Статья "Педагогические конфликты и пути их решения"
статья на тему
Типы конфликтов, причины конфликтов между учениками, психологические приёмы разрешения конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_konflikty_i_puti_ih_resheniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические конфликты и пути их решения.
«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно» Фромм Э.
Ежедневно в школе встречаются сотни людей – взрослых и детей. И порой на фоне совместной работы возникают конфликтные ситуации. Их участниками могут быть сами школьники, педагоги, родители или администрация школы. Даже малозаметный конфликт влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Каждая конкретная ситуация решается в индивидуальном порядке, со своей стратегией. За основу решения конфликта берутся, в первую очередь, основания, на которых он построен.
Каждая конфликтная ситуация в школе – это следствие разности восприятия. Поэтому общая формула поведения для решения конфликта основана не только на выявлении причин возникновения разногласий, но и на умении правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства. Возникшую ситуацию необходимо проанализировать, затем постараться мягко снять возникшее между сторонами психологическое напряжение и только после этого можно начинать искать пути и методы решения конфликта.
Можно выделить следующие виды конфликтов в школе: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – родители, родители – родители, родители – администратор. Рассмотрим причины конфликтов некоторых типов.
Конфликты типа «ученик – ученик» возникают достаточно часто. Разногласия между детьми – обычное явление, в том числе в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причинами конфликтов между учениками могут быть:
● борьба за авторитет;
● соперничество;
● обман, сплетни;
● оскорбления;
● обиды;
● враждебность к любимым ученикам учителя;
● личная неприязнь к человеку;
● симпатия без взаимности;
● борьба за девочку ( мальчика)
Часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя всё же необходимо, важно это сделать в спокойной форме, обойтись без давления на ребёнка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдёт алгоритм решения этой задачи.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребёнком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что - то вроде: «…., конфликт – не повод переживать. В твоей жизни будет ещё много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить их правильно, без взаимных упрёков и оскорблений, сделать выводу, определённую работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Общение и педагогическая тактика учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности.
В конфликтах «ученик – учитель» можно выделить следующие причины:
● отсутствие единства в требованиях учителей;
● чрезмерное количество требований к ученику;
● непостоянство требований самим учителем;
● ученик считает себя недооценённым;
● учитель не может примириться с недостатками ученика;
● личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).
Всякая ошибка учителя при разрешении такого конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведёт к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго разрушают их взаимодействие.
Таким образом, конфликт – это своего рода закономерность в процессе общения между учителем и учащимися. Он неизбежно будет возникать в силу определённых обстоятельств. Но учитывая их, можно суметь пресечь конфликт уже на стадии его зарождения. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами:
Единственной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действие. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребёнок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учёбе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
При диалоге между учителем и учеником важно учитывать определённые вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребёнку. Как сказать – составляющее не менее важно. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций – то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, упрёки и угрозы лучше забыть.
Иногда, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, приглашают «третьего». При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику, и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком. Часто в разрешение конфликтов вынужденно включается кто-то из администрации школы.
Конечно, данные рекомендации носят примерный характер – ведь каждый конфликт неповторим и требуем своих средств разрешения. Но, несмотря на это, учитель должен соблюдать доброжелательное и справедливое отношение к ученикам. Это станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. Это не означает, что нужно избегать конфликтов. Неразрешённый своевременно конфликт, так же, как и вовремя не излеченная болезнь, через определённый период времени может дать серьёзные осложнения, поэтому нужно своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель – ученик – родители».
Причины возникновения таких конфликтов:
● разные представления сторон о средствах воспитания;
● недовольство родителя методами обучения педагога;
● личная неприязнь;
● мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребёнку.
Если такой конфликт не удаётся урегулировать своевременно, в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация учебного заведения, которая может занять, либо позицию арбитра в конфликте, либо стать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликтов значительно увеличится.
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт – в конструктивный.
Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций:
Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.
Конфликтные люди, как правило, недружелюбны к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с родителями или учеником. Для этого можно использовать следующие приёмы:
- не отвечать агрессией на агрессию;
- не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
- дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии;
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
Если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.
Диалог.
Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство.
На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникаций между оппонентами. На второй стадии – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.
Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать своё, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное – не только говорить и слушать, но и услышать и быть услышанным.
Во время диалога важно придерживаться некоторых правил:
- соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту;
- не перебивать без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;
- не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;
- в своих доводах опираться на факты, а не на слухи и чужие мнения;
- стараться правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;
- не давать готовых «рецептов» решений проблемы, постарайтесь построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.
В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликтов.
Взаимодействие.
По сути, этот этап включает и восприятие, и диалог и прочие виды совместной деятельности общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.
Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместной деятельности по разрешению существующих проблем способствует превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов – в сотрудников. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.
Список используемой литературы:
● С.В.Баныкина Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // С.В.Баныкина – М.: УРСС, 2001
● Н.В.Гришина Психология конфликта // Н.В.Гришина – СПб: Питер , 2000
● М.М.Рыбакова Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе// М.М.Рыбакова – М., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Конфликт в школе и пути его решения.
Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели б...
Внеклассное занятие "Конфликт и пути его решения"
Конфликт и пути его решения...
Конфликт в начальной школе и пути его решения
Конфликт в начальной школе и пути его решения...
Занятие с учащимися 4 класса Тема:“Конфликт и пути его решения”.
Цель – формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.Задачи: Воспитание чувства уважения друг к другу;Улучшение взаимоотношений в классе;Ознакомить учащихся ...
Конфликты и пути их решения
Советы родителям...
Классный час на тему "Конфликт и пути его решения"
Цели: Формирование представления о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятием «конфликт»; развитие коммуникативных спос...
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Конфликты и пути их решения», 4 класс
Конспект занятия Тема: «Конфликты и пути их решения» Цель деятельности учителя: формирование новых знаний о конфликтах, создание благоприятной атмосферы в классе.Планируем...