Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Геометрика. Тико-моделирование"
рабочая программа (1, 2 класс)

Программа внеурочной деятельности "Геометрика. Тико-моделирование" для детей с ОВЗ разработана на 2 года - 1-2 класс. Для реализации программы необходим ТИКО конструктор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_geometrika._tiko-modelirovanie.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ОВЗ»

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

и воспитателей ГПД

протокол от «30» августа 2019 года №1

  ПРИНЯТО

на заседании

 педагогического совета  

протокол от «30» августа 2019 года №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от «30» августа 2019 года №85/01-02

Программа по внеурочной деятельности

для обучающихся с ОВЗ

«Геометрика. Тико-моделирование»

 1-2 класс

                                                                              Разработала

учитель Бурягина О.С.

высшая категория

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ (от 19.12.2014№1598)

  г. Вязьма

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрика. ТИКО-моделирование» реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ

Программа составлена на основе образовательной программы внеурочной деятельности «Геометрика» Логиновой Ирины Викторовны, 2011год.

Актуальность курса. Программа внеурочной деятельности «Геометрика. Тико- моделирование» имеет научно-техническую направленность и обеспечивает возможность создания условий для развития личности младшего школьника с ОВЗ. Содержательное и методическое наполнение программы внеурочной деятельности «Геометрика» способствует тому, чтобы данный образовательный курс стал основой для формирования системы универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе. Ключевую роль в этом процессе играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая  работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

ТИКО-моделирование, как и моделирующая деятельность, создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих УУД – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Формирование универсальных учебных действий - личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в курсе «Геометрика» осуществляется в контексте усвоения интегрированного знания, объединяющего в себе учебные предметы «Технология», «Окружающий мир», «Наглядная геометрия».

В конструкторской деятельности все элементы учебных действий (планирование, ориентирование в задании,  умение добиваться достижения результата, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения и т. д.) достаточно наглядны, и, значит, более понятны обучающимся. Навык выполнять операции технологично, в четком соответствии с алгоритмом, позволяет обучающемуся грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении ТИКО-конструкций на кружке «Геометрика», но и  успешно выполнять задания любого учебного предмета.

Преимущества курса «Геометрика» определяют условия высокой успешности личностного развития обучающихся:

  1. Возможность действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования.
  2. Возможность организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в паре, в группе.
  3. Возможность для обучающегося самостоятельно осуществлять конструкторскую деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире.

Задачи программы:

  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, кон контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений.

Коррекционные задачи:

  1. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  2. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  3. развитие сенсорной сферы слабовидящих обучающихся (глазомера, мелких мышц кистей рук)

Содержание курса

Концептуальным содержанием программы является развитие познавательных процессов личности ребенка и построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и предусматривает постепенное усложнение теоретического и практического материала.

Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объёмное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.

Задачи:

  1. Развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словесной инструкции.
  2. Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам.
  3. Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.
  4. Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
  5. Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.
  6. Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме).
  7. Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.

Чтобы научиться создавать собственные объёмные модели, ребёнку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. В первом модуле программы «Геометрика. Тико - моделирование» очень важно сформировать у обучающихся умения выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.

Задачи:

  1. Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира.
  2. Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.
  3. Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (рёбра, вершины, углы, основания).
  4. Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например: сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник).
  5. Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.
  6. Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.
  7. Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.
  8. Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.

Геометрия изучает свойства плоских фигур и пространственных тел. В курсе «Геометрика» обучающиеся знакомятся с различными видами многоугольников и многогранников, их параметрами, тренируют глазомер. Научатся видеть в сложных геометрических объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

Развитие у обучающихся образного мышления и пространственного воображения предоставит возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трёхмерном пространстве.

Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы параллельно с решением конкретных конструкторских задач, обучающиеся расширяли свой кругозор. Так, например, для изучения темы: «Архитектура и градостроительство» в 4 классе дети строят египетские пирамиды, старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы проектных работ, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, обучающиеся узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.

Формы и методы работы

Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. Тематика, предлагаемая для проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После проведения каждого тематического проекта рекомендуется организация выставки и презентация ТИКО-изобретений обучающимися.

Алгоритм организации и проведения конструкторского проекта:

1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» обучающимися проблемы.

Проблема: необходимо сконструировать башню для «принцессы» из сказки «Спящая красавица» Ш.Перро —  сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и красивой?

2. Целеполагание и ожидаемый результат: достижение цели способствует решению проблемы проекта.        

Наша цель: высокая, устойчивая, красивая башня. Это позволит решить имеющуюся проблему.

