Статья "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал

Акохова Жанна Васильевна

                Сейчас в методической литературе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

                Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.).

                 Заговорили о целостной технологии критического мышления лишь в середине 90-х годов.

                 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Технология критического мышления.

                Сейчас в методической литературе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

                Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.).

                 Заговорили о целостной технологии критического мышления лишь в середине 90-х годов.

                 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

                Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

                Данная технология эффективна на уроках русского языка и литературного чтения, т.к. приоритетная роль отводится тексту (чтение, пересказ, анализ, трансформация, интерпретация, дискуссия, сочинение).

               Я критично относилась к этой технологии, думала, что для начальной школы она применима с 4 класса. Приемов очень много.

                Модель построения уроков в технологии развития критического мышления.

                Вызов --- осмысление --- рефлексия.

                Какие приемы я использую

                Стадия «Вызов». Функции: побуждение к работе с новой информацией; вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме; обмен мнениями.

               Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

              На столе корзинка. Методика:

1) перед детьми ставится проблема;

2) каждый ученик самостоятельно вспоминает: что он знает по данной проблеме (1-2 мин);

3) обмен информацией в парах (группах);

4) выдвижение гипотез;

5) учитель в виде тезисов записывает идеи, включая ошибочные;

6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

             Например, на уроке литературного чтения при изучении произведения Драгунского «Все тайное становится явным» задаю вопрос: «Как вы понимаете это выражение?» (Проблема: затратно по времени, поэтому выбираю детей-помощников)

             Прием «Дерево предсказаний».

               Ствол дерева –тема, с одной стороны ветви – предположения, ветви с другой стороны – аргументы. У меня Это дерево сказочное.

               Например. Урок русского языка «Как проверить безударную гласную в слове?»

                 Предположение: подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

                Аргумент: правило.

                Предположение: проверить по орфографическому словарю.

                Аргумент: есть непроверяемые безударные гласные и т.д.

               Приём  «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы».

            Я предлагаю утверждения, а учащиеся выбирают «верные» (по их мнению). Учащиеся  знакомятся с новой информацией на уроке и  возвращаются к данным утверждениям и определяют их достоверность. Я даю чаще всего виде таблицы.  

             Например.

             Верите ли вы, что в слове лыжи в сочетании жи пишиться буква и и т.д.   Они ставят галочки. В конце урока они возвращаются к этой таблице.

             Стадия «Осмысление». Функции: получение новой информации по теме; классификация полученной информации; сохранения интереса к изучаемой теме.

             Приём Инсерт (insert) или маркировка текста. Путь от старого знания к новому.

             При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки.

Пометки должны быть следующие:

 «V»– уже знал;

 «+»– новое;

«?»– думал иначе.

           Заполнение таблицы «Инсерт» дается тяжело.

           Использую при чтении определения термина, правила по русскому языку и при изучении биографии авторов на уроках литературы.

           Прием «Чтение с остановками».

           Текст заранее делю на части; к каждой части формулирую вопросы, с помощью которых учащиеся должны предугадать дальнейшее развитие событий в рассказе. Использую звукозапись.

           Например, при изучении произведении Н.Н.Носова «Живая шляпа». (Хакимова).

           Прием «Зигзаг».

            Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, который разделен на части. Дети знакомятся самостоятельно с текстом. Затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста. Примерные задания:  составить схему, озаглавить части, составить вопросы. Затем презентуют свою работу.

             Приём  «Толстые и тонкие вопросы».

«Тонкие вопросы» требуют однозначного ответа. «Толстые вопросы» – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –«тонкие», а потом «толстые».

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

                Проблема: если ученику трудно составить «толстые вопросы», он отрабатывает навык на «тонких вопросах».  Можно делить на группы: Знатоки «тонких» вопросов и Знатоки «Толстых вопросов»

               Игра «Как вы думаете?»

               Класс делится на группы по 4 – 6 человек, выдаю игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда», карточки с высказываниями, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Каждый ребенок берет карточку, ни с кем не советуясь, кладет ее на одну из зон игрового поля. Затем происходит обсуждение между членами группы. Мнение может измениться. Далее они презентуют свой продукт.

                 Например. Урок русского языка «Имя существительное».

Имя существительное пишется с большой буквы (иногда).

Имя существительное обозначает название предмета (всегда).

Имя существительное отвечает на вопрос что делает? (никогда)

                 «Перепутанные логические цепочки».

Ученикам предлагается восстановить последовательность сюжета, процесса, явлений, последовательность которых нарушена.  

                  Например. Урок литературного чтения Н.Н.Носов «Живая шляпа». (ИКТ).

                   Стадия «Рефлексия». Функция: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

                    Прием «Кластер». Ведущим приемом являются «кластеры»-грозди. Грозди- графический прием в систематизации материала. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезды наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. 

               Например. Урок литературного чтения .

               Обобщение по теме «О братьях наших меньших». (название темы, название автора, название произведения). Наши дети очень плохо знают авторов. (1 класс, сентябрь – произведение «Мойдодыр» написал Питер Чайковский)

             Приём «Синквейн».

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

 1 строка – тема или предмет (одно существительное);

 2 строка – описание предмета (два прилагательных);

 3 строка – описание действия (три глагола);

 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 

             Проблема: не знаем части речи. Работаем по образцу.

              Например. Урок литературного чтения . Э.Успенский «Чебурашка». Кто такой Чебурашка?

«Синквейн» дает возможность подвести итог полученной информации, может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Портрет ученика: вырабатывает, невзирая на авторитеты, свое собственное мнение в контексте учебной программы; приобретает навыки, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и  содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования ста...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...

Технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью.      «Принципиальным ...

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...