Программа по патриотическому воспитанию "Мой край родной"
рабочая программа
Патриотическое воспитание - систематическая целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kray_rodnoy.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа (по патриотическому воспитанию)
«Мой край родной»
Пояснительная записка:
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан всегда актуальна.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Направленность:
Основная цель программы – воспитательно-реабилитационная. Она состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности. Это привитие воспитанникам ответственного отношения к труду, хорошего художественного вкуса, воспитание лучших нравственных качеств, любви к Отечеству, семье, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительного отношения к другим народам и их национальным культурам. Это способность разностороннего и гармоничного развития детей, раскрытие их творческих способностей.
Актуальность:
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала ещё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Упал престиж воинской службы. И сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по – настоящему любить своё Отечество. Поэтому очевидно, что решение этих проблем в жизни нашей страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, уважении к историко-культурному наследию своего народа.
2
Новизна:
В младшем школьном возрасте начинается осознанное восприятие детьми себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества, находящихся в сфере их досягаемости. Такое восприятие формирует гражданскую ответственность за свои дела, поведение, поступки. Новизна состоит в установлении содержательных взаимосвязей между познанием окружающей действительности детьми и выборе ими в дальнейшем ценностно-целевых установок к жизнедеятельности на благо нашей Родины. Воспитывая настоящих патриотов, деловых людей, мы должны быть уверены в развитии и становлении нормального общества, сильной и могучей державы.
Цель программы:
Формирование у воспитанников осознанного чувства патриотизма.
Задачи:
- Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- Воспитание любви к семье, поселку, краю, Отечеству;
- Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности
к служению Отечеству;
- Изучение исторического и культурного прошлого родного края;
- Формирование культуры межнационального общения;
- Формирование знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- Воспитание гражданина с развитыми интеллектуальными и творческими
способностями;
- Формирование традиций в коллективе;
Этапы реализации программы:
1.Подготовительно-организационный
- диагностика воспитанников по вопросам патриотического воспитания
- анкетирование
- приобретение худ. литературы с патриотическим содержанием
- создание базы методических разработок мероприятий
- включение в планы воспитательно-реабилитационной работы специалистов
социально-реабилитационного центра занятий с патриотическим содержанием
3
2. Практический
- проведение различных форм мероприятий по данной программе
- участие воспитанников в различных конкурсах, выставках
3. Заключительный
- анкетирование воспитанников для определения уровня заинтересованности в
дальнейшем проведении мероприятий по патриотическому воспитанию
- оценка творческой деятельности воспитанников
Формы реализации программы:
- Тематические праздники
- Просмотры фильмов военно-патриотической тематики
- Дискуссии
- Устные журналы
- Конкурсы
- Викторины
- Познавательные беседы
- Посещение музеев, памятных мест
- Конкурсы чтецов
- Экскурсии по местам боевой славы и т.д.
Сроки реализации программы:
Настоящая Программа является программой по патриотическому воспитанию школьников с 7 до 18 лет и рассчитана на 6 месяцев.
Предполагаемый результат деятельности:
- Осознание воспитанниками того, что настоящий гражданин любит свою страну и «малую» родину, изучает ее историко-культурное и духовное наследие;
- Осознание чувства гордости за национальную культуру, героическое прошлое
своей страны;
- Уважительное отношение к национальным традициям, обычаям Отечества;
- Наличие у детей экологических знаний, выполнение ими роли заботливых
хозяев, бережно относящихся к природе;
- Сплочение детского коллектива;
- Развитие творческих способностей.
