Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте
методическая разработка (2 класс) по теме

Жукова Людмила Викторовна

В данной работе указаны определения всех познавательных процессов, зависимость  познавательного интереса  от развитости познавательных процессов, упражнения на развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, воображения, слуховой памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskie_poznavatelnye_process.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

                        Развитие познавательного интереса в младшем школьном  возрасте.

   Человеку,  чтобы  успешно,  эффективно общаться,  строить отношения,   нужно  иметь развитыми все познавательные процессы,  а именно: ощущение,  восприятие,  представление,  воображение, мышление,  память,  внимание.  Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения. Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить  этот познавательный интерес.

   Развитие познавательного интереса в младшем школьном  возрасте обязательно связано с развитостью познавательных процессов.     В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы  развития  таких познавательных процессов как  мышление,  внимание  и  память.  Недостаточная сформированность  этих  процессов  создает  проблемы  в  обучении   младшего школьника. Учитывая то,  что  в  младшем  школьном  возрасте  многие  проблемы обучения связаны с  недостаточной  сформированностью  мышления,  внимания  и памяти считается  важным  создание коррекционной  программы,  направленной на развитие познавательных процессов.

 Личность, ее отношения, привычки, желания существуют благодаря памяти.

  Память - психофизиологический процесс , материальной основой которого является мозг и нервная система. Однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом, эмоциями. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

Как процесс, память выполняет три функции:

запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации), припоминание (восприятие информации).

У разных людей каждая из трех функций развита неодинаково.

Причиной запоминания и припоминания является закон приучения нервной системы. Почему зубрежка - такой дурной способ обучения? Когда факты закрепляются в памяти в продолжении немногих часов или дней путем усиленного напряжения мозга перед экзаменом, запоминание материала в этом случае - иллюзия, т.к. в течение учебного года память почти не упражнялась. Сведения, заучиваемые таким путем, на отдельный случай, временно, не могут образовывать в уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли.

И наоборот,  материал,  избираемый памятью постепенно,  день за днем,  в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такой массой поводов, что остается надолго прочным приобретением.

 При подаче учебного материала нужно соблюдать следующие рекомендации:

-концепции, идеи лучше всего запоминаются после обсуждения в процессе устного общения. Полезно сочетать визуальное и вербальное (словесное); существенную роль для развития памяти играет речь. То, что мы можем выразить словами, запоминается легче и лучше, чем то ,  что может быть воспринято только зрительно или на слух;

-если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения;

  Необходимо тренировать память, так как она не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

 Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Таким образом, внимание — это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами.  

Основные характеристики внимания - концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация - сосредоточенность. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел. Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной  и внеурочной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.

Учителю всегда необходимо помнить следующее:

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.  Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение:  1) использовать непроизвольное внимание;  2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

«С этой точки зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять — заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию; ...прежде чем сообщить что-нибудь новое — вызвать ожидание нового»4.

Мышление - особого рода умственная и практическая деятельность, способность человека логически анализировать проблему.

Для развития познавательного интереса учащихся необходимо научить их:

Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.

Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.

Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.

Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.

Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат. Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий - важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.

Упражнения на развитие познавательных процессов

  1. Упражнение на развитие воображения: «Дорисуй до целого».
  2. Игровое упражнение «ХОРОШО – ПЛОХО» (Карандаш – хорошо почему? – можно рисовать, чертить и т.д. Плохо – почему? Ломается, теряется и т.д.)

3а.Упражнение на развитие абстрактного мышления.

- Что написано пером, не вырубишь топором? Что может опровергнуть данную пословицу? (ластик)

- Избушка нова, жильца нет. Жилец появится, избушка развалится. Что это такое? (яйцо)

- Одного матери отца дитя, а никому не сын. Кто это? (дочь)

- Четыре уха и перьев не сосчитать. (подушка)

3б. Кто из сказочных героев мог  дать такие телеграммы?                                                                                                                                                                                        - Купил семена, приезжайте тянуть.

- Хвост нашли, плакать перестал.

- Помни, все исчезнет после 12 ночи.

 - Ушел от зайца, волка и медведя.

- Купила самовар, приглашаю к чаю.

- Ключ достал, скоро буду.

- Обязуюсь впредь мыть посуду.

- В гости не приду, забарахлил мотор.

- Жена отобрала стрелу, на охоту идти не с чем.

- Люблю цветы только красных оттенков.

- Ищу братьев после страшного происшествия.

- Подложили не свинью, а маленький шарик.

- У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно.

- Надоело носить на голове посуду

4а. Упражнение на развитие слуховой памяти, зрительной памяти, сообразительности, воображения и мышления.  Задачи – шутки.  

-      Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин?

-      Длина бревна 5 метров. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно?

-      В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

-      Какие числа при чтении не изменяются, если их перевернуть вверх ногами? (88, 69)

-      В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя людьми яблоки так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. ( один получает яблоко в корзине)

-      Поле пахали 7 тракторов, 2 остановились. Сколько тракторов в поле?

4б. Прочитайте внимательно один раз; пары слов написанные на доске:

 Шум – вода                            стол – обед

Мост – река                           рубль – копейка

Лес – медведь                       дичь – выстрел

Рой – пчела                            час – время

Гвоздь – доска                       река – море

 Затем стираются вторые слова из пары. И детям предлагается списать первое слово и второе написать, если вспомнят.

5а. Упражнение на развитие концентрации внимания

Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

5б.Чтение текста до заданного выражения 

Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.

5в. «Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово.   Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

5г. Ребенку дается бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

5д. «Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12×7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

5е.Игра «Ищи безостановочно» 

В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Вот такие упражнения на развитие познавательных процессов  я использую в своей работе прямо в течение урока.., поверьте, они дают результат, особенно  при работе с  детьми 7 и 8 вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...

Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усили...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте.

 Познавательный интерес - это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социаль...

Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»

Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государстве...

Творческий отчет. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентиро...