«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».
учебно-методический материал на тему
В данной статье рассматривается социальное проектирование как технология социального воспитания учащихся, его занчимость в становлении личности учащегося, раскрывается сущность социального проектирования, виды социальных проектов и особенности их построения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zasedanii_mo_klassnyh_ruk-ley.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя Киселевой Е.А. на заседании методического объединения классных руководителей
по теме: «Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная учащимся; в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки. Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов, и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для общеобразовательной организации. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий. В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников. Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях: Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.); Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов. Цель социального проектирования - привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; - включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования: - повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; - формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе - совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), -социальная мобильность; -закрепление навыков командной работы Признаки проекта Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового Установленные сроки начала и завершения Определенные ресурсы Измеряемый продукт или результат. Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения, включающий три основных вида деятельности: 1.Планирование. 2. Организация. 3. Управление. Планирование: Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными. Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.) Организация: Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда. Управление: Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее: Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах). Решение возникающих проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить. Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д. Работа над проектом позволяет почувствовать, как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать. Роль социального проектирования в становлении личности учащихся Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин: Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем. Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может. В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки). Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, ознакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты: 1. Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации обучающегося к существованию в социуме. 2. Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. 3. В проекте обязательна работа не одного, а целой команды. 4. Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу. Роль педагога становится координирующей (консультант — советник). Ученический и педагогический коллектив нашей школы активно участвует в проектной деятельности. Создаются локальные группы для работы над каким-либо проектом. Однако с каждым новым проектом составы групп меняются. Участие каждой из групп является однократным, но тематика проектов носит общешкольную гражданско-патриотическую направленность «Я - гражданин России!». Неоднократно наши ребята становились призерами конкурса «Я - гражданин России!». Самый заметный проект, в котором с удовольствием приняли участие не только сами дети, но и их родители, а также педагогический коллектив – это проект «Школьный двор». Был разработан проект с учетом мнения родительской общественности, педагогического коллектива, учеников. Каждый класс в соответствии с намеченным планом занимается благоустройством своего участка, начиная работу ранней весной и заканчивая поздней осенью. Традиционными стали акции по посадке деревьев на территории села и школы. Совместно с ООО «Эко-трейд» в октябре была проведена акция по высадке саженцев лиственницы и туи на пришкольном участке. Результатом работы школьных коллективов в проекте социальной направленности можно считать: формирование актива класса, школы, качественное изменение личностных характеристик участника коллектива, положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни, смена внутренней позиции учащихся, формирование основных нравственных качеств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"
В статье раскрывается система работы с семьями "социального риска"...
Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями
Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в пер...
План работы классного руководителя с детьми из социально неблагополучных семей
Состовление план на учебный год...
Организация работы классного руководителя в условиях введения и реализации ФГОС
Организация работы классного руководителя в условиях введения и реализации ФГОС...
Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.
Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах....
«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личн...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....