Статья: «Использование игровых упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ»
статья
Мышление рассматривается как отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Статья
«Использование игровых упражнений для
развития мышления у детей с ОВЗ»
Проводила дефектолог:
Л. В. Суворова
МОСКВА
Мышление рассматривается как отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные процессы возникают у него в результате познаний свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находятся в тесном контакте. Первые проблески мышления носят практический, действенный характер. Наиболее ранняя форма мышления называется наглядно-действенной, и способствует формированию других, более сложных форм: наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Исследователи Веккер Л. М., Люблинская А. А., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я. , Шиф Ж. И., Матасов Ю. Т. указывают на необходимость изучения особенностей мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью с целью их коррекции в процессе обучения и воспитания.
Учащиеся с нарушением интеллекта часто не осознают наличие проблемной ситуации, а если и понимают её, то не связывают поиск решения с необходимостью использования вспомогательных средств.
Мышление у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием и слабостью имеющихся представлений и понятий, смысловых связей, трудностью их установления, инертностью и затрудненностью общения. Для развития способностей учащегося, важно создать среду обучения.
Еще Л.С. Выготский писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать учащегося через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям структура образного мышления развивается в игровой форме. Поэтому возникает идея развивать мышление учащегося с нарушением интеллекта в процессе обучения игре.
Целенаправленный подбор игр и игровых упражнений по формированию мышления приучают учащегося ориентироваться в окружающем мире. Они учатся выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей, обогащать сенсорный опыт учащегося, что само по себе является важнейшей задачей всей коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми школьниками.
В своей работе, для обучения учащихся, я использую натуральные объекты, муляжи, игрушки, предметы – т. е. всё объёмное, что способствует развитию у учащихся мышления и ещё усидчивость, внимания, мелкой моторики, речи. Всё перечисленное оборудование используется с учетом - вида урока, его целей, задачей, темой. На уроке используются игры: «Башня», «Дай такой же», «Что лишнее?», «Какой цвет», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Бабочка и цветок», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Светофор», «Дорога», « Правила дорожного движения», «Зоопарк», « По грибы», «Найди такую же игрушку». Все эти игры способствуют развитию мышления – развитию таких мыслительных процессов, как - сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Рекомендую коллегам при обучении учащихся с нарушением интеллекта использовать натуральные объекты, муляжи, игрушки,
предметы – т. е. всё объёмное, то что нас всех окружает, т. е. учащийся будет не только обучаться и познавать что-либо, но и социализироваться в окружающем его мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...
Научная статья на тему: "Использование компетентностно - ориентированных фонетических упражнений для развития познавательных УУД"
научная статья...
Статья: "Упражнения для развития дыхания"
Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания. Упражнения для развития речи у детей. Игры для развития речи у детей. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития дыхательной системы....
Статья "Роль логоритмических упражнений в развитии лексики школьников"
Высказаны основные принципы и подходы к логоритмической работе логопеда со школьниками....
Статья " Использование игр и упражнений для развития мышления у детей с ОВЗ"
Развитие детского мышления через игры. Краткая характеристика детей....
Статья: «Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в соответствии ФГОС»
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Развитие речи – процесс сложный и творческий. Он н...
Статья на тему: "Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в соответствии ФГОС"
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.В.А. Сухомлинский...