Доклад на педагогический совет.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 91.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
Тема:
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Подготовила:
учитель-логопед Гергедава С.А.
Основной целью образовательной организации, в которой проводится коррекционная работа, становится создание специальных условий для развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Для достижения данной цели организация решает следующие задачи:
- Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися.
- Организация безбарьерной, развивающей предметной среды.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого.
- Формирование у детей позитивной, социально-направленной мотивации.
- Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, форм, методов, приемов работы.
- Адаптация содержания учебного материала.
- Создание условий для адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группе сверстников, школьном сообществе.
- Организация уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
- Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- Использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
- Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки.
- Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения в проектировании и организации образовательного процесса;
- Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнеров.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов.
Обновление содержания образования в настоящее время требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в современной образовательной системе, отличий традиционной, развивающей и личностноориентированной систем обучения; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Освоение нового содержания, эффективных форм и методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого учителя.
Осуществлять на достаточно высоком уровне педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигать стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся может лишь профессионально компетентный педагог.
Вы видите те умения, которыми характеризуется компетентный педагог.
Процессы реформирования и модернизации системы образования и отдельных ее сегментов коснулись и учителя-логопеда и способствуют росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с детьми.
Перед учителем-логопедом поставлены задачи:
- поиск новых, эффективных методов и приёмов работы;
- внедрение их в свою работу;
- использование различных видов, методов и форм контроля;
- развитие самостоятельности обучающихся;
- обеспечение объективной ценности результатов.
Задача учителя - логопеда – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд.
Выделяются два компонента профессиональной компетентности: профессионально-практические и социально-личностные навыки.
Профессионально - практические:
- диагностическая – умение, изучив речевые, коммуникативные, моторные навыки ребенка и проанализировав данные беседы, анкеты, медицинской карты и заключения других специалистов, вынести точное речевое заключение, позволяющее правильно построить логопедическую работу.
- инструментальная – поиск и внедрение в практику новых педагогических идей, подбор приемов и методов коррекции, профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированными способами постановки звуков и т.д.
- маршрутная – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося с нарушениями речевого развития, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей.
- коммуникативная – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети, имеющие особенности психофизического развития, их родители, специалисты и педагоги; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
- компьютерная – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.
Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда не может ограничиваться только расширением специальных знаний, приемов ведения логопедической работы.
Огромное значение имеет социально-личностная составляющая. Личностный компонент формирования профессиональных качеств учителя-логопеда включает в себя, прежде всего, умение общаться, ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда — это процесс непрерывного общения его со школьниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы. Очень важно «открыть» ребенка на общение. "Открытие" ребенка на общение зависит, в первую очередь, от создания комфортных условий на занятиях (в состоянии психологического комфорта дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции невозможно выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него и планировать дальнейшую совместную с ним работу. Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям. Необходимо, чтобы они слышали слова одобрения и поддержки, проживали ситуацию успеха на каждом занятии.
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей: возрастных, психофизиологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного для ребёнка; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности;
знание психолого-педагогических особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ;
умение проектировать индивидуальный учебный процесс для ребёнка с ОВЗ.
Личностно-ориентированная модель общения предполагает ситуацию, при которой взрослый предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования. К каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
К социально-личностным навыкам учителя - логопеда относятся так же знание законов и нормативных актов; умение использовать новую информацию и информационно-коммуникативные технологии; способность к социальному взаимодействию; толерантность; милосердие; креативность, творческий подход; проявление эмоциональной и поведенческой гибкости. Умение соблюдать конфиденциальность служебной информации.
Учитель-логопед должен обладать и такими качествами: эмпатия — способностью эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
педагогическим тактом - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом.
педагогической зоркостью - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка;
педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с ОВЗ, в результативность специального образовательного процесса. «…вера в Ребёнка заполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит педагога принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка» Ш. А. Амонашвили.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. В целом, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Формами повышения компетентности являются методические объединения, педагогические советы, семинары. Они позволяют рассмотреть большое количество вопросов и активизируют педагогическую деятельность; способствуют тому, что мы обмениваемся опытом, высказываем свое суждение, не боясь его ошибочности, и приходим к правильному пониманию и решению проблемы, знакомимся с новинками литературы и опытом своих коллег.
Другой формой повышения компетентности логопеда являются консультации педагогов, родителей. Консультации могут быть как запланированы заранее и отражаться в годовом плане, так и проводиться по необходимости, требованию. Они могут быть индивидуальными или групповыми, например, родительское собрание по обучению родителей эффективным приёмам обучения ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, с ТМНР и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Нельзя не отметить такую форму как самообразование в развитии профессиональной компетентности педагога. Послушайте слова немецкого педагога и просветителя Адольфа Дистервега.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. Отмечу, что
- Самообразование осуществляется добровольно;
- Осуществляется сознательно;
- Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Направления самообразования учителя-логопеда
- Профессиональное
- Психолого-медико-педагогическое (владение знаниями о психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с речевой патологией и психофизиологических, психолого-педагогических особенностях детей с сочетанной патологией (нарушения речи при недоразвитии интеллекта, нарушения речи у детей с сенсорными нарушениями, нарушения речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). Создание комплексного индивидуального образовательного маршрута ребёнка.
- Нейропсихологическое (владение современными нейропсихологическими методиками обследования речевого развития детей).
- Неврологическое (владение понятийным аппаратом и терминологией)
- Нейропедагогическое (знание клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений у детей).
- В области здоровье-сберегающих технологий
- В области ИКТ- технологий
- Методическое
- Лингвистическое (языков)
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда
- Повышение качества профессиональных компетенций
- Готовность к педагогическому творчеству
- Профессиональный рост
- Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
- Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства
Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентно-способного специалиста образовательного пространства.
Процесс обучения детей с ОВЗ - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося ребёнка с ОВЗ, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции, здоровьесбережения, воспитания, общего развития и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Доклады на педагогическом совете
Доклады на педагогическом совете...
Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...
Доклад к педагогическому совету "Использование ИКТ в воспитательной работе"
Актуальная тема педагогического совета....
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"
Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...