4
Формы подведения итогов реализации программы:
- Тестирование
- Литературное творчество (проза патриотической направленности)
- Творческие конкурсы (чтецов, песен, рисунков, поделок)
- Интернет – конкурсы
- Выставки
Учебный план:
№ П\П | Разделы программы | Количество часов |
1 | Я гражданин России | 27 |
2 | Край Белгородский | 27 |
3 | Ивня – моя малая родина | 19 |
4 | Охрана и защита природы | 18 |
Всего часов | 91 |
Учебно-тематический план:
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Сентябрь Я гражданин России | 1 Беседа о государстве - «Российская Федерация». 2 Устный журнал «Права и обязанности граждан нашей страны» 3 Конкурс рисунка «Русская береза» - символ страны. | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Беседа «С чего начинается Родина?» 2 Конкурс рисунков «Край, в котором я живу» 3 Лекция «История возникновения области» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Беседа «История возникновения пос. Ивня» 2 Экскурсия в парк «День поселка» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Лекция «Природа и я – одна семья» 2 Экскурсия в лес «Осень золотая» | 1 1 |
Всего часов | 10 | 6 4 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Октябрь Я гражданин России | 1 Беседа «Прошлое России», история ее возникновения. 2 Заочное путешествие «Москва – столица России. Ее достопримечательности». 3 Круглый стол «Обычаи и традиции моей страны». | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Беседа «День Флага Белгородской области» 2 Беседа – презентация «Город первого салюта» 3 Конкурс чтецов «Белгородчина родная» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Беседа «Карта Ивнянского района» - знакомство с населенными пунктами 2 Беседа «Символика Поселка» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Конкурс рисунков «Родная природа» 2 Акция «Пусть мой поселок будет чист» - наведение порядка на территории, прилегающей к центру | 1
1 |
Всего часов | 10 | 7 3 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Ноябрь Я гражданин России | 1 Круглый стол «Что значит быть гражданином своей страны?» 2 Устный журнал «Символика моей страны» 3 Час поэзии «Стихи о Родине» | 1 1
1 |
2 | Край Белгородский | 1 Устный журнал «Города Белгородской области» 2 Беседа – презентация «Символика Белгородской области» 3 Викторина «Что я знаю о своем крае» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Устный журнал «Летопись Ивнянского района» 2 Заочное путешествие «Мы помним, мы гордимся» | 2 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Викторина «Знатоки родной природы» 2 Экскурсия в «Зимний сад» СРЦдН - наведение порядка, уход за растениями | 1 1 |
Всего часов | 11 | 9 2 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Декабрь Я гражданин России | 1 Беседа «Дни воинской славы» 2 Просмотр худ. фильма о войне «Брестская крепость» 3 Викторина «Что я знаю о войне» | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Круглый стол «Памятники Белгорода» 2 Лекция «Белгород – наш главный город, город первого салюта» 3 Беседа «Героические дни» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Беседа «Ивня в годы Великой Отечественной войны» 2 Устный журнал «Герои – земляки» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Акция «Кормушки для птиц» 1 Акция «Покорми птичек» | 1 1 |
Всего часов | 10 | 7 3 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Январь Я гражданин России | 1 Познавательная беседа с показом презентации «Государственные награды России» 2 Конкурс рисунков «Страна моя» 3 Конкурс чтецов «Мне о России надо говорить» | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Устный журнал «Знаменитые люди Белгородчины» 2 Конкурс рисунков «Наш любимый город» 3 Викторина «Герои Белгородской земли» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Поездка в историко-краеведческий музей села Курасовка Ивнянского района 2 Конкурс рисунков «Мои впечатления о поездке» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Заочное путешествие «Удивительный мир природы» 2 Викторина «Наши младшие друзья» | 1 1 |
Всего часов | 10 | 5 5 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Февраль Я гражданин России | 1 Дискуссия «Армия Российская» 2 Конкурс «Русский солдат умом и силой богат» - состязания в силе и ловкости 3 Праздник «День Защитника Отечества» | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Урок мужества «Они сражались за Родину» 2 Час поэзии «Стихи о родном крае» 3 Спортивные состязания на улице «Богатыри» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Тематический час «Этих дней не смолкнет слава» 2 Конкурс чтецов «Слава тебе, победитель солдат» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Конкурс рисунков «У природы нет плохой погоды» 2 Конкурс сочинений – рассуждений «Какую пользу природе в дальнейшем я буду приносить» | 1 1 |
Всего часов | 10 | 3 7 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Март Я гражданин России | 1 Заочная экскурсия «Символы Российских городов» 2 Устный журнал «Государственные праздники России» 3 Познавательная беседа «Хлеб всему голова» | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Познавательная беседа «Недра Белгородчины» 2 Круглый стол «Поэты нашего края» 3 Час поэзии по творчеству белгородских поэтов | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Устный журнал «Наши сельские труженицы» 2 Конкурс рисунков «Ивня моя красавица» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Конкурс загадок о природе «Весна пришла» 2 Игра Что? Где? Когда? « Родная природа» | 1 1 |
