сравнивать объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда;
- иметь представление о понятиях «вершина», «грань2, «ребро»;
- конструировать куб из развёртки, и наоборот, развёртку из куба;
- ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали»,»вправо вниз по диагонали2;
- вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
- иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
- конструировать симметричные фигуры;
- придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Учебно-тематическое планирование 1 класс
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Исследование многоугольников | 20 | 4.3 | 15.7 |
2. | Конструирование по образцу | 7 | - | 7 |
3. | Конструирование по технологической карте | 6 | 1 | 5 |
4. | Сравнительный анализ многоугольников | 7 | 0.7 | 6.3 |
5. | Исследование многогранников | 9 | 0.9 | 8.1 |
6. | Сравнительный анализ многогранников | 4 | 0.4 | 3.6 |
7. | Комбинирование многогранников | 2 | 0.2 | 1.8 |
8. | Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды. | 5 | 0.5 | 4.5 |
9. | Разработка и реализация конструкторских проектов | 6 | - | 6 |
Всего | 66 | 8 | 58 |
Учебно-тематическое планирование 2 класс
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основные геометрические фигуры. | 1 | 0.2 | 0.8 |
2. | Черчение многоугольников | 13 | 2.6 | 10.4 |
3. | План, вид сверху, вид сбоку | 7 | 1.4 | 5.6 |
4. | Исследование многогранников | 7 | 0.7 | 6.3 |
5. | Разработка и реализация конструкторских проектов | 40 | 10 | 30 |
Всего | 68 | 14.9 | 53.1 |
Содержание курса
Основные содержательные компоненты программы первого года обучения
Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы
Первый опыт знакомства с конструктором ТИКО может оказаться достаточно сложным для детей. Часто, в процессе освоения навыка ТИКО-моделирования обучающиеся испытывают затруднения в процессе соединения ТИКО-деталей. Но это временные и «полезные» трудности, так как эффективное развитие достигается, как правило, путем преодоления проблемных ситуаций. Достаточно быстро дети начинают «чувствовать» конструктор, не испытывая серьезных затруднений в соединении деталей и подборе цветов. Они с удовольствием экспериментируют, работают творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и способы их соединения для того, чтобы получить устойчивую, прочную, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».
Конструктивные особенности конструктора ТИКО: шарнирное соединение, поворот деталей под любым углом, перпендикулярное соединение, наличие деталей с отверстиями (круглыми, квадратными, треугольными).
Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во время занятия; уборка рабочего места после занятия.
Формы предметов окружающего мира и геометрические формы
Сравнительный анализ многоугольников. Исследование и сравнительный анализ многогранников – призмы и пирамиды. Выявление взаимосвязи между формами геометрических модулей и предметов окружающего мира. Рекомендуемые темы для изучения: «Взаимосвязи между растениями и животными в лесном сообществе», «Домашние и дикие животные», «Животные Севера и Юга», «Динозавры», «Времена года», «Транспорт», «Профессии».
Знакомство с конструкторской деятельностью
Конструирование по полной схеме (см. приложение № 1). Конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2). Конструирование на слух – слуховые диктанты (см. приложение № 3). Конструирование по образцу, по собственному представлению. Тематическое конструирование.
Навыки ТИКО-моделирования
Модуль «Плоскостное моделирование»:
- умение конструировать по полной схеме;
- умение соотносить получившуюся фигуру со схемой и раскрашивать схему аналогично фигуре;
- умение делить конструируемую фигуру на части и называть эти части (например, кот – голова, туловище, лапы, хвост, уши);
- умение делать выбор геометрических фигур в соответствии со схемой;
- умение соединять ТИКО-детали;
- умение определять и называть свойства многоугольников;
- умение находить многоугольники по заданным свойствам;
- умение сравнивать многоугольники по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов;
- умение рисовать многоугольники;
- умение конструировать по контурной схеме;
- умение конструировать по слуховой инструкции;
- умение конструировать одни многоугольники с помощью других (приложение № 4);
- умение решать логические задачи с многоугольниками (см. приложение № 5);
- умение конструировать плоскостные фигуры по заданной теме (фантазирование по теме);
- умение конструировать узоры по образцу;
- умение рисовать схемы на основе собранной фигуры;
- умение составлять тематический коллаж из нескольких фигур
Модуль «Объемное моделирование»:
- умение трансформировать плоскостную фигуру в объемную, используя способ соединения двух одинаковых плоскостных фигур, расположенных параллельно, с помощью квадратов и прямоугольников;
- умение конструировать объемные конструкции по образцу;
- умение определять название многогранников (призмы и пирамиды);
- умение показывать и называть составные части призм и пирамид (ребра, вершины, углы, основания);
- умение сравнивать многогранники: призмы и пирамиды;
- умение конструировать многогранник с помощью развертки;
- умение трансформировать многогранники в модели объектов или предметов окружающего мира;
- умение комбинировать многогранники с целью создания моделей объектов или предметов окружающего мира.
Информационно-познавательные и логические умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога
- Работа с информацией: восприятие, анализ, оценка информации при работе с дидактическими материалами (рисунки, схемы, алгоритмы и т.д.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и полученной информацией.
