Работа с одаренными детьми в условиях личностно-ориентированного образования
статья

Валиуллина Гульнар Шариповна

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx50.41 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в условиях  личностно-ориентированного образования

Автор:

Валиуллина Гульнара Шариповна,

учитель начальных классов

                                                                             МБОУ КСШ № 3 г. Кукмор

В своем Послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин немало времени уделил системе образования, в том числе поддержке одаренных детей. "Но в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип - каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов - это наша задача. В этом успех России", - особо отметил Путин…Действительно, в современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Республика Татарстан вышла на новый социально-экономический этап с международным статусом, запрос одаренной, талантливой молодежи возрастает, поэтому в республике запущены гранты и программы с целью поддержки одаренных детей.

Роль школы в становлении конкурентоспособной молодежи неоценима, а прежде всего роль учителя начальных классов - создать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Изучив и проанализировав процентное соотношения, я сделала выводы и поставила следующие задачи.

Во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на  первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.   Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость  усвоения материала свойственны третьим.

 Одаренность может проявляться:

  1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты

утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

  1. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную

одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

  1. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то

причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Основной целью в работе с одаренными детьми является – создание условий успешности для оптимального развития детей

Задачи:

  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Развитие творческих способностей на уроках, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей.
  • Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков.
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности.
  • Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Главной задачей, таким образом, становится необходимость развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, он должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях. 

Одаренность бывает:

  1. академической (способность   учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.
  2. интеллектуальной    (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
  3. художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
  4. творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
  5. психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто  в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Для поддержки одаренных детей  я  использую:

  • индивидуальный подход на уроках;
  • дополнительные  занятия  с  одаренными  учащимися;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование      современных    средств    информации;
  • создание детских портфолио.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей. 1 – 4 классы, я считаю  аналитическим этапом работы с одаренными детьми. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность, как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Но, несмотря на это, в 3 – 4 классе я работаю по индивидуальной программе с более талантливыми в отдельной области учениками, у которых ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность в изучении отдельных предметов. Их интерес отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда. Мною разработан план работы с одаренными детьми. Это система развивающих задач и упражнений, которые я предлагаю учащимся в течение всего учебного года.

Индивидуальное занятие построено на занимательных математических задачах, играх на развитие памяти, внимания, логического мышления. Такие задания выполняют двойственную функцию – делают менее привычными виды  заданий и расширяют кругозор ребёнка. Также мы рассматриваем задачи с применением рациональных способов решения повышенной сложности, предполагающих творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи.

Программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях с одарёнными детьми обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

На дополнительных занятиях по русскому языку чаще всего я учу писать детей сочинения, создавать словесные этюды, делать словесные зарисовки, писать письма. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например:

  1. Почему ластик стирает?
  2. Почему «поднимается» тесто? и т.д.

План является   ориентиром  для  учителя.  Используя  литературу  и  собственный  опыт, я  конкретизирую содержание каждого  занятия.   Затрагивая определенную тему, стараюсь не «выплескивать» на учащихся весь набор имеющихся по теме заданий, так  как это может снизить интерес ребёнка к занятиям. Все предлагаемые мною задания должны быть в итоге разобраны с учащимися. При разборе слово предоставляю самим учащимся. А учитель может подвести итоги обсуждения и предложить, если возможно, более удачное решение. Работу строю разнообразно и эффективно, для получения нужного результата.

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных, при участии в математических и лингвистических каруселях.

Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже со 2 класса.

А вот такие у нас результаты.

Название мероприятий

Уровень

Ф.И.ученика

Результат

III Международная викторина «Лесная математика», 2015 год

Международнаый

Гришина Диана, МизиповСалих, Файзуллин Шамиль

Дипломы победителей,

3 место

Районный конкурс песен и стихов о Матери, посвященного Дню Матери, в номинации «Художественное слово», 2015 год

Районный

Гришина Диана

Дипломант

Межрегиональная многопредметная олимпиада (очная) «Интеллектуальный марафон для младших школьников», г.Вятские Поляны, 2016 г.

Межрегиональный

Гумерова Алина

Диплом III степени

Межрегиональная многопредметная олимпиада (очная) «Интеллектуальный марафон для младших школьников», г.Вятские Поляны, 2016 г.

Межрегиональный

МизиповСалих

Диплом II степени

Международный конкурс «Молодежное движение», 2016 год

Международный

Галиев Ислам

Диплом I степени по математике, диплом II степени по окружающему миру, диплом  III степени по русскому языку

Республиканская очная олимпиада по русскому языку «От А до Я» среди участников образовательных учреждений Республики Татарстан, («Сомик»), г.Казань, НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2016 год

Республиканский

Гумерова Алина

Сертификат участника

Районный интеллектуальный конкурс «Почемучка», 2016 год

Районный

Гумерова Алина

Грамота призера

Районный интеллектуальный конкурс «Почемучка», 2016 год

Районный

МизиповСалих

Грамота за активное участие

Всероссийский конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Солнечный день», 2016 год

