Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Гербаевская основная общеобразовательная школа
Регистрационный номер № __________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Гербаевской ООШ
____________Р.А. Ильченко
(подпись, печать)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7–11 лет
Разработчик:
Бычкова Л.В., учитель начальных классов
с. Гербаево
2018г.
СодержаниеӀ. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Содержание курса | 14 |
2.1 | Тематическое планирование. | |
2.2 | Содержание программы. | |
2.3 | Учебно-тематическое планирование | |
III. | Заключение | 27 |
IV. | Организационный раздел | 29 |
Приложения | ||
Диагностические материал | ||
Приложение 1: Метод беседы Приложение 2: Методика «Я – патриот» Приложение 3: Методика «Незаконченное предложение» Приложение 4: Анкета « Что я знаю о своём селе» |
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина» составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с программой развития МКОУ Гербаевской ООШ.
Актуальность программы
ФГОС НОО определяет патриотическое воспитание как целенаправленную деятельность по формированию качеств, норм поведения гражданина и патриота своего Отечества. Гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления. Преемственность поколений и формирование патриотизма, считаю, особенно актуальным. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. В условиях небольшого села моя школа выступает основным и единственным институтом, осуществляющим процесс воспитания молодого поколения в полном его объеме. Поэтому данная тема является особенно актуальной для нашей школы.
Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чём она нуждается и чем ей нужно помочь?
Возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Моя задача построить внеурочную деятельность таким образом, чтобы обучающиеся могли систематически получать больше информации об истории родного края, о своей семье, родственниках, о земляках, о достопримечательностях и культурном наследии своей земли.
Считаю, что одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение, которое рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.
Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на ФГОС НОО, на реализацию «Программы духовно-нравственного воспитания», курса «Основы религиозных культур и светской этики», который является составной частью единого образовательного пространства, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Новизна программы заключается в комплексном изучении родного края и ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Отличительной особенностью данной программы является вовлечение семей учащихся, жителей села, ветеранов ВОВ, тружеников тыла в конструктивную деятельность. Основной акцент сделан на формирование универсальных учебных действий: умения работать с предъявленной информацией, понимать скрытый смысл текстов. Регулярная работа с архивными документами и сведениями, добытыми обучающимися, позволит диагностировать продвижение обучающихся в личностном развитии.
Данная программа будет реализовываться ежегодно с внесением необходимых корректировок.
Цель программы: создать условия для формирования личности гражданина и патриота России, патриота своей малой родины, знающего и любящего свой край, бережно относящегося к природе родного края и желающего принять активное участие в его развитии.
Исходя из общей цели обучения, решаются следующие задачи:
Образовательные задачи:
1.Формировать знания об истории своей малой родины, семьи, школы
2.Научить работать с дополнительным материалом.
3. Научить собирать краеведческую информацию у членов своей семьи
4.Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам краеведения.
5. Научить видеть и понимать красоту живой природы.
Воспитательные задачи:
1.Прививать интерес к истории своей малой Родины, семьи, школы.
2.Воспитывать навык самостоятельности
3.Воспитывать патриотические качества личности
4.Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к историко –
культурным традициям малой Родины
5.Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества, толерантность)
Развивающие задачи:
1.Развивать интерес обучающихся к изучению родного края
2.Развивать наблюдательность, положительные эмоции
3.Развивать личность яркую, самостоятельную.
4.Развивать навыки учебно-исследовательской работы
5.Пробуждать интерес обучающихся к изучению различных уголков своего края.
6.Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения
взаимодействовать, умения доводить дело до конца
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МКОУ Гербаевской ООШ.
Ценностные ориентиры содержания программы
Свято относись к символике своей страны.
Дорожи историей своего народа.
Цени и оберегай свою семью, своё отечество.
Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
Береги красоту своего края.
Педагогические условия формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности:
1) реализация комплекса мероприятий по формированию ценностного
представления о любви к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) создание комфортного психологического микроклимата на занятиях
внеурочной деятельности;
3) организация участия детей в реализации социально-значимых проектов
Принципы реализации программы:
- личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
- деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в кoллективе;
- неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями,
работниками сельской библиотеки и школьной, сельского ДК и другими.
Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа «Я и моя малая Родина», ориентирована на детей 7-10 лет. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его чувств, мышления, эмоций, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной.
Я работаю учителем в условиях малокомплектной школы. При низкой наполняемости классов не всегда, получается, использовать многие формы организации внеурочной деятельности. Поэтому я решила разработать программу внеурочной деятельности «Я и моя малая Родина» для разновозрастного содружества учащихся 1-4 совмещённых классов малокомплектной школы, что позволит решить данную проблему. Программа курса может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов и параллелей. Программа предусматривает взаимодействие детей, педагогов и родителей на всех этапах освоения образовательного содержания.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе – коллективная, групповая, индивидуальная.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности.
Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Связь содержания программы с учебными предметами
Данная программа интегрируется с предметами литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства, курса ОРКСЭ.
Место учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для разновозрастного содружества учащихся 1-4 совмещённых классов малокомплектной школы. 34 часа в год (1 час в неделю). Продолжительность проведения занятий 35-40 минут. Занятия по внеурочной деятельности осуществляются во второй половине дня.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Общая характеристика курса
Программа «Я и моё родное село» предполагает ознакомление младших школьников с историей, культурой и природой своей малой Родины как части Родины большой, так как ценности небольшого круга людей, живущих в определённой местности в определённый отрезок времени являются одновременно ценностями общегосударственными, общечеловеческими и общеисторическими, Основное направление курса - познавательная, исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребёнка разнообразной деятельности как в классе и на уроке, так и вне школы самостоятельно и с помощью взрослых. Важное место при изучении курса отводится теме ВОВ в истории села. Великая Отечественная война - ярчайший пример подвига и героизма, совершенного настоящими патриотами своей Родины. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Учащиеся, занимающиеся по программе «Я и моя малая Родина», получают не только знания по истории села, края, но и элементарные умения, и навыки краеведческой работы, а также могут выполнять конкретные несложные практические задания. Главное – у детей формируется устойчивый интерес к познанию и исследованию родного села и края.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Моя малая Родина» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Выпускник научится: и приобретёт
Личностные действия:
- научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- чувства гордости за своё село, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов,
домашней, школьной, сельской библиотек;
- находить на карте свой регион, его главный город, своё село;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотеки села, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу осуществляется в следующих формах:
- викторин, игр;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Содержание курса
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | «Россия - Родина моя» «Новосибирская область - часть Росси» | 3 | 2 | 1 |
2. | «Я и моя малая родина» | 7 | 3 | 4 |
3. | «Я и моя семья» | 5 | 2 | 3 |
4. | Из истории родной школы | 4 | 2 | 2 |
5. | « Мы- патриоты. ВОВ в истории моего села» | 8 | 3 | 5 |
6. | «Сохраним природу для наших потомков» | 7 | 2 | 5 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Содержание разделов
Раздел 1: «Россия - Родина моя»
«Новосибирская область - часть России»
Вводное занятие
Теоретическая часть:
Краеведение – наука о родном крае.
Источники изучения родного края.
Анкетирование «Что я знаю об истории своего села»
Москва-столица России. Я живу в России. Символы российского государства.
Я живу в Новосибирской области. Новосибирская область – часть России. Мой Краснозёрский район. Моё село Гербаево.
Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае
Практическая работа: Работа с картой России, картой Новосибирской области.
Раздел 2: «Я моя малая Родина»
Теоретическая часть:
История моего села. История возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.
Экскурсия по родному селу. Дом и улица, где я живу. Земляки, которыми гордится село. Праздники и традиции родного села. Что такое культурно - историческое наследие? Кому оно нужно?
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «Моя малая родина - село Гербаево»
Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками с целью изучения истории своего села, традиций села.
Посещение сельской библиотеки с целью анализа данных о развитии села.
«Русская изба» Посещение сельского ДК. Знакомство с предметами быта, орудиями труда. Подготовка выступления и участие в традиционных мероприятии СДК. Участие в т традиционном празднике села «Масленица».
Индивидуальная исследовательская работа. «История моей улицы», « История моего села»
Конкурс рисунков «Мое село»
Конкурс сочинений на тему «Я люблю свое село, потому что...».
Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного края».
Презентация результатов проекта, индивидуальных исследовательских работа. Выступление перед одноклассниками. Оформление стенда « Моя малая родина- Гербаево» для учащихся всей школы и родителей.
Раздел3: «Я и моя семья» 6ч.
Теоретическая часть:
Понятия «род», «семья», «родословная». Дом, где я родился. История моей семьи. Моя родословная. Мои обязанности в семье. Выходной день в моей семье. Традиции в моей семье.
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект « История моей семьи - моя история»
Составление древа семьи « Моя родословная»
Изучение традиций семьи и их описание. Оформление стенгазеты
«Традиции моей семьи»
Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего села
Конкурс рисунков «Моя семья».
Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Индивидуальная исследовательская работа. «Фотография из семейного архива»
Презентация результатов проекта. Выступление перед одноклассниками. Оформление стенда « Моя родословная», « Традиции моей семьи» для учащихся школы и родителей
Раздел 4: «Из истории родной школы»
Теоретическая часть:
День рождения моей школы. Основные этапы истории Гербаевской основной общеобразовательной школы. Кто был первым директором? Наш класс - это тоже история школы. Гордость нашей школы - учителя. Лучшие выпускники, которыми гордится школа. Работа с семейными архивами. Кто из родителей учился в нашей школе? Традиции школы.
Исследовательские, проектные и практические работы:
Проект « История моей школы - моя история»
Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками с целью изучения истории и традиций родной школы.
Изучение материалов об истории школы.
Выпуск школьной газеты. Написание статей о жизни в школе и классе.
Слайд-шоу (или альбом) «История моего класса».
История школьной фотографии. Оформление стенда (презентация)
Индивидуальная исследовательская работа «Мои родные – выпускники моей школы».
Оформление стенда «История моей школы в лицах» для учащихся школы и родителей.
Раздел 5: Мы - патриоты.
ВОВ в истории моего села
Теоретическая часть:
День памяти. Родной край в годы Великой Отечественной войны. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Орден в нашем доме. Связь истории каждой семьи с историей всей страны. День защитника Отечества. Песни военных лет.
Исследовательские, проектные и практические работы:
Проект « Следы войны под нашими крышами»
Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками трудового фронта. Рассказы о войне. Продолжение летописи «Память» о ветеранах войны и труда нашего села.
Исследовательский проект « Земляки герои ВОВ»
Участие в акции «Голубь - символ мира»
Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
Исследовательский проект « Из семейного архива»
«Наши славные прадеды!»
Песни военных лет. Разучивание песни « Катюша", литературно-музыкальной композиции « А закаты алые»
Исследовательский проект «Мой папа-защитник Отечества»
Участие в акции « С праздником тебя, ветеран».
Выпуск стенгазеты ко Дню Победы.
Презентация индивидуальных исследовательских работ в сельском ДК, перед ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, жителями села.
Раздел 6: «Сохраним природу для наших потомков» 7 часов
Теоретическая часть:
Что такое природа? Как прекрасен этот мир! Мы юные эколята. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Красная книга нашего села.
Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу. Экологическая обстановка в селе. Охрана окружающей среды. Тематический урок по страницам Красной книги «Они просят защиты!»
Исследовательские, проектные и практические работы:
Участие в Региональном проекте «Новосибирская область – территория Эколят - Молодых защитников природы»
Конкурс рисунков «Край родной, навек любимый…»
Акция «БУНТ» (Большая уборка нашей территории)
Викторина «Удивительный мир природы»
Праздник «День Земли»
Праздник «Прилетайте, птицы, к нам!»
Акция «Птичья столовая» Экологическая экскурсия «Как прекрасен этот мир» Акция «Школьная клумба»
Экологические беседа «Правила поведения в лесу»
Экологические беседа «Как мы можем помочь природе?»
Индивидуальная исследовательская работа «Заглянем в Красную книгу»
Составление Красной книги своего села.
