Статья " Социальная адаптация детей с ОВЗ и поиск путей их решения"
статья
Взаимодействие взрослого и ребенка - основной путь решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
СТАТЬЯ
" Социальная адаптация детей с ОВЗ
и поиск путей их решения средствами
социально-педагогической коррекции"
Учитель-дефектолог:
Л.В. Суворова
Москва
Расширение опыта обучения детей с ОВЗ, выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. К ним можно отнести: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристику этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. Предпринимая попытку ответить на эти практические вопросы, мы опирались на собственный практический опыт. В основе нашего подхода лежат следующие положения. Дети с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Такая работа должна носит комплексный характер, охватывать все линии его индивидуального развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития учеников, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ученика, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными. Родители имеют право выбора той или иной формы помощи в соответствии с возрастом ребенка, состоянием его здоровья, уровнем индивидуального развития. Исходя из названных положений, основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельности (в меру своих возможностей ).
Задачи оказания коррекционной помощи многообразны, их можно сформулировать следующим образом:
– охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений физического развития;
– формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
– формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
– соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
– формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
– формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации;
– развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
Предоставление коррекционной помощи как можно большему количеству детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия форм ее организации. Она может быть организована как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов: педагогов-дефектологов, психологов, логопедов, врачей и др.
Формы организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью могут быть следующими: группы для детей с выраженной умственной отсталостью в дошкольных учреждениях общего назначения; консультативные пункты по месту жительства детей; специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью и формами недоразвития , а также, стационарные группы для детей с выраженной умственной отсталостью; группы с интегрированными формами коррекции; классы (группы) для учащихся с осложненными формами умственной отсталости при коррекционных школах и в общеобразовательной школе, как инклюзивное обучение; «дома жизни» (для взрослых после 20 лет); учреждения системы социального развития, с дошкольными и школьными отделениями, центры; учебно-воспитательные группы при ассоциациях родителей для оказания систематической психолого-педагогической и медицинской помощи семье и ребенку; санатории, дома отдыха для семей, имеющих детей с выраженной умственной отсталостью с соответствующими коррекционными психолого-педагогическими и медицинскими услугами.
Перечисленные варианты не исчерпывают всех возможностей оказания коррекционно-образовательных услуг детям и взрослым с выраженным недоразвитием интеллекта.
Основное содержание обучения должно в первую очередь способствовать социальному и культурному развитию детей. Процесс обучения реализуется на основе индивидуально-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Программы обучения составляются педагогами после направленного изучения (обследования) возможностей детей психологом, логопедом.
Умения детей формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом занятии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке, рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также важно для социальной адаптации.
Акцент в обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном предъявлении) для решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой или общественно-полезной деятельности. Предметы учебной программы нацеливают на разнообразные коммуникативные умения за пределами школы: поликлиника, магазин, рынок, транспорт, досуг и др. Так, чтение – формирует эталонные качества поведения и черт характера на примере доступных литературных жанров (сказки, рассказы, короткие стихотворения, басни); счетные навыки целесообразно применять при расчете денег на продукты, приготовление пищи, покупку одежды, обуви, посещение досуговых мест и т. д. В живом мире важно уделить внимание человеку, охране его здоровья, безопасности поведения в окружающей среде. Предусмотрено развитие навыков социокультурного поведения, которые следует использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности социально-правового содержания.
Обучение детей и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов учреждения. Воспитатель для детей – тот человек, который связывает их с удивительным миром, многообразием окружающего, ещё ими не познанного.
Воспитатель – ещё и хранитель традиций и культуры своего народа.
Посещали краеведческий музей, знакомились с фольклорным и народно – прикладным искусством, обрядовыми праздниками. Это помогло познакомить детей с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью, воспитать у детей уважение к старине, родной культуре. Пробудило в детях любознательность и чувство прекрасного.
Прав В. А. Сухомлинский, который писал: « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям".
Это же так здорово, однажды встретившись с группой малышей, провести их через всё дошкольное детство, подвести к школьному порогу, развить в каждом чувство уверенности к себе, наделить способами познания окружающей действительности и средствами общения с другими людьми, и при этом сохранить удивительную восприимчивость ко всему доброму, прекрасному, волшебному.
Я уверена в том, что работа педагога, это не просто профессия. Это – труд души, моральный, интеллектуальный, духовный, эмоциональный, психологический. И, может быть, не каждому он под силу. Но тот, для кого любовь детей - высшая награда, не может поддаться разочарованию, какие бы трудности его не ожидали.
Говорят, радость – это состояние души, которое даёт о себе знать постоянным и неутомимым поиском, чего-то нового, желанием проявить себя с лучшей стороны, способностью преодолевать трудности.
Всем известна фраза: « Дети – цветы жизни». Действительно, один похож на скромную ромашку, другой на колючий кактус, третий – на нежную незабудку…
Необходимо не допустить того, чтобы чудесные цветы превратились в холодные бездушные снежинки. Поэтому, я считаю, у педагога есть один путь – постоянное самосовершенствование, желание ежеминутно, ежесекундно стать лучше.
Закончить своё размышление мне хочется изречением Гёте: « Те, у кого мы учимся, правильно называются педагогами, но не всякий заслуживает это имя».
Я же всегда буду стараться заслужить это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Трудности,с которыми сталкивается учитель при работе в начальных классах и пути их решения"
Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос...
Статья "Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы. Проблемы и пути их решения. "
Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов, совершенствование образования в России предъявляют повышенные требования к подготовке у...
Статья.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Рассматривая социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания хочется отметить, что современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений школы и семьи. В повседневной...
Статья "Формирование УУД на уроках в 1 классе, проблемы и пути их решения"
В статье я делюсь опытом формирования УУД на уроках в 1 классе...
Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".
Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...
Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"
Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов....
Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения
Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....