Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
рабочая программа (4 класс)
Программа "Моя малая Родина" предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы. В основе реализации программы внеурочной деятельности "Моя малая Родина" лежит краеведческий принцип. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость изучения своей малой Родины, её истории, природы, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. Использование краеведческих материалов усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moya_malaya_rodina.docx | 348.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Данная программа «Моя малая Родина» предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы. Использование краеведческих материалов усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в редакции от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 №1576;
• Письма Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по
организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» от 18.08.2017 № 09/1672;
• Письма Министерства Просвещения РФ «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» от 05.09.2018 № 03-ПГ- МП-42216;
• Письма Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции от 25.12.2013 №72; от 24.11.2015 №81);
• Годового календарного учебного графика МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2019-2020 учебный год, утверждённого приказом от 02.09.2019 №50;
• Учебного плана МБОУ Краснинской средней школы Краснинского района Смоленской области на 2019-2020 учебный год, утверждённого приказом от 02.09.2019 № 47;
• Положения о внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области, утвержденного приказом №90 от 05.09.2017 г.;
Положения о рабочих программах курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области, утвержденного приказом №90 от 05.09.2017 г.
Основная цель программы: сформировать знания детей о том крае, в котором они живут и учатся (Краснинском крае).
Создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования.
Программа решает следующие задачи:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Краснинского района Смоленской области в историко-культурное наследие региона;
- содействовать расширению у обучающихся представлений о достопримечательностях посёлка Красный и Краснинского района;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- развивать у обучающихся любознательность, познавательную и творческую активность, способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории посёлка Красный и Краснинского района, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его;
- воспитывать бережное отношение к памятникам истории района;
- воспитывать чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края, чувства гордости за свой край.
Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся, на основе принципа доступности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость изучения своей малой Родины, ее истории, природы, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Данная программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» рассчитана на два года (3-4 класс). Имеет общий объём 68 часов. Годовой цикл предусматривает 34 часа (с сентября по май включительно). Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через разнообразные виды работы с детьми.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
- беседы (с использованием презентаций);
- встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- целевые прогулки, экскурсии, виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;)
- викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- конференции (участие обучающихся в школьных и районных мероприятиях) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Моя малая Родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Моя малая Родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
-научится ориентироваться в важнейших для района событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
-приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
-основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край;
-эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Краснинского района;
-чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции.
Выпускник получит возможность:
-анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
-вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику посёлка Красный м Смоленской области;
-описывать достопримечательности посёлка Красный и родного края;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримеча-тельностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Краснинского района Смоленской области;
-работать с атласом, глобусом и картой;
-находить на карте свой регион, его главный город и посёлок Красный;
-устанавливать причинно‐следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
-самостоятельно подбирать литературу по теме;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек посёлка, архивов и Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
-ориентироваться на позицию партнера в общении;
-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
-готовить и выступать с сообщениями;
-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Моя малая Родина» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Смоленской области.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на два года обучения, формы подведения итогов.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Содержание программы
Вся программа поделена на 7 разделов.
В третьем классе изучаем три раздела:
Я и моя семья. Наша школа. Малая родина.
В четвёртом классе разделы: Герои наших лет. Военное прошлое поселка. Природа родного края. Современный Красный.
Вводное занятие (1 час). Знакомство с работой творческого объединения «Моя малая Родина».
1 Раздел. Я и моя семья (13 ч). Я и моя семья. Моя родословная. Проект «Моя родословная». Профессии моих родителей. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. «След войны в биографии моей семьи». Проект «Письма с фронта». Памятные вещи. Проектная деятельность. Дом, в котором я живу.
2 Раздел. Наша школа (9 ч). История моей школы. Символика родной школы. Школьные традиции. Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. Проектная деятельность «Моя школа». Выпуск газеты «Моя родная школа». Экскурсия в школьный музей. Сбор материалов об учителях, работавших и работающих в школе. Учителя – выпускники Краснинской школы. Сбор материалов об учениках, прославивших школу.
3 Раздел. Малая родина (11 ч).
Красный в древности (6часов) Церковь. История и судьба. Церковь сегодня. Экскурсия в церковь «Преображение Господне» (п.Красный)
Экскурсия в краеведческий музей имени супругов Ерашовых. Памятники археологии на территории Краснинского района (экскурсии по памятным местам посёлка Красный и района). Исторические названия улиц поселка Красный. Экскурсия по улицам посёлка. Проект «История улиц посёлка»
Быт наших предков (5часов)
Виды жилищ. Внутренний вид избы, домашняя утварь. Одежда наших предков. Практическая работа. Изготовление избы, домашней утвари.
4 Раздел. Военное прошлое поселка (10 часов)
События Отечественной войны 1812 года на территории Краснинского района. Памятные места.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Оккупация Краснинского района. Сбор материалов о защитниках Родины. Партизанские отряды и подпольные группы, действовавшие на территории района. Памятники героям. Освобождение Краснинского района. Герои Советского Союза – уроженцы Краснинского района. Проекты «Мои земляки», «Герои Краснинской земли»
5 Раздел. Герои наших лет (6 часа)
Воины-интернационалисты. Знаменитые земляки. Сбор материала о выдающихся людях Краснинского района.
6 Раздел. Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие)
Природа родного края (2 часа - практическое занятие). Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Мой любимый уголок родного края (2 часа – практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки.
