Доклад на тему: «Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к познавательно-исследовательской деятельности»
проект (2 класс)
Доклад на тему:
«Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к
познавательно-исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа №33 г. Братска»
Доклад на тему:
«Сказка как средство развития интереса детей младшего школьного возраста к
познавательно-исследовательской деятельности»
Подготовила: учитель Громова Е.Н.
Пояснительная записка
Для детей младшего школьного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни продолжает идти через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в этом возрасте не учить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В младшем школьном возрасте этот метод является ведущим способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — убрать оборудование, навести порядок в классе.
Актуальность. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать младшего школьника. Как воспитать и развить его способности слышать, видеть, чувствовать, понимать? Рассматриваемый нами вопрос является интересным и актуальным. Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.
Всем нам известно, что сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Применяя сказки в своей работе с младшими школьниками, мы наблюдаем положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес.
Играя, слушая сказку, ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент.
Целью нашей работы является : вовлечение детей в познавательно- исследовательскую деятельность при помощи сказочных персонажей.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственную зависимость, умения делать выводы;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Достоинства метода экспериментирования:
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, в том, что такая деятельность позволяет ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формирует познавательный интерес.
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Использование сказки как средства для развития интереса детей младшего школьного возраста к познавательно-исследовательской деятельности
Младший школьный возраст является такой ступенью развития ребенка, на которой при помощи игр и занятий процессу познания можно придать яркую эмоциональную окраску. Творческое и ненавязчивое воздействие на чувства детей младшего школьного возраста, а также их фантазию и воображение, дают возможность сформировать у них представления об окружающем мире, величинах, формах, цветах, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и речь. В процессе манипулирования предметами и возникает познавательная активность, а также эмоциональные впечатления. Ребенок понимает, что мир − большой и многообразный, все процессы, предметы и объекты в нем находится в определенных зависимостях.
Задача педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста − заложить ориентиры в окружающем его мире, развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, а через нее познавательную мотивацию, познавательные интересы детей.
Школьники имеют уже довольно много представлений об окружающем мире. Они хорошо ориентируются в своем классе и на школьном дворе, знают названия предметов и объектов из своего окружения, а также некоторые свойства и качества предметов. Однако, данные представления непрочно закреплены в сознании младших школьников, и пока они еще слабо ориентируются в скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов (Кому они нужны? Как используются в жизни?).
В младшем школьном периоде выделяют основные направления познавательного развития детей:
- знакомство с событиями, предметами, явлениями, которые находятся за пределами опыта, а также непосредственного восприятия детей;
- установление зависимостей между событиями, предметами, явлениями, благодаря чему в сознании ребенка возникает целостное представление об окружающем мире;
- удовлетворение проявлений детских избирательных интересов;
- развитие положительного и гуманного отношения к окружающей действительности.
Какова структура детского экспериментирования? Это:
1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5. Анализ полученного результата.
6. Формулирование выводов.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
2. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
3. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете.
4. Не сдерживайте инициативы детей.
5. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
6. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
7. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
8. Избегайте прямых инструкций ребенку.
9. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
10. Помогайте учиться управлять процессом мышления: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями, развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
11. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
12. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, родителям.
13. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Процесс экспериментирования занимателен сам по себе. Но сделать его более увлекательным нам поможет сказка. Тем более что сказка – настоящий кладезь мудрости, это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
Кроме того, сюжет сказки, поступки героев можно использовать как средство мотивации детей к познанию тех или иных явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в этой статье....
Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста
Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...
Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к чтению.
Статья о специальных методических средствах и приемах обучения связной выразительной речи, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития младших школьников....
Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к чтению.
В своей работе по развитию связной речи младших школьников на уроках литературного чтения я использую нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на освоение словесных богатств родного языка,...
Доклад на тему: «Развитие внимания детей младшего школьного возраста»
Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невниматель...
Мастер - класс "Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"
Мастер - класс для педагогов !Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»
Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...