Всего часов | 10 | 6 4 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Апрель Я гражданин России | 1 Час чтения «Ю. А. Гагарин – первый космонавт» 2 Викторина «День космонавтики» 3 Интеллектуальная игра «Герои России»
| 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Беседа «Люди разных профессий» 2 Конкурс «Все профессии нужны, все профессии важны» 3 Конкурс сочинений «Какую пользу я могу принести родному краю» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Литературный час «Ивня. Люди и судьбы» - знакомство с книгой о ивнянской земле 2 Викторина «Знаешь ли ты свою малую родину?» | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Устный журнал «Лекарственные растения нашего края» с показом презентации 2 Акция «Природа оживает» - наведение порядка на лесной поляне вблизи СРЦдН | 1 1 |
Всего часов | 10 | 6 4 |
Неделя | Разделы программы | Темы мероприятий | Часы Теория Практика |
1 | Май Я гражданин России | 1 Устный журнал «Никто не забыт, ничто не забыто» 2 Концерт «День Победы» 3 Поэтический вечер «Подвигу народа жить в веках» | 1 1 1 |
2 | Край Белгородский | 1 Час чтения «Герои – белгородцы» 2 Конкурс рисунков «Курская битва» 3 Экскурсия по местам боевой славы «Курская дуга» | 1 1 1 |
3 | Ивня – моя малая родина | 1 Экскурсия к памятнику пос. Ивня «Братская могила павшим в годы ВО войны» - возложение цветов 2 Встреча с ветеранами ВО войны | 1 1 |
4 | Охрана и защита природы | 1 Познавательная беседа с использованием презентации «Деревья – лесные целители» 2 КВН «Природа – наш дом родной» | 1 1 |
Всего часов | 10 | 4 6 |
Содержание программы:
В нашем Социально-реабилитационном центре проходят социальную реабилитацию дети с 3-х до 18 лет. Группы, в которых проводится воспитательно-реабилитационная работа по патриотическому воспитанию – разновозрастные. Поэтому содержание каждого занятия планируется с учетом усвоения знаний воспитанниками относительно уровней. У большинства детей уровень знаний об окружающей действительности не соответствует возрасту. Уровень знаний детей 9 – 11 классов, попавших в трудную жизненную ситуацию, соответствует уровню знаний детей 8 класса. Поэтому им с трудом дается усвоение материала занятий. Разрабатывая программу «Мой край родной» я исходила из конкретных возможностей воспитанников.
1 Уровень (1 – 4 классы)
Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» родиной, ее историческим прошлым и настоящим, культурой и национальными традициями. Дать знания о многообразии флоры и фауны.
2 Уровень (5 – 8 классы)
12
Дать воспитанникам представление о Родине как месте, где он родился, о значении родного языка, о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ.
3 Уровень (9 – 11 классы)
Воспитывать у воспитанников политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного поселка, своего народа.
Раздел программы «Я гражданин России» включает темы мероприятий, направленные на усвоение знаний об истории возникновения России и ее прошлом, главном городе нашей Родины - столице Москве и ее достопримечательностях. Дети должны усвоить права и обязанности граждан РФ, познакомиться с главными символами страны – герб, флаг, гимн. Знания о Днях воинской славы способствуют воспитанию чувства гордости за народ, победивший в страшной войне, развивают интерес к истории своей Родины. Воспитанники должны знать о государственных праздниках и наградах времен Великой Отечественной войны, а также о современных российских наградах. Мальчики – будущие защитники Отечества. Раздел программы предусматривает занятия, направленные на усвоение знаний о родах войск – дискуссия «Армия Российская», ее силе и мощи в охране государственной границы России. Такие формы занятий как, концерты, праздники, конкурсы чтецов и рисунков, направлены на развитие выразительности речи и раскрытие творческих способностей воспитанников. Викторина «День космонавтики» и интеллектуальная игра «Герои России» способствуют расширению кругозора, развитию желания к самостоятельному изучению материала по данным темам (чтение худ. литературы, просмотр худ. фильмов, просмотр интернета). Теории по данному разделу отведено – 17 занятий, практике – 10.
Разделы программы «Край Белгородский» и «Ивня – моя малая Родина» включают темы мероприятий, направленные на усвоение знаний о днях образования и истории Белгородской области, Ивнянского района, его населенных пунктах. Дети должны знать и различать символику края и поселка, называть города Белгородской области и в первую очередь знать главный город – Белгород, город первого салюта. Знания о Белгородском крае и Ивнянском районе в годы Великой Отечественной войны способствуют воспитанию чувства гордости за земляков, выживших и победивших во II Мировой войне, развивают интерес к истории своего края, малой родины. Занятие на тему «Летопись Ивнянского района» познакомит детей с главными событиями,
13
произошедшими в районе за период с 1928 (года образования Ивнянского района) по 2013 г.г. Воспитанники должны знать о памятниках области и поселка. Этому способствуют занятия «Памятники Белгорода» - круглый стол и «Мы помним, мы гордимся» - заочное путешествие. Разделы программы предусматривают занятия, направленные на усвоение знаний о знаменитых людях Белгородчины «Герои – земляки» и п. Ивня – «Женщины - труженицы села», а также встречи, экскурсии и поездки по местам боевой славы. Познавательно-развлекательные мероприятия, такие как викторины, концерты, праздники, конкурсы направлены на развитие выразительности речи и раскрытие творческих способностей воспитанников. Теории по разделу «Край Белгородский» отведено – 17 занятий, практике – 10. Теории по разделу «Ивня – моя малая Родина» отведено – 13 занятий, практике – 6.