Итоговое занятие. Конкурс знатоков родного края.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | № | Задачи, элементы содержания | Предполагаемые виды деятельности для учащихся. | |||||||||||||
«Россия - Родина моя» «Новосибирская область - часть Росси» 3 часа. | |||||||||||||||||
1. | Вводное занятие. Краеведение – наука о родном крае. Анкетирование «Что я знаю об истории своего села» | 1. | Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Интернет. Беседа. Правила общения. | Отвечают на вопросы анкеты Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | |||||||||||||
2. | Россия - Родина моя. | 1 | Продолжить знакомство с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России. Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг. | Работа с картой России Виртуальные экскурсии по Москве. Просмотр и обсуждение презентации | |||||||||||||
3. | Новосибирская область – часть России. Мой Краснозёрский район. Моё село Гербаево. | 1 | Находить территорию Новосибирской области карте России . Изучение символика Новосибирской области, своего района. | Работа с наглядным материалом. Работа с картой России и Новосибирской области. Виртуальные экскурсии по Новосибирску. Просмотр и обсуждение презентации | |||||||||||||
Раздел: «Я и моя малая Родина» 7ч. | |||||||||||||||||
4 | История моего села. | 2. | Продолжать знакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами села. | Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками по теме. Исследовательская работа «История моего села» Конкурс рисунков «Мое село» . Конкурс сочинений на тему «Я люблю свое село, потому что...» ( по выбору учащихся) | |||||||||||||
5. | Земляки, которыми гордится село. Трудовые подвиги Земляков. | 1 | Познакомить со знаменитыми и почетными людьми села, с их вкладами в развитие села. Знакомство со старейшинами села. | Посещение сельской библиотеки с целью анализа данных о развитии села. | |||||||||||||
6. | «Русская изба» | Знакомить с предметами быта, орудиями труда. | Посещение сельского ДК. Знакомятся с предметами быта, орудиями труда и т.д.. Выставка рисунков по теме | ||||||||||||||
7. | Праздники и традиции родного села. | 1 | Что такое культурно- историческое наследие? Кому оно нужно? Почему мы празднуем масленицу. Народные традиции, украшение помещения к традиционным праздникам. | Просмотр презентации Народные гуляния. Участие в сельском празднике: «Здравствуй, Масленица – прощай, Масленица!» выступление, катание на лошадях, народные игры. Чаепитие с блинами. | |||||||||||||
8. | Экскурсия по родному селу. Дом и улица, где я живу. | Знакомить с памятными местами нашего села. История улиц в истории моего села. | Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного края». Экскурсия к памятнику «Воина освободителя». Индивидуальная исследовательская работа. «История моей улицы» Беседы с родителями, бабушками и дедушками, | ||||||||||||||
9-10. | Проект «Моя малая родина- село Гербаево» | Обобщение материалов о природе, истории, культуре, традициях и быте людей села | Оформление стенда ( презентации) « Моя малая родина- Гербаево» для учащихся школы и родителей. Выступление перед одноклассниками. | ||||||||||||||
Раздел: «Я и моя семья» 5ч. | |||||||||||||||||
11 -12 | Моя семья. Роль семьи в жизни человека | Углубить понятие «семья», «родственники», «предки», потомки». Познакомить с понятием «родословная» Преемственность поколений. Показать что семья важнейшая составляющая часть в жизни каждого человека. Знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; | Индивидуальная исследовательская работа « История моей семьи» «Фотография из семейного архива» Составление древа семьи « Моя родословная» ( по выбору учащихся) | ||||||||||||||
13-14 | Традиции и праздники моей семьи | 2 | Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник, учить находить информацию о традициях и обычаях своей семьи. Беседа о необходимости соблюдать семейные традиции. | Индивидуальная исследовательская работа «Традиции моей семьи» Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» (по выбору учащихся) Участие в концертной программе ко Дню семьи, 8 Марта. | |||||||||||||
15. | Итоговое занятие Проект « История моей семьи - моя история» | 1 | Обобщение материалов об истории семьи. | Оформление плаката «Традиции моей семьи», « Моя родословная» Выступление перед одноклассниками, родителями. | |||||||||||||
Раздел: «Из истории родной школы» 4 часа. | |||||||||||||||||