3. Планирование:

а) постановка задач, исходящих из цели: какие шаги необходимо осуществить для реализации цели?

б) определение последовательности предстоящих шагов:        в какой последовательности будут осуществляться эти шаги?

в) выбор способов работы (технологии): какие потребуются средства?

5. Реализация плана: осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых средств. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.

6. Рефлексия: оценивание –

- удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню);

- сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания);

- анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы);

- самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения).

7. Презентация:        демонстрация проектной конструкции  и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена; самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.

 В реализации проекта принимает участие весь коллектив кружка. В результате работы над проектом дети создают несколько ТИКО-конструкций, объединённых композиционно одной темой.  

Особенность конструкторских проектов заключается в обеспечении высокого уровня мотивации учащихся на всех этапах реализации проекта, стремление к успеху. По итогам проведённых проектов рекомендуется организация выставок ТИКО-поделок.

Метод проектов применяется на занятиях в тесной связи с поисково-исследовательской деятельностью учащихся. Подобный тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

Сроки реализации программы- 2 года обучения, занятия проводятся -  2 раза в неделю. 1 класс – 66 занятий в год, 2 класс - 68 занятий в год.

Продолжительность занятий:

 7 лет –  30 минут,  8–9 лет - 40 минут.

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения;
  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:

  • - выставки работ;
  • - конкурс поделок;
  • - презентация творческих работ;
  • - демонстрация моделей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приобретение навыков конструкторской и моделирующей деятельности способствуют формированию у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «ТИКО-конструирование», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия (УУД).Изучив курс, обучающиеся приобретают и успешно владеют личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Отбор и структурирование содержания программы, выбор методов и форм обучения учитывает задачи формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей конструкторской деятельности вчера и сегодня;
  • сформированность мотивов достижения и социального признания – стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга;
  • формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • проявление интереса к новому;
  • смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью творческой деятельности и ее мотивом;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

  • способность к организации своей деятельности - умение осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку, оценку и саморегуляцию;
  • умение совершать действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение действовать по плану;
  • проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
  • поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по рекомендации взрослого или самостоятельно;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая):

- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов),

- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и символов,

- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы, конструкции и т.п.),

- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.

  • логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,

- подведение под понятие, выведение следствий,

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,
  • умение слушать собеседника;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.

В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:

  • самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
  • оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;
  • конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;
  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;
  • генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.

В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:

  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;
  • определять форму многогранника и воспроизводить ее;
  • видеть и  схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;
  • анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;
  • устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  • подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
  • выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
  • доводить решение задачи до готовой модели.

Ожидаемый результат:1 класс.

По окончании дети должны знать и уметь:

  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над,-под,--в,-на, -за,-перед;
  • анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
  • составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
  • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
  • вычислять периметр фигуры практическим путём;
  • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Ожидаемый результат: 2 класс

По окончании дети должны знать и уметь:

  • измерять и сравнивать объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • иметь представление о понятиях «вершина», «грань2, «ребро»;
  • конструировать куб из развёртки, и наоборот, развёртку из куба;
  • ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали»,»вправо вниз по диагонали2;
  • вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
  • иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
  • конструировать симметричные фигуры;
  • придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

Учебно-тематическое планирование 1 класс

№п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Исследование многоугольников

20

4.3

15.7

2.

Конструирование по образцу

7

-

7

3.

Конструирование по технологической карте

6

1

5

4.

Сравнительный анализ многоугольников

7

0.7

6.3

5.

Исследование многогранников

9

0.9

8.1

6.

Сравнительный анализ многогранников

4

0.4

3.6

7.

Комбинирование многогранников

2

0.2

1.8

8.

Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды.

5

0.5

4.5

9.

Разработка и реализация конструкторских проектов

6

-

6

Всего

66

8

58

Учебно-тематическое планирование 2 класс

№п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные геометрические фигуры.

1

0.2

0.8

2.

Черчение многоугольников

13

2.6

10.4

3.

План, вид сверху, вид сбоку

7

1.4

5.6

4.

Исследование многогранников

7

0.7

6.3

5.

Разработка и реализация конструкторских проектов

40

10

30

Всего

68

14.9

53.1

Содержание курса

Основные содержательные компоненты программы первого года обучения

Знакомство с конструктором ТИКО и организация работы

Первый опыт знакомства с конструктором ТИКО может оказаться достаточно сложным для детей. Часто, в процессе освоения навыка ТИКО-моделирования обучающиеся испытывают затруднения в процессе соединения ТИКО-деталей. Но это временные  и «полезные» трудности, так как эффективное развитие достигается, как правило, путем преодоления проблемных ситуаций. Достаточно быстро дети начинают «чувствовать» конструктор, не испытывая серьезных затруднений в соединении деталей и подборе цветов.  Они с удовольствием экспериментируют, работают творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и способы их соединения для того, чтобы получить устойчивую, прочную, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».  

