Доклад на педагогический совет.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
Тема:
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Подготовила:
учитель-логопед Гергедава С.А.
Основной целью образовательной организации, в которой проводится коррекционная работа, становится создание специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Для достижения данной цели организация решает следующие задачи:
- Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися.
- Организация безбарьерной, развивающей предметной среды.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого.
- Формирование у детей позитивной, социально-направленной мотивации.
- Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, форм, методов, приемов работы.
- Адаптация содержания учебного материала.
- Создание условий для адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группе сверстников, школьном сообществе.
- Организация уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
- Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- Использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
- Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки.
- Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения в проектировании и организации образовательного процесса;
- Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнеров.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов.
Обновление содержания образования в настоящее время требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в современной образовательной системе, отличий традиционной, развивающей и личностноориентированной систем обучения; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Освоение нового содержания, эффективных форм и методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого учителя.
Осуществлять на достаточно высоком уровне педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигать стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся может лишь профессионально компетентный педагог.
Вы видите те умения, которыми характеризуется компетентный педагог.
Процессы реформирования и модернизации системы образования и отдельных ее сегментов коснулись и учителя-логопеда и способствуют росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с детьми.
Перед учителем-логопедом поставлены задачи:
- поиск новых, эффективных методов и приёмов работы;
- внедрение их в свою работу;
- использование различных видов, методов и форм контроля;
- развитие самостоятельности обучающихся;
- обеспечение объективной ценности результатов.
Задача учителя - логопеда – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд.
Выделяются два компонента профессиональной компетентности: профессионально-практические и социально-личностные навыки.
Профессионально - практические:
- диагностическая – умение, изучив речевые, коммуникативные, моторные навыки ребенка и проанализировав данные беседы, анкеты, медицинской карты и заключения других специалистов, вынести точное речевое заключение, позволяющее правильно построить логопедическую работу.
- инструментальная – поиск и внедрение в практику новых педагогических идей, подбор приемов и методов коррекции, профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированными способами постановки звуков и т.д.
- маршрутная – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося с нарушениями речевого развития, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей.
- коммуникативная – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети, имеющие особенности психофизического развития, их родители, специалисты и педагоги; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
- компьютерная – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.
Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда не может ограничиваться только расширением специальных знаний, приемов ведения логопедической работы.
Огромное значение имеет социально-личностная составляющая. Личностный компонент формирования профессиональных качеств учителя-логопеда включает в себя, прежде всего, умение общаться, ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда — это процесс непрерывного общения его со школьниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы. Очень важно «открыть» ребенка на общение. "Открытие" ребенка на общение зависит, в первую очередь, от создания комфортных условий на занятиях (в состоянии психологического комфорта дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции невозможно выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него и планировать дальнейшую совместную с ним работу. Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям. Необходимо, чтобы они слышали слова одобрения и поддержки, проживали ситуацию успеха на каждом занятии.
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей: возрастных, психофизиологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного для ребёнка; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности;
знание психолого-педагогических особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ;
умение проектировать индивидуальный учебный процесс для ребёнка с ОВЗ.
Личностно-ориентированная модель общения предполагает ситуацию, при которой взрослый предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования. К каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
К социально-личностным навыкам учителя - логопеда относятся так же знание законов и нормативных актов; умение использовать новую информацию и информационно-коммуникативные технологии; способность к социальному взаимодействию; толерантность; милосердие; креативность, творческий подход; проявление эмоциональной и поведенческой гибкости. Умение соблюдать конфиденциальность служебной информации.
Учитель-логопед должен обладать и такими качествами: эмпатия — способностью эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
педагогическим тактом - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом.
педагогической зоркостью - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка;
педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с ОВЗ, в результативность специального образовательного процесса. «…вера в Ребёнка заполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит педагога принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка» Ш. А. Амонашвили.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. В целом, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Формами повышения компетентности являются методические объединения, педагогические советы, семинары. Они позволяют рассмотреть большое количество вопросов и активизируют педагогическую деятельность; способствуют тому, что мы обмениваемся опытом, высказываем свое суждение, не боясь его ошибочности, и приходим к правильному пониманию и решению проблемы, знакомимся с новинками литературы и опытом своих коллег.
Другой формой повышения компетентности логопеда являются консультации педагогов, родителей. Консультации могут быть как запланированы заранее и отражаться в годовом плане, так и проводиться по необходимости, требованию. Они могут быть индивидуальными или групповыми, например, родительское собрание по обучению родителей эффективным приёмам обучения ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, с ТМНР и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Нельзя не отметить такую форму как самообразование в развитии профессиональной компетентности педагога. Послушайте слова немецкого педагога и просветителя Адольфа Дистервега.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. Отмечу, что
- Самообразование осуществляется добровольно;
- Осуществляется сознательно;
- Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Направления самообразования учителя-логопеда
- Профессиональное
- Психолого-медико-педагогическое (владение знаниями о психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с речевой патологией и психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с сочетанной патологией (нарушения речи при недоразвитии интеллекта, нарушения речи у детей с сенсорными нарушениями, нарушения речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). Создание комплексного индивидуального образовательного маршрута ребёнка.
- Нейропсихологическое (владение современными нейропсихологическими методиками обследования речевого развития детей).
- Неврологическое (владение понятийным аппаратом и терминологией)
- Нейропедагогическое (знание клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей).
- В области здоровье-сберегающих технологий
- В области ИКТ- технологий
- Методическое
- Лингвистическое (языков)
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда
- Повышение качества профессиональных компетенций
- Готовность к педагогическому творчеству
- Профессиональный рост
- Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
- Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентно-способного специалиста образовательного пространства.
Процесс обучения детей с ОВЗ - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося ребёнка с ОВЗ, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции, здоровьесбережения, воспитания, общего развития и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...

Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...
Доклад к педагогическому совету "Использование ИКТ в воспитательной работе"
Актуальная тема педагогического совета....

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"
Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...