Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет.
методическая разработка

Гергедава Светлана Алексеевна
Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление.

В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста, в ходе индивидуальных занятий.

Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.    

То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Психофизиологические особенности детей, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях детского сада это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей детей – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование. Принимая новых детей, я обязательно подробно изучаю данные клинического и психологического обследования,  медицинские карты, протоколы МПК, беседую с родителями каждого ребенка, дополняя все это собственными педагогическими наблюдениями.

На основе этого складывается подробная характеристика каждого ребенка, которая отражает состояние речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы.

 Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных приемов педагогического взаимодействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь детям, продвинуть их в плане общего развития.

              2. Выделение отдельных групп детей, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4.  Постоянный контроль за результатами работы детей, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Главное,  правильно ориентироваться в структуре дефекта ребенка и выбирать правильную тактику при решении коррекционных  задач: одного ребенка полезно расшевелить, вовлечь в активную работу. Другому чрезмерное возбуждение вредно. Необходимо также заметить, что определение методов педагогической коррекции зависят не только от особенностей патологии, имеющейся у ребенка, но и от индивидуальных особенностей его психики и личности в целом.

Заключение

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и дифференцированного подхода (ИДП) к детям в коррекционной педагогике, это

- учет в содержании и организации коррекционного процесса ведущего нарушения в развитии ребенка, вторичных и осложняющих расстроцств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.

- обеспечение разноуровневости, разнолинейности содержания и организации коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем  инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом  технологические кар­ты. На основании резул...

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Данное занятие раскрывает суть и возможности перцептивного подхода в коррекции когнитивной сферы младших школьников с задержкой психического развития...

Индивидуально- дифферинцированный подход в коррекционно -развивающей работе логопеда

В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С уче...

Дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми по преодолению акустической дисграфии

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образов...

Доклад по теме «Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

     Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внут...