Конструктивные особенности конструктора ТИКО: шарнирное соединение, поворот деталей под любым углом, перпендикулярное соединение, наличие деталей с отверстиями (круглыми, квадратными, треугольными).

Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во время занятия; уборка рабочего места после занятия.

Формы предметов окружающего мира и геометрические формы

Сравнительный анализ многоугольников. Исследование и сравнительный анализ многогранников – призмы и пирамиды. Выявление взаимосвязи между формами геометрических модулей и предметов окружающего мира. Рекомендуемые темы для изучения: «Взаимосвязи между растениями и животными в лесном сообществе», «Домашние и дикие животные», «Животные Севера и Юга», «Динозавры», «Времена года», «Транспорт», «Профессии».

Знакомство с конструкторской деятельностью

Конструирование по полной схеме (см. приложение № 1). Конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2). Конструирование на слух – слуховые диктанты (см. приложение № 3).  Конструирование по образцу, по собственному представлению. Тематическое конструирование.

Навыки ТИКО-моделирования

Модуль «Плоскостное моделирование»:

  • умение конструировать по полной схеме;
  • умение соотносить получившуюся фигуру со схемой и раскрашивать схему аналогично фигуре;
  • умение делить конструируемую фигуру на части и называть эти части (например, кот – голова, туловище, лапы, хвост, уши);
  • умение делать выбор геометрических фигур в соответствии со схемой;
  • умение соединять ТИКО-детали;
  • умение определять и называть свойства многоугольников;
  • умение находить многоугольники по заданным свойствам;
  • умение сравнивать многоугольники по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов;
  • умение рисовать многоугольники;
  • умение конструировать по контурной схеме;
  • умение конструировать по слуховой инструкции;
  • умение конструировать одни многоугольники с помощью других (приложение № 4);
  • умение решать логические задачи с многоугольниками (см. приложение № 5);
  • умение конструировать плоскостные фигуры по заданной теме (фантазирование по теме);
  • умение конструировать узоры по образцу;
  • умение рисовать схемы на основе собранной фигуры;
  • умение составлять тематический коллаж из нескольких фигур

Модуль «Объемное моделирование»:

  • умение трансформировать плоскостную фигуру в объемную, используя способ соединения двух одинаковых плоскостных фигур, расположенных параллельно, с помощью квадратов и прямоугольников;
  • умение конструировать объемные конструкции по образцу;
  • умение определять название многогранников (призмы и пирамиды);
  • умение показывать и называть составные части призм и пирамид (ребра, вершины, углы, основания);
  • умение сравнивать многогранники: призмы и пирамиды;
  • умение конструировать многогранник с помощью развертки;
  • умение трансформировать многогранники в модели объектов или предметов окружающего мира;
  • умение комбинировать многогранники с целью создания моделей объектов или предметов окружающего мира.

Информационно-познавательные и логические умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога

  1. Работа с информацией: восприятие, анализ, оценка информации при работе с дидактическими материалами (рисунки, схемы, алгоритмы и т.д.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и полученной информацией.
  2. Наблюдения: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).
  3. Логические умения: (см. приложение № 5):
  • выделение признаков предметов, операции с признаками;
  • классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер);
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге;
  • конструирование одних геометрических фигур посредством других(см. приложение № 4) ;
  • составление логического квадрата;
  • комбинаторные задачи;
  • поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов;
  1. логические рассуждения, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.Поиск и сравнительный анализ объектов и предметов окружающего мира, имеющих форму куба, призмы, пирамиды и кубооктаэдра.
  2. Поисковая деятельность: при подготовке конструкторских проектов обучающиеся занимаются поиском и изучением информации по теме.
  3. Разработка и реализация конструкторских проектов.

В процессе организации конструкторских проектов обучающие осваивают  УУД: поиск проблемы; формулировка темы; участие в диалоговом общении; усвоение алгоритма проектной деятельности; пошаговая реализация проекта под руководством педагога.

Основные содержательные компоненты второго года обучения

Формы предметов окружающего мира и геометрические формы

На втором году обучения для исследования окружающего мира вместо комплекса ознакомительных тем предлагается «погружение» в область технического знания. Вариант формулировки темы, предназначенной для глубокого изучения в течении всего учебного года – «История развития техники с Древнего мира до наших дней». В связи с этим предлагается изучение и анализ форм технических объектов, созданных руками человека и их воссоздание посредством сочетания нескольких геометрических объектов.

Продолжаем изучать комбинаторику в формообразовании (т.е. использование геометрических модулей в формообразовании предметов).

Исследуем и осуществляем сравнительный анализ многогранников под названием Платоновы и Архимедовы тела.

Работа с многоугольниками на втором году обучения значительно сокращена по времени – акцент сделан на исследовании углов многоугольников и изучении способов их черчения (работа в тетради).

Конструкторская деятельность

Продолжается развитие навыков конструкторской деятельности. Основным видом конструирования становятся конструирование по собственному представлению, достраивание конструкций и конструирование на основе приема комбинирования многогранников.

Одним из видов работы в кружке моделирования «Геометрика» является исследование многогранников (см. приложение № 9), проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого обучающие строят геометрическую модель, затем перестраивают ее в какой-либо предмет или объект. Результаты исследований обучающиеся заносят в таблицу, расчерченную в тетради.

Навыки ТИКО-моделирования

Модуль «Плоскостное моделирование»:

  • умение различать и называть разные виды углов многоугольника;
  • умение чертить многоугольники;
  • умение решать логические задачи с многоугольниками (см. приложение № 5);
  • умение самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, располагая фигуры симметрично по цвету и по форме.

Модуль «Объемное моделирование»:

  • умение показывать и называть составные части многогранников (ребра, вершины, углы, основания);
  • умение осуществлять сравнительный анализ многогранников;
  • умение конструировать многогранники с помощью их «основы» и принципов пространственной симметрии;
  • умение создавать сложные объемные конструкции по образцу;
  • умение трансформировать многогранники в модели объектов или предметов окружающего мира;
  • умение комбинировать многогранники с целью создания моделей объектов или предметов окружающего мира;
  • умение создавать объемные конструкции на заданную тему (фантазирование по заданной теме);
  • умение выполнять логические задания на достраивание и перестраивание объемных конструкций;
  • умение декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами;
  • умение презентовать презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или совместно с другими детьми.

Информационно-познавательные и логические умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагога

  1. Работа с информацией: поиск, отбор, обработка и представление тематической информации.
  2. Наблюдения происходят с целью поиска в окружающем мире предметов, аналогичных по форме изучаемым многогранным формам. В первую очередь это различные вариации призм и пирамид, Платоновых и Архимедовых тел. Важны также тематические наблюдения: от наглядного обследования простейших технических устройств (например, лестница-стремянка) до иллюстративного изучения сложных технических объектов (например, магнитоплан).
  3. Логические задачи: трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; конструирование плоского симметричного узора в декоре объемной фигуры; вычисление площади и объема геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.  
  4. Разработка и реализация конструкторских проектов

На втором году обучения по программе «Геометрика» обучающиеся уже знакомы с алгоритмом проектной деятельности, пробуют организовывать собственные творческие проекты в рамках заданной тематики.

У них постепенно формируются специфические проектные умения:

  • распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;
  • определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
  • осуществить поиск и изучение информации по теме;
  • найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);
  • точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
  • оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
  • осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности, организовать выставку ТИКО-поделок.

Рекомендации

  • Использование на занятиях набора «Архимед» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
  • Для фиксирования результатов   исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях.
  • В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
  • Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется   разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)

                  Дидактический материал представлен:

  • Схемы плоскостных фигур.
  • Схемы разверток многогранников.

                Материально-техническое оснащение занятий:

  • Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Архимед»
  • Мультимедийное оборудование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ                

  1. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/tiko_konstruirovanie_v_nachalnoy_shkole/

Виды и формы контроля планируемых результатов

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной

В начале учебного года

Определение уровня развития произвольной сферы.

Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Тест «Домик» (Н.И.Гуткиной)

Методика «Рукавички»

(Г.А.Цукерман)

Текущий

В течение всего учебного года

Определение уровня развития произвольной сферы.

Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Педагогическое наблюдение, самостоятельная творчес кая работа, выставки работ, презентации творческих работ, демонстрации моделей.

Промежуточный

По окончании изучения темы или раздела. В конце четверти, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей.

Итоговый

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Определение изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года.

Выставка, конкурс, презентация творческих работ, демонстрация моделей, итоговые занятия, коллективный анализ работ.

Методика «Репка»
(Л.В.Байбородова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»

Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цел...

Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР

Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР на домашнем обучении...

программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...