Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.
статья

Жукова Елена Алексеевна

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_realizatsii_sots.napravlennosti.docx366.4 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Подготовила: учитель начальных классов Жукова Е. А.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Умение выявлять социальные проблемы, находить пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций. Так как в современном обществе проблемных ситуаций становится больше.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно – социальное   проектирование.

Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность.

Социальный проект – это , как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают

осознанию ими социальной значимости своей деятельности.

Современная жизнь выдвигает очень высокие требования к человеку нового поколения, который должен быть компетентным, хорошо образованным и способным адекватно и быстро реагировать на любые перемены в жизни общества. Школа, являясь неотъемлемой частью общества, зеркально отражает процессы, происходящие в нём. Современное образовательное учреждение представляет собой «открытую гуманную систему» (Р.В.Овчарова) и имеет многофункциональный характер, то есть ориентировано на работу с учащимися, имеющими различные убеждения и индивидуальные условия жизни.

Таким образом, главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя.

Социальное проектирование - это способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей  среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

Практико-ориентированный (социальный) проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Целью социального проектирования является:

Привлечь внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению

одной из этих проблем силами самих учащихся.

Задачи социального проектирования:

1. Повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

2. Закрепление навыков командной работы;

3. Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование

предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).

  • Умения , которые развиваются у детей:
  • - коммуникативные,
  • - регулятивные,
  • - познавательные,
  • - личностные

Этапы проектной деятельности:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание,

планирование);

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

• оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Основные требования к социальному проекту

Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)

Целостность

Последовательность и связность

Объективность и обоснованность

Компетентность автора и персонала

Жизнеспособность

Ожидаемые результаты социального проектирования

Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в реализации проекта.

• Реальный вклад обучающихся в изменение социальной ситуации .

• Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.

• Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

• Получение социального позитивного опыта, осознание своей значимости.

Практическая работа учителя

Метод проектов широко применяю в своей работе как в урочной, так и во внеклассной работе. Социальному проектированию также уделяется большое внимание. Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся, способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки, что является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности учителя.

Темы социальных проектовдля начальной школы

1 «Моя семья»

• 2 «Моя родина»

• 3 «Книжкин дом»

• 4 «Дорогою добра»

• 5 «О дружбе и друзьях»

• 6 «Ветеран живёт рядом»

• 7 «Праздник чая»

• 8 «Мама – главное слово в жизни»

• 9 «Предновогодние чудеса»

• 10 «Дорожная азбука»

• 11 «Учимся играть в команде»

• 12 « Зимняя сказка» и др.

Значимость социального проектирования для формирования гражданских

компетентностей школьников

Получения первого опыты создания проекта помогает сформировать микромодель гражданского общества;

• социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику;

• социальное проектирование помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и становиться активными и ответственными гражданами.

Правила выбора темы:

hello_html_55d5399f.png

Структура работы над проектом

I. Подготовка обучающихся к работе над проектом.

II. Выбор проблемы.

III. Сбор информации (исследование проблемы):

Социологические опросы;

Анализ материалов средств массовой информации;

Встречи, интервью.

IV.Разработка собственного варианта решения проблемы.

V.Реализация плана действий:

Обращение к заинтересованным лицам и организациям, социальная переписка;

Собственное участие.

VI.Составление портфолио

VII.Презентация

Реализация социальных проектов в начальной школе

Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов. Структура социального проекта Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта: планирование; проекция; предвидение; предвосхищение; прогнозирование результатов; конструирование; моделирование; анализ результатов. Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.

Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Литературный обзор.

Любой социальный проект в школе, на производстве, невозможен без полноценного предварительного анализа той проблемы, о которой пойдет речь в исследовании. Нет необходимости «изобретать велосипед» заново, для начала нужно изучить литературу, выбрать ключевые моменты, связанные с тематикой исследования. Только после получения теоретических знаний, можно переходить к разработке собственного социального проекта.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень. Реализация поставленных задач Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов.

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научные, гуманитарные. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ, оценивается результативность проекта.

Заключение 

В последнее время интерес к социальным проектам возрос Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, окружных. Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований. Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

Выводы :

- вовлечение учащихся в социальное проектирование даёт положительные результаты и расширяет кругозор в социуме,

- позволяет развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся,

- повышает уровень формирования гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, села, района.

«Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли…

С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся , чтобы питомец наш умел заставить себя думать».

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы классного коллектива во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Выступление на августовской секции учителей начальных классов района. Дата выступления 26 августа 2013 года...

«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

В данной статье рассматривается социальное проектирование как технология социального воспитания учащихся, его занчимость в становлении личности учащегося, раскрывается сущность социального проект...

Отчет по реализации проекта "Дорожная карта " учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны за 2015-2019 гг..

В данном проекте предоставлен подробный анализ по реализации дорожной карты...

«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личн...