Индивидуально- дифферинцированный подход в коррекционно -развивающей работе логопеда
учебно-методический материал по теме
В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С учетом индивидуальных психофизических особенностей детей учитель-логопед намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему мер для применения в условиях фронтальной работы с группой, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_prezentatsiya_-_stepanova_i.s.ppt | 1.32 МБ |
tekst_k_slaydam_-_stepanova_i.s._.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Степанова Ирина Сергеевна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района образование: высшее, РГПУ им.Герцена, 1997 стаж работы: общий 21 год; учителем-логопедом – 18 лет высшая квалификационная категория
Если учитель имеет только любовь к делу, он - хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Толстой
Содержание деятельности учителя-логопеда НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ Диагностика речевого развития учащихся младшего школьного возраста (первичная, повторная) Индивидуальное и групповое консультиро вание педагогов ОО по вопросам речевого развития учащихся Индивидуальное и групповое консультирование родителей учащихся Организация и проведение логопедичес ких занятий с младшими школьниками ИНФОРМАЦИОННОЕ Сообщения на МО, педагогических советах, родительских собраниях; информация на стендах
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ системного подхода к методам диагностики , формам и методам коррекционно-развивающей работы; учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста; субъектности, в основу которого положен гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности; амплификации психического развития ребенка, предполагающий максимальную реализацию его возможностей, формирующихся и проявляющихся в специфически детских видах деятельности; деятельности, центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка; реализации индивидуального и дифференцированного подходов.
Индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся в коррекционно-развивающем процессе с целью активного управления ходом развития их возможностей. В процессе дифференцированного подхода осуществляется учет типологических особенностей школьников.
Основные критерии деления учеников на типогруппы готовность к обучению обученность обучаемость
Способы дифференциации: по уровню творчества по уровню трудности по объему
Реализация индивидуально-дифференцированного принципа на логопедическом занятии Этап занятия Содержание деятельности 1 Актуализация знаний Создание проблемной ситуации 2 Постановка проблемы Дети думают, в чем затруднение. Определяют тему занятия. 3 Открытие нового знания Разбиваются на группы. Делают выводы, сравнивают с другими 4 Первичное закрепление Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа 5 Самостоятельная работа Индивидуальная работа по выбору 6 7 Повторение Итог: Д/з Продолжи фразу: «Я сегодня на уроке…» Самооценка детьми собственной деятельности
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности «Развитие слогового анализа и синтеза» 1-ый уровень сложности 2-ой уровень сложности 3 -ий уровень сложности 1. Назвать только гласный звук слога; все гласные звуки в слове. 2. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 3. Записать только гласные буквы названных слогов. 4. Записать только слоги, которые начинаются с гласных звуков(оканчиваются гласным). 5. Придумать и назвать слог с соответствующим гласным звуком. 1.Разложить слова под различными графическими схемами. а – а о – о ы – а и – ы е – а носки крыша грибы стакан белка лента мешок забор миска рыба 2. Определить сколько слогов в названии картинок. 3. Записать слоги в тетрадь в соответствии схемой: ры, як, ус, ши, ре, ха, ют, вы, ел, ост, енк, рам, тру, шил, шли, ист, чте, ест, кор, сва. 4. Придумать и записать слова к графическим схемам. о – а, у – а, а – а – а, о – о – о. 5. Поднять карточку с цифрой в соответствии с количеством слогов в слове. Самолёт, сад, куст, жадина, музыка, метро, рука, писк, дерево, мальчик, урок, рот, мост. 1. Выделить первый слог из названий картинок и записать его. Объединить слоги в слова, слова в предложение и прочитать (записать) его. Например: Утюг, домино, мама, больница, шарик, якорь, сова, баран, каток. (У дома большая собака) 2. Назвать мебель, посуду, овощи, фрукты, животных, в названии которых два или три слога. 3. Назвать пропущенный слог в словах (картинках). Ло…та, ры…ки, лю…ки, пи…тель, соло…й, ке…р, по…да, ра…та, ма…зин, ма…нист 4. Составить слова из слогов, данных в беспорядке На, по, ля; рё, за, бе; на, кор, зи; га, ро, до; ты, би, ле; лит, ка,ка; воч, де, ка; рев, ня, дер; ный, де, жур; на, ма, ши; даш, ка, ран; да, ве, ран; ло, мо, ло; зе, га, та; го, я, ды; 5. Подчеркнуть в предложении или в тексте слова, состоящие из 2 или 3 слогов. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!»
Дифференциация заданий по уровню творчества Тема «Предложение»: Составление предложений из двух и более слов. Составление предложений из слов в начальной форме. Составление предложений из слов данных в беспорядке.
