Индивидуально- дифферинцированный подход в коррекционно -развивающей работе логопеда
учебно-методический материал по теме

Степанова Ирина Сергеевна

В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С учетом индивидуальных психофизических особенностей детей учитель-логопед намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему мер для применения в условиях фронтальной работы с группой, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района Санкт-Петербурга Степанова И.С.

Слайд 2

Степанова Ирина Сергеевна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района образование: высшее, РГПУ им.Герцена, 1997 стаж работы: общий 21 год; учителем-логопедом – 18 лет высшая квалификационная категория

Слайд 3

Если учитель имеет только любовь к делу, он - хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Толстой

Слайд 4

Содержание деятельности учителя-логопеда НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ Диагностика речевого развития учащихся младшего школьного возраста (первичная, повторная) Индивидуальное и групповое консультиро вание педагогов ОО по вопросам речевого развития учащихся Индивидуальное и групповое консультирование родителей учащихся Организация и проведение логопедичес ких занятий с младшими школьниками ИНФОРМАЦИОННОЕ Сообщения на МО, педагогических советах, родительских собраниях; информация на стендах

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ системного подхода к методам диагностики , формам и методам коррекционно-развивающей работы; учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста; субъектности, в основу которого положен гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности; амплификации психического развития ребенка, предполагающий максимальную реализацию его возможностей, формирующихся и проявляющихся в специфически детских видах деятельности; деятельности, центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка; реализации индивидуального и дифференцированного подходов.

Слайд 6

Индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся в коррекционно-развивающем процессе с целью активного управления ходом развития их возможностей. В процессе дифференцированного подхода осуществляется учет типологических особенностей школьников.

Слайд 7

Основные критерии деления учеников на типогруппы готовность к обучению обученность обучаемость

Слайд 8

Способы дифференциации: по уровню творчества по уровню трудности по объему

Слайд 9

Реализация индивидуально-дифференцированного принципа на логопедическом занятии Этап занятия Содержание деятельности 1 Актуализация знаний Создание проблемной ситуации 2 Постановка проблемы Дети думают, в чем затруднение. Определяют тему занятия. 3 Открытие нового знания Разбиваются на группы. Делают выводы, сравнивают с другими 4 Первичное закрепление Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа 5 Самостоятельная работа Индивидуальная работа по выбору 6 7 Повторение Итог: Д/з Продолжи фразу: «Я сегодня на уроке…» Самооценка детьми собственной деятельности

Слайд 10

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности «Развитие слогового анализа и синтеза» 1-ый уровень сложности 2-ой уровень сложности 3 -ий уровень сложности 1. Назвать только гласный звук слога; все гласные звуки в слове. 2. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 3. Записать только гласные буквы названных слогов. 4. Записать только слоги, которые начинаются с гласных звуков(оканчиваются гласным). 5. Придумать и назвать слог с соответствующим гласным звуком. 1.Разложить слова под различными графическими схемами. а – а о – о ы – а и – ы е – а носки крыша грибы стакан белка лента мешок забор миска рыба 2. Определить сколько слогов в названии картинок. 3. Записать слоги в тетрадь в соответствии схемой: ры, як, ус, ши, ре, ха, ют, вы, ел, ост, енк, рам, тру, шил, шли, ист, чте, ест, кор, сва. 4. Придумать и записать слова к графическим схемам. о – а, у – а, а – а – а, о – о – о. 5. Поднять карточку с цифрой в соответствии с количеством слогов в слове. Самолёт, сад, куст, жадина, музыка, метро, рука, писк, дерево, мальчик, урок, рот, мост. 1. Выделить первый слог из названий картинок и записать его. Объединить слоги в слова, слова в предложение и прочитать (записать) его. Например: Утюг, домино, мама, больница, шарик, якорь, сова, баран, каток. (У дома большая собака) 2. Назвать мебель, посуду, овощи, фрукты, животных, в названии которых два или три слога. 3. Назвать пропущенный слог в словах (картинках). Ло…та, ры…ки, лю…ки, пи…тель, соло…й, ке…р, по…да, ра…та, ма…зин, ма…нист 4. Составить слова из слогов, данных в беспорядке На, по, ля; рё, за, бе; на, кор, зи; га, ро, до; ты, би, ле; лит, ка,ка; воч, де, ка; рев, ня, дер; ный, де, жур; на, ма, ши; даш, ка, ран; да, ве, ран; ло, мо, ло; зе, га, та; го, я, ды; 5. Подчеркнуть в предложении или в тексте слова, состоящие из 2 или 3 слогов. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!»

Слайд 11

Дифференциация заданий по уровню творчества Тема «Предложение»: Составление предложений из двух и более слов. Составление предложений из слов в начальной форме. Составление предложений из слов данных в беспорядке.

Слайд 12

Дифференциация заданий по объему Задается различное количество заданий. Определяется обязательный объем. За каждое дополнительное задание начисляются баллы (более трудные, задания на смекалку, нестандартные задания).