Раздел программы «Охрана и защита природы» включает 12 практических занятий и 6 занятий по теории. Теоретические занятия такие как «Лекарственные растения нашего края» - устный журнал и познавательная беседа о деревьях знакомят воспитанников с их названиями, местах произрастания и пользе. Викторина «Наши младшие друзья» закрепляет знания детей о многообразии животных и птиц Белгородского края, местах их обитания, образе жизни, пользе. Занятие-лекция «Природа и я – одна семья» способствует осознанию детьми того, почему надо бережно к ней относиться, а также формированию представлений о нравственной стороне отношения.
Практические занятия делятся на две группы: это трудовая деятельность воспитанников, направленная на наведение чистоты и порядка, заботы о наших братьях меньших: Акция «Природа оживает» - наведение порядка на лесной поляне вблизи СРЦдН , экскурсия в «Зимний сад» СРЦдН - наведение порядка, уход за растениями, акция «Кормушки для птиц» - изготовление кормушек из пластиковых бутылок. А также развлекательные мероприятия в форме конкурсов, экскурсий, игр, КВНов. Такие занятия способствуют сплочению детского коллектива, воспитанию чувства ответственности, любви к природе родного края, расширению знаний о флоре и фауне.
Методическое обеспечение:
Формы и режим занятий
Занятия по разделам «Я гражданин России» и «Край Белгородский» проводятся 3 раза в неделю. Занятия по разделам «Ивня – моя малая Родина», «Охрана и защита природы» проводятся 2 раза в неделю. Занимается сразу вся группа- 7- 10 человек. Занятия проводятся в соответствии с режимом работы учреждения и в соответствии с перспективным планом воспитателя. Продолжительность занятий – 45 минут.
14
Содержание каждого занятия составлено с учетом уровней знаний по возрастам. А также предусматривает задания более легкие для младших воспитанников и с усложнением для старших с учетом их возможностей.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – беседы, устные журналы, дискуссии, круглый стол, тематические часы, направленные на усвоение детьми информации по данной теме, так и практические в форме конкурсов, рисунков, викторин, игр, направленных на выявление полученных знаний и применении их в творческой деятельности.
Техническое оснащение:
- компьютер с использованием Интернета
- ЖК телевизор - DVD проигрыватель
- диски с фильмами патриотической направленности
- фотоаппарат
- магнитофон
Дидактический материал:
- презентации - фотографии (героев войны, известных людей, памятников), открытки
- стенды с символикой, главами государства, края, поселка - дидактические игры - аудио записи - необходимые атрибуты в соответствие с темой занятия.
Формы подведения итогов:
Раздел «Я гражданин России»
- Тестирование
- Участие в районных и областных литературных конкурсах по стихосложению и прозе с патриотической направленностью
- Участие в творческих конкурсах (чтецов, рисунков)
- Интернет – конкурсы
- Выставки детских работ для воспитанников группы детского сада СРЦдН
Раздел «Край Белгородский» - Тестирование - Участие в районных и областных литературных конкурсах по стихосложению и прозе
- Участие в творческих конкурсах (чтецов, рисунков)
15
- Интернет – конкурсы
- Выставки детских работ для воспитанников группы детского сада СРЦдН
Раздел «Ивня – моя малая Родина» - Тестирование
- Участие в районных и областных литературных конкурсах по стихосложению и прозе с патриотической направленностью
- Участие в творческих конкурсах (чтецов, рисунков)
- Интернет – конкурсы
- Выставки детских работ для воспитанников группы детского сада СРЦдН
Раздел «Охрана и защита природы»
- Тестирование
- Участие в районных и областных литературных конкурсах по стихосложению и прозе с патриотической направленностью
- Участие в творческих конкурсах (чтецов, рисунков)
- Интернет – конкурсы
- Выставки детских работ и поделок для воспитанников группы детского сада СРЦдН
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в школе» М.,
Просвещение, 1997г
2. Алоева М.А. «Классные часы в начальной школе» Ростов-на-Дону, 2003г.
3. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в школе» Воронеж,
1998г. 4. Гайдина Л. И. «Патриотическое воспитание в начальной школе», М., 2009г.
5. Жуковская Р.И. «Родной край» М., Просвещение, 1990г.
6. Журнал «Справочник старшего воспитателя д\у» №7 – 2008г., №5 – 2010, №1 – 2009,
№2 – 2010г.
7. Зеленова Н.Г. «Мы живём в России» М., 2001г.
8. Кизеева М.Н. «Воспитываем ребёнка правильно» М., 2006г.
9. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств» М., «Просвещение» 1990г.
10. Микрюков В.Ю «Военно-патриотическое воспитание в школе 1-11классы» М.,
2009г.
11. Никулина В.И. «Я гражданин России» программа воспитания школьников, Белгород,
2002г.
12. Сухомлинский В.А. «Родина в сердце» М., Просвещение, 1980г.
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мой край родной"
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Основная цель программы:...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"
Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...
Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"
Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стр...
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...