Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".
статья по теме
Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей" г.Тайшет с докладом на пед чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_tayshet.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр детского развития и досуга г.Нижнеудинск».
Работа с одаренными детьми по декоративно прикладному направлению в дополнительном образовании
Новикова Светлана Евгеньевна, педагог ДО
Тайшет
30.01.15
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 1
2.Основной 2
2.1.Проблема выявления развития и поддержки одаренных детей 2
2.2Выявление одаренных детей 3
2.3.Развитие творческих способностей на занятиях дополнительного образования 4
2.4.Развитие способностей на занятиях дополнительного образования 6
3.Заключение 6
4.Список литературы . 8
Приложение.
1. В динамичном, быстро меняющимся мире ,общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школы, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи дополнительного образования.
В «Концепции модернизации Российского образования» говорится, что школа(1)- в широком смысле этого слова-должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные нравственные предприимчивые люди которые могут самостоятельно принимать ответственное решение в ситуации выбора ,
прогнозируя их возможности , последствия ,отличаются любознательностью, динамизмом , конструктивностью.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Жизнь требует от дополнительного образования подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентно способного. Именно это имея ввиду психолог и писатель Г.Томпсон, говорил: «способности-объяснение вашего успеха»
Развитие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети-это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развивающихся и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными детьми являются крайне необходимой.
В настоящее время существует две точки зрения: «все дети являются одаренными»-«одаренные дети встречаются крайне редко». Одни полагают, что до уровня одаренного можно развивать практически любого здорового
-1-
ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других
«одаренность»-уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется полету одаренных детей.(1,с.4)
2. Каким же должны быть основание, чтобы ребенок считался одаренным?
Одаренные дети-это дети, которые признаны образовательной системой: превосходящими уровень интеллектуального развития детей определенного
возраста. На сегодняшний день большинство психологов признает, качественное своеобразие и характер развития одаренности-это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
2.1. Проблема работы с учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, такими станут завтра министры и президенты». Поэтому остро встает вопрос о разработке системы работы с такими детьми, которая бы включая в себя разные уровни, такие как:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на занятиях;
- развитие способностей в дополнительном образовании (олимпиады, конкурсы, индивидуальная, проектная работа);
- создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те,
-2-
которые могут проявиться. Поэтому одаренным ребенком можно считать ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Одаренность представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
2.2 Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одаренных детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время занятия. Это позволяет определить первые признаки одаренности среди обучающихся, которые перешли в среднее звено. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают вопросы, склонны к размышлению, отличаются хорошей памятью.
Для диагностики одаренности среди обучающихся других параллелей я использую методику, проводимую школьным психологом «Штурм» (школьный тест умственного развития). Он позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта в области декоративно прикладного искусства. (всего 100 вопросов за 35 мин. Результат- в %.
Затем полученная информация сравнивается, анализируется и обобщается.
Проблема выявления одаренных детей сложна и следует иметь ввиду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированы
-3-
Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения,
решение технологических задач, самостоятельные практические работы
предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть интересную деятельность-творческую.
Методы контроля тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Применяю формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: международные, всероссийские, муниципальные конкурсы, олимпиады, викторины.
Открыли «Банк креативных идей» (БКИ), где ребята самостоятельно разрабатывают и проводят мастер классы по декоративно прикладному творчеству на базах школ – для ребят, родителей, учителей, родителей; в детских садах, организовывают выставки, ярмарки. Пополненный финансовый бюджет используем на приобретение материалов и инструментов для занятий. Ведем статистику добрых дел, результатов, а в конце года подводим итоги проделанной работы. Стимулом служит для детей, это – выезд на оз.Байкал (на летних каникулах, совместно с родителями).
2.3 Основной формой организации учебного процесса в школе остается занятие. Формы и приемы в рамках отдельного занятия декоративно-прикладного искусства отличаются значительным разнообразием и
-4-
направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Хочу отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выгодский назвал
«зоной потенциального развития».
Поэтому широкое распространение здесь получают групповые и индивидуальные формы работы, , различного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей детей:
- приобщать учащихся к творческой работе;
- прививать интерес к творчеству, поиску;
- развивать навыки созидания, самореализации.
(Например. Интегрированные занятия: ДПИ «Русская тряпичная кукла-скрутка», литература «Русский фольклор», МХК «Костюм русского костюма», музыка «Русская народная музыка, песни».)
Мною накоплен опыт использования проектов при обучении детей по декоративно прикладному направлению. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающийся характер. Любой из них конкретно способный и заслуживает рассмотрения. Например: «Корзина с цветами» (6кл) г. Тайшет, «Пляжная сумка» (6кл) г.Тайшет, «Вязанный клатч» (7кл) г.Тайшет, настенное панно «Ассамбляж»
-5-
(7кл) г.Тайшет, « Цветы с фольги» (5кл) , «Канзаши» (8кл) и др. Не
удивительно, что проекты моих ребят, не раз были финалистами и занимали призовые места в конкурсах.
2.4. Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают дополнительные задания, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня, к которым присуще элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Таким образом , можно сделать вывод, что занятия декоративно прикладного творчества в дополнительном образовании являются одним из самых важных этапов в развитии способностей одаренных детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребенком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к виду деятельности. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих групп.
Проводим предметные недели , где проводим интересные мероприятия такие как: «Шляпный бал», Конференция «Секреты красоты», «Поле чудес» и др.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса дает мне возможность расширить диапазон индивидуального образования.
Целостную картину результатов обучающихся дает система портфолио.
3. Итак, дополнительное образование представляет каждому ребенку
-6-
возможность свободного выбора образовательной области, профиля
программ, времени и их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности.
-7-
Список используемых источников
1.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.-М., 1991.
2.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.
3.Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменский и В.М. Слуцкого.-М., 1991
4.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1992.
5.Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (текст) Н.С. Лейтес-М.,-Издательский центр «Академия», 2003-320с.
6.Ю.П. Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» (текст) Ю.П. Семянникова.-М. Педагогика 2003,-115с.
7.Ковалькова О.н. «Одаренность», проблемы, испытания (текст) М. академия, 2010.
8.Авдеева Н.И. «Одаренные дети» (текст) Н.И. Авдеева-М. издательский центр «Академия» 2008.-176с.
9.В.В. Чурсина «Одаренные дети в семье» (текст) В.В. Чурсина-М. Издательство «Преент», 2006.-176с.
-8-
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глоссарий по теме: «Одаренные дети»
Задатки- это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Способности-это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков, умений не сводятся.
Одаренность-генетически обусловленный компонент особенностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
Талант- высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают черт характера. Творчество-мышление, в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.
Одаренность- это системное, развивающееся в течении жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Общая одаренность- (общая умственная) обеспечивает овладение разнообразными знаниями и умениями , которые человек реализует во многих видах деятельности. К общей одаренности относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому общие способности называют «общими умственными способностями».
Специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность.
Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность.
Степень сформированности. Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития.
Потенциальная одаренность- это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени, в силу их функциональной недостаточности.
Форма проявления. Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность, проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности этого ребенка.
Широта проявлений в различных видах деятельности. Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. Особенности возрастного развития дифференцируют раннюю и позднюю одаренность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...
Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
В работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные методы и приемы....
Методики обучения декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; ...
«Декоративно-прикладное искусство в условиях дополнительного образования как средство развитие творческих способностей обучающихся»
Статья о роли декоративно-прикладного творчества в развитии младших школьников....