Дифференциация заданий по объему Задается различное количество заданий. Определяется обязательный объем. За каждое дополнительное задание начисляются баллы (более трудные, задания на смекалку, нестандартные задания).
Показатели эффективности коррекционно-развивающей работы за период 2013-2015гг
*** Известно всем, за годом год Мы повторяем снова: Нам важен личностный подход, Нацеленное слово. Когда горит ориентир, Когда все средства к цели, Возможно переделать мир, Открыть любые двери, В любую душу заглянуть – Сиянье глаз – ответом… Пусть не сейчас, когда-нибудь, Но точно будет это!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги! Представлюсь:
Слайд №2
Степанова Ирина Сергеевна, учитель-логопед центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района. Остальные данные представлены на слайде.
Слайд №3
В качестве профессионального кредо считаю высказывание Л.Н. Толстого (ДАЛЕЕ ПО СЛАЙДУ)
Если учитель имеет только любовь к делу, он - хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель.
Слайд №4
Свою деятельность как учитель-логопед осуществляю по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, информационное.
Работа в рамках диагностического направления позволяет выявить имеющиеся нарушения в речевом развитии младших школьников и определить дальнейшие действия учителя-логопеда.
Целью консультативного направления является оказание помощи педагогам и родителям учащихся по вопросам речевого развития младших школьников.
В рамках коррекционно-развивающего направления с учащимися проводятся занятия по соответствующим программам. Информационное направление позволяет предоставлять необходимые сведения всем участникам образовательного процесса.
По результатам диагностики заполняется классификатор ошибок для каждого класса-комплекта. Подобный классификатор позволяет не только наглядно оценить имеющиеся у детей нарушения, но и выбрать оптимальные формы и методы коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа с детьми указанной категории строится с учетом следующих принципов, представленных на слайде.
Слайд №5
системности, субъектности, учета индивидуальных и возрастных психофизических особенностей школьников и другие.
В качестве одного из ведущих выступает принцип реализации индивидуального и дифференцированного подходов.
Слайд №6
В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С учетом индивидуальных психофизических особенностей детей учитель-логопед намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему мер для применения в условиях фронтальной работы с группой, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы.
Слайд №7
Деление на типогруппы школьников с нарушениями речевого развития осуществляется с учётом данных обследования психолога, логопеда и наблюдений и тестирования учителя.
Слайд №8
Дифференциация содержания учебных заданий предполагается:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму.
Использование различных способов организации деятельности учащихся, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
Слайд №9
Реализация индивидуально-дифференцированного принципа предполагается на всех этапах логопедического занятия: этапе актуализации знаний, постановки проблемы, открытия нового знания, при первичном закреплении, в процессе самостоятельной работы, на этапе закрепления.
Слайд №10
Рассмотрим особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода на логопедических занятиях на конкретных примерах.
При дифференциация учебных заданий по уровню сложности различным группам учащихся в зависимости от их типологических особенностей предлагаются задания, отличающиеся степенью сложности. Например, при работе на темой «Слоговой анализ и синтез» более сильным школьникам предлагаются задания повышенного уровня сложности…. (ДАЛЕЕ КРАТКО ПО ТАБЛИЦЕ)
Слайд №11
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Например, при изучении темы «Предложение» школьникам могут быть даны следующие задания:
- Составление предложений из двух и более слов.
- Составление предложений из слов в начальной форме.
- Составление предложений из слов, данных в беспорядке.
Слайд №12
При дифференциации заданий по объему возможно выполнение детьми различного количества заданий с определением обязательного объема и дополнительным начислением баллов за выполнение более трудных или дополнительных заданий.
Необходимо отметить, что в случае возникновения затруднений в процессе выполнения заданий учащимся оказывается индивидуальная «адресная» помощь в виде привлечения внимания, постановки вспомогательных вопросов, определения алгоритма выполнения задания.
Слайд №13
Эффективность реализации индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе подтверждается результатами обследования младших школьников
Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда предполагает действенное внимание к каждому ребенку, его индивидуальным и типологическим особенностям, проявлению творческой индивидуальности, и способствует более эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.
Слайд №14
Закончить свое выступление хотела бы словами:
Известно всем, за годом год
Мы повторяем снова:
Нам важен личностный подход,
Нацеленное слово.
Когда горит ориентир,
Когда все средства к цели,
Возможно переделать мир,
Открыть любые двери,
В любую душу заглянуть –
Сиянье глаз – ответом…
Пусть не сейчас, когда-нибудь,
Но точно будет это!
Слайд №15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.
Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...
Практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.
В статье раскрываются практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда....
Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет.
Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет....
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)
laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание с ним ...
Презентация" Нейропсихологический подход в работе учителя -логопеда"
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- корр...