Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"
статья на тему

Кохановская Елена Владимировна

Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_konflikty_i_puti_ih_resheniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические конфликты и пути их решения.

«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно» Фромм Э.

        Ежедневно в школе встречаются сотни людей – взрослых и детей. И порой на фоне совместной работы возникают конфликтные ситуации. Их участниками могут быть сами школьники, педагоги, родители или администрация школы. Даже малозаметный конфликт влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Каждая конкретная ситуация решается в индивидуальном порядке, со своей стратегией. За основу решения конфликта берутся, в первую очередь, основания, на которых он построен.

        Каждая конфликтная ситуация в школе – это следствие разности восприятия. Поэтому общая формула поведения для решения конфликта основана не только на выявлении причин возникновения разногласий, но и на умении правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства. Возникшую ситуацию необходимо проанализировать, затем постараться мягко снять возникшее между сторонами психологическое напряжение и только после этого можно начинать искать пути и методы решения конфликта.

        Можно выделить следующие виды конфликтов в школе: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – родители, родители – родители, родители – администратор. Рассмотрим причины конфликтов некоторых типов.

        Конфликты типа «ученик – ученик» возникают достаточно часто. Разногласия между детьми – обычное явление, в том числе в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие  в споре между учениками порой необходимо.

        Причинами конфликтов между учениками  могут быть:

● борьба за авторитет;

● соперничество;

● обман, сплетни;

● оскорбления;

● обиды;

● враждебность к любимым ученикам учителя;

● личная неприязнь к человеку;

● симпатия без взаимности;

● борьба за девочку ( мальчика)

        Часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя всё же необходимо, важно это сделать в спокойной форме, обойтись без давления на ребёнка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдёт алгоритм решения этой задачи.

        После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребёнком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что - то вроде: «…., конфликт – не повод переживать. В твоей жизни будет ещё много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить их правильно, без взаимных упрёков и оскорблений, сделать выводу, определённую работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

        Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Общение и педагогическая тактика учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом.

        Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности.

 В конфликтах «ученик – учитель» можно выделить следующие причины:

● отсутствие единства в требованиях учителей;

● чрезмерное количество требований к ученику;

● непостоянство требований самим учителем;

● ученик считает себя недооценённым;

● учитель не может примириться с недостатками ученика;

● личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

        Всякая ошибка учителя при разрешении такого конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

        Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведёт к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

        Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций  и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго разрушают их взаимодействие.

        Таким образом, конфликт – это своего рода закономерность в процессе общения между учителем и учащимися. Он неизбежно будет возникать в силу определённых обстоятельств. Но учитывая их, можно суметь пресечь конфликт уже на стадии его зарождения. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами:

        Единственной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действие. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребёнок «заразится» спокойствием педагога.

        Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учёбе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

        При диалоге между учителем и учеником важно учитывать определённые вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребёнку. Как сказать – составляющее не менее важно. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций – то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, упрёки и угрозы лучше забыть.

        Иногда, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, приглашают «третьего». При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику, и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком. Часто в разрешение конфликтов вынужденно включается кто-то из администрации школы.

        Конечно, данные рекомендации носят примерный характер – ведь каждый конфликт неповторим и требуем своих средств разрешения. Но, несмотря на это, учитель должен соблюдать доброжелательное и справедливое отношение к ученикам. Это станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

        Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. Это не означает, что нужно избегать конфликтов. Неразрешённый своевременно конфликт, так же, как  и вовремя не излеченная болезнь, через определённый период времени может дать серьёзные осложнения, поэтому нужно своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель – ученик – родители».

Причины возникновения таких конфликтов:

● разные представления сторон о средствах воспитания;

● недовольство родителя методами обучения педагога;

● личная неприязнь;

● мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребёнку.

Если такой конфликт не удаётся урегулировать своевременно, в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая может занять, либо позицию арбитра в конфликте, либо стать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликтов значительно увеличится.

При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт – в конструктивный.

Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций:

Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.

Конфликтные люди, как правило, недружелюбны к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с родителями или учеником. Для этого можно использовать следующие приёмы:

- не отвечать агрессией на агрессию;

- не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

-  дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии;

- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

        Если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

Диалог.

Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство.

На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникаций между оппонентами. На второй стадии – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

        Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать своё, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное – не только говорить и слушать, но и услышать и быть услышанным.

Во время диалога важно придерживаться некоторых правил:

- соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту;

- не перебивать без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;

- не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;

- в своих доводах опираться на факты, а не на слухи и чужие мнения;

- стараться правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

- не давать готовых «рецептов» решений проблемы, постарайтесь построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

        В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликтов.

Взаимодействие.

По сути, этот этап включает и восприятие, и диалог и прочие виды совместной деятельности общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

        Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместной деятельности по разрешению существующих проблем способствует превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов – в сотрудников. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.

Список используемой литературы:

● С.В.Баныкина Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // С.В.Баныкина – М.: УРСС, 2001

● Н.В.Гришина Психология конфликта // Н.В.Гришина – СПб: Питер , 2000

● М.М.Рыбакова Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе// М.М.Рыбакова – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конфликт в школе и пути его решения.

Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели б...

Конфликт в начальной школе и пути его решения

Конфликт в начальной школе и пути его решения...

Занятие с учащимися 4 класса Тема:“Конфликт и пути его решения”.

Цель – формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.Задачи: Воспитание чувства уважения друг к другу;Улучшение взаимоотношений в классе;Ознакомить учащихся ...

Конфликты и пути их решения

Советы родителям...

Классный час на тему "Конфликт и пути его решения"

Цели: Формирование представления о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятием «конфликт»; развитие коммуникативных спос...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Конфликты и пути их решения», 4 класс

Конспект занятия Тема: «Конфликты и пути их решения»   Цель деятельности учителя: формирование новых знаний о конфликтах, создание благоприятной атмосферы в классе.Планируем...