Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Посохова Юлия Станиславовна

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Понятие “ ограничение возможности здоровья” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.

 

Знаменитые  психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления  личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности   и целеустремленности,  что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.  В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль  педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Таким образом, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

- Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ЦСП РАО, 1999.

- Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М.: Полиграф сервис., 2008.

- Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

- Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172

- Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сборник научно-методических статей "Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья"

http://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/945-arkhiv-za-2015-god/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-realizuyushchikh-programmy-obshchego-obrazova...

Статья "Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Статья  может быть интересна педагогам и родителям детей с ОВЗ....