Слайд 13

Показатели эффективности коррекционно-развивающей работы за период 2013-2015гг

Слайд 14

*** Известно всем, за годом год Мы повторяем снова: Нам важен личностный подход, Нацеленное слово. Когда горит ориентир, Когда все средства к цели, Возможно переделать мир, Открыть любые двери, В любую душу заглянуть – Сиянье глаз – ответом… Пусть не сейчас, когда-нибудь, Но точно будет это!

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Представлюсь:

Слайд №2

Степанова Ирина Сергеевна, учитель-логопед центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района. Остальные данные представлены на слайде.

Слайд №3

В качестве профессионального кредо считаю высказывание Л.Н. Толстого (ДАЛЕЕ ПО СЛАЙДУ)

Если учитель имеет только любовь к делу, он - хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он — совершенный учитель.    

        Слайд №4

Свою деятельность как учитель-логопед осуществляю по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, информационное.

Работа в рамках диагностического направления позволяет выявить имеющиеся нарушения в речевом развитии младших школьников и определить дальнейшие действия учителя-логопеда.

Целью консультативного направления является оказание помощи педагогам и родителям учащихся по вопросам речевого развития младших школьников.

В рамках коррекционно-развивающего направления с учащимися проводятся занятия по соответствующим программам.  Информационное направление позволяет предоставлять необходимые сведения всем участникам образовательного процесса.

По результатам диагностики  заполняется классификатор  ошибок для каждого класса-комплекта. Подобный классификатор позволяет не только наглядно оценить имеющиеся у детей нарушения, но и выбрать оптимальные формы и методы коррекционно-развивающей работы.

Логопедическая работа с детьми указанной категории строится с учетом следующих принципов, представленных на слайде.

Слайд №5

системности, субъектности, учета индивидуальных и возрастных психофизических особенностей школьников и другие.

В качестве одного из ведущих выступает принцип реализации индивидуального и дифференцированного подходов.

Слайд №6

В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С учетом индивидуальных психофизических особенностей детей учитель-логопед намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему мер для применения в условиях фронтальной работы с группой, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. 

Слайд №7

Деление на типогруппы школьников с нарушениями речевого развития  осуществляется с учётом данных обследования психолога, логопеда и наблюдений и тестирования учителя.

Слайд №8

Дифференциация содержания учебных заданий предполагается:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  •  по объёму.

Использование различных способов организации деятельности учащихся, при   этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  •  по степени и характеру помощи учащимся;
  •  по характеру учебных действий.

Слайд №9

Реализация индивидуально-дифференцированного принципа предполагается на всех этапах логопедического занятия: этапе актуализации знаний, постановки проблемы, открытия нового знания, при первичном закреплении, в процессе самостоятельной работы, на этапе закрепления.

Слайд №10

Рассмотрим особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода на логопедических занятиях на конкретных примерах.

При дифференциация учебных заданий по уровню сложности различным группам учащихся в зависимости от их типологических особенностей предлагаются задания, отличающиеся степенью сложности. Например,  при работе на темой «Слоговой анализ и синтез» более сильным школьникам предлагаются задания повышенного уровня сложности…. (ДАЛЕЕ КРАТКО ПО ТАБЛИЦЕ)

Слайд №11

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Например, при изучении темы «Предложение» школьникам могут быть даны следующие задания:

  •  Составление предложений из двух и более слов.
  •  Составление предложений из слов в начальной форме.
  • Составление предложений из слов, данных в беспорядке.

Слайд №12 

При дифференциации заданий  по объему возможно выполнение детьми различного количества заданий с определением обязательного объема и дополнительным начислением баллов за выполнение более трудных или дополнительных заданий.

Необходимо отметить, что в случае возникновения затруднений в процессе выполнения заданий учащимся оказывается индивидуальная «адресная» помощь в виде привлечения внимания, постановки вспомогательных вопросов, определения алгоритма выполнения задания.

 Слайд №13 

Эффективность реализации индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе подтверждается результатами обследования младших школьников

Таким образом, индивидуально-дифференцированный  подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда предполагает  действенное  внимание  к каждому  ребенку,   его индивидуальным и типологическим особенностям, проявлению творческой  индивидуальности, и способствует более эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Слайд №14

       Закончить свое выступление хотела бы словами:

Известно  всем, за годом год

Мы повторяем снова:

Нам важен личностный подход,

Нацеленное слово.

Когда горит ориентир,

Когда все средства к цели,

Возможно переделать мир,

Открыть любые двери,

В любую душу заглянуть –

Сиянье глаз – ответом…

Пусть не сейчас, когда-нибудь,

Но точно будет это!

Слайд №15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Дифферинцированный подход в работе с младшими школьниками»

                                                      ...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...

Практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.

В статье раскрываются практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда....

Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет.

Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет....

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...

Презентация" Нейропсихологический подход в работе учителя -логопеда"

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- корр...