7 Раздел. Современный Красный (5 часа)
Праздники народного календаря. Архитектура поселка. Места отдыха краснинцев. Спортивная жизнь.
Итоговое занятие (2 часа)
Сочинение на тему «Красивое имя поселок имеет…»
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
3 класс (34 часа/1 час в неделю) | ||
1 | Знакомство с планом работы творческого объединения «История родного края». | |
Я и моя семья (13 ч). | ||
2 | Профессии моих родителей. Памятные вещи. Проектная деятельность. Дом, в котором я живу. | |
3 | Я и моя семья. Моя родословная. | |
4 | Я и моя семья. Моя родословная. Проект «Моя родословная» | |
5 | Я и моя семья. Моя родословная. Проект «Моя родословная» | |
6 | «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи | |
7 | «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи | |
8 | Проектная деятельность. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. | |
9 | «След войны в биографии моей семьи» | |
10 | «След войны в биографии моей семьи» | |
11 | «След войны в биографии моей семьи». | |
12 | «След войны в биографии моей семьи». Проект «Письма с фронта» | |
13 | Дом, в котором я живу. | |
14 | Дом, в котором я живу. | |
Наша школа (9 ч). | ||
15 | История моей школы. Символика родной школы. | |
16 | Сбор материалов об учителях, работавших и работающих в школе. | |
17 | Сбор материалов об учениках, прославивших школу. | |
18 | Школьные традиции. История моей школы. Видео-презентация. | |
19 | Экскурсия в школьный музей. | |
20 | Сбор материалов об учениках, прославивших школу. | |
21 | Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. | |
22 | Памяти выпускников, погибших на войне, посвящается. | |
23 | Оформление альбома «Учителя – выпускники Краснинской школы». | |
Малая родина (11 ч) | ||
24 | Красный в древности | |
25 | Церковь. История и судьба. Церковь сегодня. Экскурсия в церковь «Преображение Господне» (п.Красный) | |
26 | Церковь. История и судьба. Церковь сегодня. | |
27 | Памятники археологии. Экскурсия «Памятники посёлка Красный | |
28 | Памятники археологии на территории Краснинского района. Виртуальная экскурсия «Памятники родного края» | |
29 | Исторические названия улиц поселка Красный (экскурсия по улицам посёлка). | |
30 | Исторические названия улиц поселка Красный. Проект «История улиц посёлка» | |
31 | Просмотр презентации «Малая моя родина» | |
32 | Одежда наших предков. | |
33 | Виды жилищ. Внутренний вид избы, домашняя утварь. | |
34 | Практическая работа. Изготовление избы, домашней утвари. | |
4 класс (34 часа/1 час в неделю) | ||
Военное прошлое поселка (10 часов) | ||
1 | События Отечественной войны 1812 года на территории Краснинского района. Памятные места. | |
2 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Оккупация Краснинского района. Экскурсия в музей | |
3 | Сбор материалов о родственниках защитниках Родины. | |
4 | Сбор материалов о родственниках защитниках Родины. | |
5 | Партизанские отряды и подпольные группы, действовавшие на территории района в период войны 1941-1945. Экскурсия в музей | |
6 | Освобождение Краснинского района от немецко-фашистких захватчиков. Экскурсия в музей | |
7 | Герои Советского Союза – уроженцы Краснинского района. Экскурсия на аллею Славы | |
8 | Герои Советского Союза – уроженцы Краснинского района. Проект «Герои Краснинской земли» | |
9 | Знаменитые земляки. Экскурсия в музей | |
10 | Знаменитые земляки. Проект «Мои земляки» | |
Герои наших лет (6 часа) | ||
11 | Воины-интернационалисты. | |
12 | Сбор материала о выдающихся людях Краснинского района – наших современниках. | |
13 | Сбор материала о выдающихся людях Краснинского района – наших современниках. | |
14 | Сбор материала о выдающихся людях Краснинского района – наших современниках. | |
15 | Сбор материала о выдающихся людях Краснинского района – наших современниках. | |
16 | Праздники народного календаря. | |
Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие) | ||
17 | Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц. | |
18 | Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц. | |
19 | Мой любимый уголок родного края (практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. | |
20 | Мой любимый уголок родного края (практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. | |
21 | Грибы. Правила сбора растений, грибов, ягод. | |
22 | Сочинение. Мой любимый уголок. | |
23 | Экскурсия «Природа моего края». Правила поведения в природе. | |
24 | Виртуальная экскурсия «Животные моего края». | |
25 | Виртуальная экскурсия «Растения моего края». Правила бережного отношения к природе. | |
26 | Проект. Природа родного края. | |
27 | Защита проектов. | |
Современный Красный (5 часа) | ||
28 | Архитектура поселка. | |
29 | Места отдыха краснинцев. Экскурсия в районный Дом культуры | |
30 | Спортивная жизнь. Экскурсия на стадион | |
31 | Сочинение на тему «Красивое имя поселок имеет…». Составление плана | |
32 | Сочинение на тему «Красивое имя поселок имеет…». Анализ работ | |
33-34 | Обобщение тем года. Проектная деятельность «Моя малая Родина» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Программа курса внеурочной деятельности "Россия - Родина моя!" (духовно-нравственное направление )
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия - Родина моя!" рассчитана на детей 9-10 лет; срок реализации: 1 год. Цель программы: во...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"
Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина» составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Федера...