16. | Моя школа. Беседа «Что ты можешь делать для своей школы?» | 1 | Знакомить с основными этапами истории школы, первым директором школы, учителями школы. Традиции школы. | Оформление презентации «Старая фотография рассказывает» Рисунки «Моя школа» (по выбору) | |||||||||||||
17 | Из истории школы. | 1 | Познакомить со знаменитыми людьми, работающими в школе, с выпускниками, которыми гордится школа. | Индивидуальная исследовательская работа «Мои родные – выпускники моей школы». Беседа с родителями – «воспоминания о школе». Подготовка выставки фотографий. | |||||||||||||
18. | Наш класс - это тоже история школы. Законы и заповеди жизни в классе, школе. | 1 | Познакомить с правами и обязанностями учащихся Обсудить правила поведения в классе, Выяснить какое место занимает класса в жизни школы. | Слайд-шоу (или альбом) «История моего класса». Написание статей о жизни в школе и классе. Ролевая игра «Это я, это все мои друзья» | |||||||||||||
19. | Проект « История моей школы - моя история» | 1 | Презентация индивидуальных исследовательских работа. | Выступление перед одноклассниками. Оформление стенда «История моей школы в лицах» для учащихся школы и родителей. | |||||||||||||
Раздел: Мы - патриоты. ВОВ в истории моего села 8ч. | |||||||||||||||||
20 | «Легендарные вехи Великой Отечественной войны». Песни военных лет. Методика «Я – патриот» | 1 | Пополнять знания учащихся о своей родине в годы Великой Отечественной войны, развивать познавательный интерес к истории страны. | Обсуждение «Кого можно назвать патриотом Родины» Конкурс рисунков о ВОВ Разучивание песни « Катюша" | |||||||||||||
21. | Мое село в годы ВОВ Беседа «ВОВ в судьбах земляков» | 1 | Познакомить с историей села в годы ВОВ и его значением для военного фронта. Знакомить с земляками, ушедшими на фронт. Формировать элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических событий, подвигах земляков. | Просмотр презентации о земляках, участниках ВОВ. Подготовка к встрече с ветеранами ВОВ « Чтобы я хотел спросить, узнать?) Встреча с ветеранами войны. | |||||||||||||
22 | Великая Отечественная война в истории моего села. Труженики тыла. Дети войны. | Познакомить учащихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры; показать какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу | Встреча с тружениками тыла. Исследовательский проект « Они тоже ковали Победу" Исследовательский проект « Земляки герои ВОВ» ( по выбору) | ||||||||||||||
23. | Великая Отечественная война в истории моей семьи. Что в моей семье рассказывают о войне?». | Формировать элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических событий, подвигах предков (прадедушек и прабабушек). | Исследовательский проект « Из семейного архива» или «Наши славные прадеды!» | ||||||||||||||
24. | Что в моей семье рассказывают о войне?». | Исследовательский проект « Из семейного архива», «Наши славные прадеды!» | |||||||||||||||
25. | «Мои защитника Отечества» | Расширять знаний о защитниках Отечества, о функциях Российской армии. | Исследовательский проект «Мой папа-Защитник Отечества» Участие в концерте ко Дню Защитника Отечества. Поздравление ветеранов ВОВ | ||||||||||||||
26 | ВОВ в истории моего села, семьи. | 1. | Обобщение изученного материала. | Оформление проектов (стендов, презентаций), подготовка к выступлению | |||||||||||||
27. | День памяти | 1. | Создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. | Участие в акциях «Голубь - символ мира» Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» Презентация индивидуальных исследовательских работа в сельском ДК, перед ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, жителями села. | |||||||||||||
Раздел: «Сохраним природу для наших потомков» 7ч. Участие в Региональном проекте «Новосибирская область – территория Эколят-Молодых защитников природы» | |||||||||||||||||
28. | Мы юные эколята. Экологические беседа «Правила поведения в лесу» | 1 | Что такое экология? | Обсуждение вопроса «Кто такие эколята?» Экологическая экскурсия «Как прекрасен этот мир» Конкурс рисунков на тему «Красота родной природы» | |||||||||||||
29. | Познавательно- исследовательский проект «Посади дерево!» | 1 | Учить разрабатывать и реализовывать проект по благоустройству села, школы. | Работа над проектом. | |||||||||||||
30. | Тематический урок по страницам Красной книги «Они просят защиты!» | 1 | Растительный и животный мир родного края. Красная книга Новосибирской области Изготовление кормушек, их размещение в парке, подкармливание птиц. | Составление Красной книги своего села Акция «Птичья столовая» | |||||||||||||
