Статья " Социальная адаптация детей с ОВЗ и поиск путей их решения"
статья

Суворова Любовь Викторовна

Взаимодействие взрослого  и ребенка - основной путь решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент   труда  и  социальной  защиты  населения  г.  Москвы

                              ГКУ     ЦССВ  «Сколковский»

                                           СТАТЬЯ

                       " Социальная  адаптация  детей  с  ОВЗ

                           и  поиск  путей  их  решения  средствами  

                         социально-педагогической  коррекции"

                                                                                            Учитель-дефектолог:

                                                                                           Л.В. Суворова

                                                Москва

  Расширение опыта обучения детей с ОВЗ, выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. К ним  можно отнести: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристику этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. Предпринимая попытку ответить на эти практические вопросы, мы опирались на собственный практический опыт. В основе нашего подхода лежат следующие положения. Дети с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Такая работа должна носит комплексный характер, охватывать все линии его индивидуального развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития учеников, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ученика, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными. Родители имеют право выбора той или иной формы помощи в соответствии с возрастом ребенка, состоянием его здоровья, уровнем индивидуального развития. Исходя из названных положений, основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельности  (в меру своих возможностей ).

     Задачи оказания коррекционной помощи многообразны, их можно сформулировать следующим образом:

– охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений физического развития;

– формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;

– формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

– соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

– формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;              

– формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;

– развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.

    Предоставление коррекционной помощи как можно большему количеству детей  с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия форм ее организации. Она может быть организована как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов: педагогов-дефектологов, психологов, логопедов, врачей и др.

     Формы организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью могут быть следующими: группы для детей с выраженной умственной отсталостью в дошкольных учреждениях общего назначения; консультативные пункты  по месту жительства детей; специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью и формами недоразвития , а также, стационарные группы для детей с выраженной умственной отсталостью; группы с интегрированными формами коррекции; классы (группы) для учащихся с осложненными формами умственной отсталости при коррекционных школах и в общеобразовательной школе, как инклюзивное обучение; «дома жизни» (для взрослых после 20 лет); учреждения системы социального развития, с дошкольными и школьными отделениями, центры; учебно-воспитательные группы при ассоциациях родителей для оказания систематической психолого-педагогической и медицинской помощи семье и ребенку; санатории, дома отдыха для семей, имеющих детей с выраженной умственной отсталостью с соответствующими коррекционными психолого-педагогическими и медицинскими услугами.

   Перечисленные варианты не исчерпывают всех возможностей оказания коррекционно-образовательных услуг детям и взрослым с выраженным недоразвитием интеллекта.

    Основное содержание обучения должно в первую очередь способствовать социальному и культурному развитию детей. Процесс обучения реализуется на основе индивидуально-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Программы обучения составляются педагогами после направленного изучения (обследования) возможностей детей психологом, логопедом.

    Умения  детей формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом  занятии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке, рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также важно для социальной адаптации.

     Акцент в обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой или общественно-полезной деятельности. Предметы учебной программы нацеливают на разнообразные коммуникативные умения за пределами школы: поликлиника, магазин, рынок, транспорт, досуг и др. Так, чтение – формирует    эталонные качества поведения и черт характера на примере доступных литературных жанров (сказки, рассказы, короткие стихотворения, басни); счетные навыки целесообразно применять при расчете денег на продукты, приготовление пищи, покупку одежды, обуви, посещение досуговых мест и т. д. В живом мире важно уделить внимание человеку, охране его здоровья, безопасности поведения в  окружающей среде.  Предусмотрено  развитие навыков социокультурного поведения, которые следует использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности социально-правового содержания.

    Обучение детей и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов учреждения. Воспитатель для детей – тот человек, который связывает их с удивительным миром, многообразием окружающего, ещё ими не познанного.

   Воспитатель – ещё и хранитель традиций и культуры своего народа.

Посещали краеведческий музей, знакомились с фольклорным и народно – прикладным искусством, обрядовыми праздниками. Это помогло познакомить детей с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью, воспитать у детей уважение к старине, родной культуре. Пробудило в детях любознательность и чувство прекрасного.

    Прав В. А. Сухомлинский, который писал: « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям".

   Это же так здорово, однажды встретившись с группой малышей, провести их через всё дошкольное детство, подвести к школьному порогу, развить в каждом чувство уверенности к себе, наделить способами познания окружающей действительности и средствами общения с другими людьми, и при этом сохранить удивительную восприимчивость ко всему доброму, прекрасному, волшебному.

    Я уверена в том, что работа  педагога, это не просто профессия. Это – труд души, моральный, интеллектуальный, духовный, эмоциональный, психологический. И, может быть, не каждому он под силу. Но тот, для кого любовь детей - высшая награда, не может поддаться разочарованию, какие бы трудности его не ожидали.

     Говорят, радость – это состояние души, которое даёт о себе знать постоянным и неутомимым поиском, чего-то нового, желанием проявить себя с лучшей стороны, способностью преодолевать трудности.  

   Всем известна фраза: « Дети – цветы жизни». Действительно, один похож на скромную ромашку, другой на колючий кактус, третий – на нежную незабудку…

   Необходимо не допустить того, чтобы чудесные цветы превратились в холодные бездушные снежинки. Поэтому, я считаю, у педагога есть один путь – постоянное самосовершенствование, желание ежеминутно, ежесекундно стать лучше.

Закончить своё размышление мне хочется изречением Гёте: « Те, у кого мы учимся, правильно называются педагогами, но не всякий заслуживает это имя».

Я же всегда буду стараться заслужить это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Трудности,с которыми сталкивается учитель при работе в начальных классах и пути их решения"

Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос...

Статья "Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы. Проблемы и пути их решения. "

Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов, совершенствование образования в России  предъявляют повышенные требования к подготовке у...

Статья "Формирование УУД на уроках в 1 классе, проблемы и пути их решения"

В статье я делюсь опытом формирования УУД на уроках в 1 классе...

Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".

Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...

Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"

Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов....

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....

Статья на тему: "Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения"

Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения...