Статья " Использование игр и упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ"
статья
Развитие детского мышления через игры. Краткая характеристика детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Статья
«Использование игровых упражнений для
развития мышления у детей с ОВЗ»
Проводила дефектолог:
Л. В. Суворова
МОСКВА
Мышление рассматривается как отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные процессы возникают у него в результате познаний свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находятся в тесном контакте. Первые проблески мышления носят практический, действенный характер. Наиболее ранняя форма мышления называется наглядно-действенной, и способствует формированию других, более сложных форм: наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Исследователи Веккер Л. М., Люблинская А. А., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я. , Шиф Ж. И., Матасов Ю. Т. указывают на необходимость изучения особенностей мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью с целью их коррекции в процессе обучения и воспитания.
Учащиеся с нарушением интеллекта часто не осознают наличие проблемной ситуации, а если и понимают её, то не связывают поиск решения с необходимостью использования вспомогательных средств.
Мышление у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием и слабостью имеющихся представлений и понятий, смысловых связей, трудностью их установления, инертностью и затрудненностью общения. Для развития способностей учащегося, важно создать среду обучения.
Еще Л.С. Выготский писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать учащегося через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям структура образного мышления развивается в игровой форме. Поэтому возникает идея развивать мышление учащегося с нарушением интеллекта в процессе обучения игре.
Целенаправленный подбор игр и игровых упражнений по формированию мышления приучают учащегося ориентироваться в окружающем мире. Они учатся выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей, обогащать сенсорный опыт учащегося, что само по себе является важнейшей задачей всей коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми школьниками.
В своей работе, для обучения учащихся, я использую натуральные объекты, муляжи, игрушки, предметы – т. е. всё объёмное, что способствует развитию у учащихся мышления и ещё усидчивость, внимания, мелкой моторики, речи. Всё перечисленное оборудование используется с учетом - вида урока, его целей, задачей, темой. На уроке используются игры: «Башня», «Дай такой же», «Что лишнее?», «Какой цвет», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Бабочка и цветок», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Светофор», «Дорога», « Правила дорожного движения», «Зоопарк», « По грибы», «Найди такую же игрушку». Все эти игры способствуют развитию мышления – развитию таких мыслительных процессов, как - сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Рекомендую коллегам при обучении учащихся с нарушением интеллекта использовать натуральные объекты, муляжи, игрушки,
предметы – т. е. всё объёмное, то что нас всех окружает, т. е. учащийся будет не только обучаться и познавать что-либо, но и социолизироваться в окружающем его мире.
Краткая характеристика учащихся.
АНЯ Б. - Внимание привлекается во время индивидуальной работы. С помощью учителя стала показывать по картине. Стала брать карандаш, штрихует рука в руку.
НАСТЯ Г. – Активна на занятиях. Учится отвечать полными предложениями. Работает над четким произношением слов.
ДАША С. – Научилась рассматривать книги. Любит работать с учителем на занятии П.П.Д.. Радуется полученному результату.
ДИАНА П. – Стала сидеть на занятиях, проявился интерес к игрушкам. Научилась собирать пирамидки. Прививаем игровые навыки с куклой.
КСЕНИЯ С. – Стала более активна на уроках. Пытается что-то сделать с помощью учителя.
ОЛЯ И. – Хорошо работает на уроках, стала отвечать на вопросы учителя, выходит к доске.
ВЕРОНИКА Г. – Девочка активная на всех занятиях. Учит стихи, работает над дикцией.
ПОЛИНА Н. – Стала брать в руки игрушку и держать её, но не продолжительно. Водит глазами за игрушкой или предметом.
АНЯ М. – На уроках стала усидчивая, проявляла интерес к урокам, но не продолжительно. С интересом работала с мозаикой и пазлами.
СОФЬЯ М. – Проявляет интерес к учебе. Стала более активна на уроках, выходит к доске, и с интересом играет в развивающие игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках чтения и окружающего мира".
презентация...
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»
Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»...
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"
Сейчас в методической литературе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе....
Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.
Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....
Статья: «Использование игровых упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ»
Мышление рассматривается как отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к...