31. | Праздник «Встреча птиц!» | 1 | Вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность, расширять знаний о многообразии и значении птиц родного края, вовлечение в исследовательскую деятельность. | Изготовление скворечников | |||||||||||||
32. | День Земли Экологические беседа «Как мы можем помочь природе?» | 1 | Экологические проблемы села | Акция «БУНТ» (Большая уборка нашей территории) Акция «Школьная клумба» | |||||||||||||
33. | Итоговое занятие Конкурс знатоков родного края. | 1 | Презентация индивидуальных исследовательских работа. | Выступления учащихся перед одноклассниками. | |||||||||||||
34 | Игра по станциям «Моя Родина – Россия» Методика «Незаконченное предложение» | 1 | Выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма | Участие в игре Ответы на вопросы |
Заключение
В соответствии с целями, задачами программы « Я и моя малая Родина», а также с ожидаемыми результатами воспитание патриотических чувств велась через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. Подводя итоги работы по программе, следует сделать вывод о том, что все поставленные в начале работы задачи были выполнены. В ходе реализации программы использовались разнообразные формы и методы работы с детьми. Основным видом деятельности является проектно - исследовательская деятельность. Разработаны и проведены внеклассные мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию школьников, созданы эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей родине, культуре, истории. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребёнка разнообразной деятельности как в классе и на уроке, так и вне школы самостоятельно и с помощью взрослых.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому в реализации программы активное участие принимали родители. Дети изучали историю своего села, своей семьи, школы. Они с гордостью делились информацией об этом. Учащиеся участвовали в проведении фольклорных праздников, игр-путешествий, уроков-экскурсий, различных конкурсов, написании сочинений, организации встреч с интересными людьми. Учились находить причины и следствия событий, происходящих в определённое время, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени. Происходит формирование активной жизненной позиции.
Особое место в программе занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников. За время работы над программой был собран материал о ветеранах ВОВ, тружениках тыла, детях войны села Гербаево. Но это лишь часть истории. В дальнейшем будем продолжать работу над этой темой, пополнять свою работу новым материалом. Презентация индивидуальных исследовательских работ учащихся были представлены в сельском ДК, перед ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, жителями села и получили высокую похвалу.
Администрация школы дала высокую оценку результатам работы по программе курса « Я и моя малая Родина».
Результатом программы стало участие обучающихся в мероприятиях, способствующих патриотическому воспитанию школьников (Приложение 1)
Организационный раздел
Кадровое обеспечение курса
В реализации программы участвуют:
- педагоги, реализующие программу;
- библиотекарь;
- работники сельского ДК.
Материально-техническое обеспечение программы
- Классная магнитная доска.
- Компьютер.
- Принтер .
- Мультимедийная установка.
- DVD-плейер
Дидактический материал:
Физические карты: России, Новосибирской области, Краснозёрского района;
иллюстрации растительного и животного мира края.
Литература
Для педагога:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2
Для обучающихся:
Сборник пословиц и поговорок
Они вернулись с победой
Красная книга Новосибирской облас
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «ЭКОКЛУБ»
Срок реализации: 2016 – 2018 учебный гоУровень: внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классовКоличество часов по учебному плану: 1 час в неделюКоличество часов в год: 34 часаРазработчик:Габриеля...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...
рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Я в мире, мир во мне»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я в мире, мир во мне"...
рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Хочу всё знать"
Общекультурное направление внеурочной деятельности содержит 4 блока:1. «В мире прекрасного»2. «Путешествие по стране Этике»3. «Мастерская слова»4. «Раду...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Всё обо всем"
Программа является авторской. Необходимость создания данной программы обусловлена недостаточным выбором программ внеурочной деятельности с разнообразными формами и видами деятельности....