- Наблюдения: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).
- Логические умения: (см. приложение № 5):
- выделение признаков предметов, операции с признаками;
- классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге;
- конструирование одних геометрических фигур посредством других(см. приложение № 4) ;
- составление логического квадрата;
- комбинаторные задачи;
- поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов;
- логические рассуждения, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.Поиск и сравнительный анализ объектов и предметов окружающего мира, имеющих форму куба, призмы, пирамиды и кубооктаэдра.
- Поисковая деятельность: при подготовке конструкторских проектов обучающиеся занимаются поиском и изучением информации по теме.
- Разработка и реализация конструкторских проектов.
В процессе организации конструкторских проектов обучающие осваивают УУД: поиск проблемы; формулировка темы; участие в диалоговом общении; усвоение алгоритма проектной деятельности; пошаговая реализация проекта под руководством педагога.
Основные содержательные компоненты второго года обучения
Формы предметов окружающего мира и геометрические формы
На втором году обучения для исследования окружающего мира вместо комплекса ознакомительных тем предлагается «погружение» в область технического знания. Вариант формулировки темы, предназначенной для глубокого изучения в течении всего учебного года – «История развития техники с Древнего мира до наших дней». В связи с этим предлагается изучение и анализ форм технических объектов, созданных руками человека и их воссоздание посредством сочетания нескольких геометрических объектов.
Продолжаем изучать комбинаторику в формообразовании (т.е. использование геометрических модулей в формообразовании предметов).
Исследуем и осуществляем сравнительный анализ многогранников под названием Платоновы и Архимедовы тела.
Работа с многоугольниками на втором году обучения значительно сокращена по времени – акцент сделан на исследовании углов многоугольников и изучении способов их черчения (работа в тетради).
Конструкторская деятельность
Продолжается развитие навыков конструкторской деятельности. Основным видом конструирования становятся конструирование по собственному представлению, достраивание конструкций и конструирование на основе приема комбинирования многогранников.
Одним из видов работы в кружке моделирования «Геометрика» является исследование многогранников (см. приложение № 9), проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого обучающие строят геометрическую модель, затем перестраивают ее в какой-либо предмет или объект. Результаты исследований обучающиеся заносят в таблицу, расчерченную в тетради.
Навыки ТИКО-моделирования
Модуль «Плоскостное моделирование»:
- умение различать и называть разные виды углов многоугольника;
- умение чертить многоугольники;
- умение решать логические задачи с многоугольниками (см. приложение № 5);
- умение самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, располагая фигуры симметрично по цвету и по форме.
Модуль «Объемное моделирование»:
- умение показывать и называть составные части многогранников (ребра, вершины, углы, основания);
- умение осуществлять сравнительный анализ многогранников;
- умение конструировать многогранники с помощью их «основы» и принципов пространственной симметрии;
- умение создавать сложные объемные конструкции по образцу;
- умение трансформировать многогранники в модели объектов или предметов окружающего мира;
- умение комбинировать многогранники с целью создания моделей объектов или предметов окружающего мира;
- умение создавать объемные конструкции на заданную тему (фантазирование по заданной теме);
- умение выполнять логические задания на достраивание и перестраивание объемных конструкций;
- умение декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами;
- умение презентовать презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или совместно с другими детьми.
Информационно-познавательные и логические умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога
- Работа с информацией: поиск, отбор, обработка и представление тематической информации.
- Наблюдения происходят с целью поиска в окружающем мире предметов, аналогичных по форме изучаемым многогранным формам. В первую очередь это различные вариации призм и пирамид, Платоновых и Архимедовых тел. Важны также тематические наблюдения: от наглядного обследования простейших технических устройств (например, лестница-стремянка) до иллюстративного изучения сложных технических объектов (например, магнитоплан).
- Логические задачи: трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; конструирование плоского симметричного узора в декоре объемной фигуры; вычисление площади и объема геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.
- Разработка и реализация конструкторских проектов
На втором году обучения по программе «Геометрика» обучающиеся уже знакомы с алгоритмом проектной деятельности, пробуют организовывать собственные творческие проекты в рамках заданной тематики.
У них постепенно формируются специфические проектные умения:
- распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;
- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
- осуществить поиск и изучение информации по теме;
- найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);
- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
- осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности, организовать выставку ТИКО-поделок.
Рекомендации
- Использование на занятиях набора «Архимед» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
- Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях.
- В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
- Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)
Дидактический материал представлен:
- Схемы плоскостных фигур.
- Схемы разверток многогранников.
Материально-техническое оснащение занятий:
- Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Архимед»
- Мультимедийное оборудование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определение уровня развития произвольной сферы. Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений. | Тест «Домик» (Н.И.Гуткиной) Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение уровня развития произвольной сферы. Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений. | Педагогическое наблюдение, самостоятельная творчес кая работа, выставки работ, презентации творческих работ, демонстрации моделей. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей. |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года. | Выставка, конкурс, презентация творческих работ, демонстрация моделей, итоговые занятия, коллективный анализ работ. Методика «Репка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»
Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цел...
Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР
Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР на домашнем обучении...
программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...