Всероссийский

Галиев Ислам

Диплом победителя

III место

Всероссийский очный конкурс чтецов «Вклад в Победу» среди участников дошкольных и общеобразовательных учреждений Российской Федерации, («Сомик»), г.Казань, НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2016 год

Всероссийский

Гришина Диана

Диплом призера

Муниципальный конкурс «Скоросчет», 2017 год

Районный

Галиев Ислам

Грамота победителя

Муниципальный Интеллектуальный марафон «Умный», 2018 год

Районный

Галиев Ислам

Призер

III Республиканский творческий конкурс «Новогодний переполох», номинация «Новогодний венок», 2018 год

Республиканский

Файзрахманова Алина

Диплом победителя

Интеллектуальный марафон  учащихся 3 - 4 классов «Умный», для учащихся общеобразовательных организаций, 2019 год

Районный

Галиев Ислам

Сертификат участника

Районный конкурс военно-патриотической песни и художественного слова Управления культуры, Управления по делам молодежи и спорту, Управления образования, в номинации «Художественное слово», 2019 год

Районный

Гафиятуллин Амир

Грамота лауреата

Открытый межрегиональный выставка-конкурс творческих работ детей и педагогов по декоративно-прикладному творчеству «Вятские мастера», номинация «Бисероплетение»,  2019 год

Межрегиональный

Рамазанов Салим

Диплом,

2 место

Открытый межрегиональный выставка-конкурс творческих работ детей и педагогов по декоративно-прикладному творчеству «Вятские мастера», номинация «Природный материал», 2019 год

Межрегиональный

ГатауллинаАлия

Сертификат участника

Открытый межрегиональный выставка-конкурс творческих работ детей и педагогов по декоративно-прикладному творчеству «Вятские мастера», номинация «Мягкая игрушка», 2019 год

Межрегиональный

Гумерова Алина

Диплом,

3 место

Открытый межрегиональный выставка-конкурс творческих работ детей и педагогов по декоративно-прикладному творчеству «Вятские мастера», номинация «Работы из дерева», 2019 год

Межрегиональный

Мизипов Салих

Сертификат участника  

Открытый межрегиональный выставка-конкурс творческих работ детей и педагогов по декоративно-прикладному творчеству «Вятские мастера», номинация «Работы из дерева», 2019 год

Гришина Диана  

Сертификат участника

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Следующее немаловажное направление в программе с одаренными детьми является исследовательская деятельность. Цель работы в данном направлении привлечь всех желающих детей, дать возможность воплотить свои интересы в определенной науке, и, возможно, именно этот ученик станет выдающимся ученым в своей области. А самое главное, такие дети становятся самоуверенными, успешными в учебе и  по другим предметам, стараются проявить творчество во внеурочное время. Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе.

За четыре года было защищено 10 исследовательских работ на районном, Межрегиональном, Республиканском уровнях. Все выступления оценены на высоком уровне.

Название конференции

Уровень

Ф.И.ученика

Результат

I Всероссийский конкурс проектно –исследовательских работ «Грани науки» - 2015

Всероссийский

Гатауллина Алия

Диплом,

III место

II Межрегиональная краеведческая конференция научно-исследовательских, проектных и творческих работ имени ЗамалетдинаБикташи, 2017 год

Межрегиональный

Сабиров Карим

Диплом,

 III место

Межрегиональная эколого – географическая научно – практическая конференция «Через поиск и творчество к совершенству», конкурс стихов собственного сочинения «Край ты мой, родимый край», 2017 год

Межрегиональный

Сабиров Карим

Грамота,

3 место

Региональная научно – исследовательская конференция для школьников и студентов, посвященной к 100-летию героя советского союза Н. Савина и году экологии, 2017 год

Региональный

Сабиров Карим

Грамота,

1 место

Межрегиональная научно – практическая конференция проектных и исследовательских работ школьников «Наука и Человек», посвященной Всероссийскому дню Науки, 2018 год

Межрегиональный

Сабиров Карим

Диплом

II степени

II – Республиканская научно – практическая конференция «Туганҗирсулышы», 2018 год

Республиканский

Сабиров Карим

Грамота победителя в номинации «Моя династия»

III (V) Поволжская научно – практическая конференция имени академика К.А.Валиева, 2018 год

Республиканский

Сабиров Карим

Диплом

III степени

Межрегиональная эколого – географическая научно – практическая конференция «Через поиск и творчество к совершенству», 2019 год

Межрегиональный

Биккинина Камила

Диплом,

2 место

II Межрегиональная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ школьников «Наука и Человек», посвященной Всероссийскому дню Науки, 2019 год

Межрегиональный

Сабиров Карим

Грамота,

2 место

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми должна проходить, как в урочное, так и во внеурочное время. Система дополнительного образования - кружки, студии, секции - помогают рсакрыть творческие способности уча...

Роль работы с одаренными детьми в повышении качества образования

Мини-презентация "Роль работы с одаренными детьми в повышении качества образования"....

Преемственность в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования

Преемственность в работе с одаренными детьми на разных ступенях образованияВыступление....

«Современное образование. Система работы с одаренными детьми»

«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»К. Роджерс...

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".

Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей"  г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.

Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития. Цели программы:·   созд...

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.На материале занятий английском языком...