Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.
Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.
Новизна выполненной работы заключается в том, что:
- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;
- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;
- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:
1. Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;
2. Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;
3. Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний. Курс «Мой край родной, моя Земля» углубляет содержание раздела курса окружающего мира «Природа и общество». Использует межпредметные связи с основными курсами географии, истории, экологии, обществознания. Краеведческая программа построена с учетом изучения и освоения природы, населения, хозяйства своей малой Родины.
Программа предполагает реализацию в 3-4 классах в двух направлениях: научно – исследовательская деятельность, образовательные – учебные занятия курса.
Главная задача факультативных курсов – заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость данной науки. Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать интерес к предмету, в частности к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.zip | 697.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
Чистопольского района Республики Татарстан
Авторская программа
элективного курса
по окружающему миру
«Мой край родной, моя Земля»
Автор программы:
Мокеева Любовь Николаевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №2» Чистопольского муниципального района РТ
Содержание
- Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция)………………………………………………… стр. 3-9
- Содержание…………………………………………………стр. 10-17
- Ожидаемые результаты обучения…………………………стр. 18-19
- Методический инструментарий (формы, методы, приёмы,
средства обучения)………………………………………… стр. 20-29
- Методический аппарат (рекомендации, инструкции)……стр. 30-32
- Заключение………………………………………….………стр. 33-34
- Список литературы………………………………………...стр. 35
- Приложения………………………………………………...стр. 36-54
Пояснительная записка
Актуальность, новизна, концепция
Что же такое Родина в судьбе и жизни человека? Родину нельзя, так же, как и слово «счастье», определить одним словом или даже фразой. Обыкновенно, это страна, где родился и вырос человек. Родина – это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.
Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё, как губка», запоминая даже малейшие детали.
Если мысленно окинуть взором наш край, то мы увидим здесь и просторы камской поймы с впадающими в нее притоками, и заселенные водоразделы, чередующиеся с участками степи и лесостепи. Озера с чистой водой, полноводные реки, изобилующие рыбой, пойменные луга, тенистые рощицы и густые чащобы – места обитания разнообразных животных, а также обширные пространства целинных земель, пригодных для земледелия – все это моя Родина, моя Земля, мой край родной.
Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.
Географическое краеведение прочно вошло в мир обще - школьного образования и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
Школьное краеведение окружающего мира преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по окружающему миру в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках окружающего мира и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края. Новизна выполненной работы заключается в том, что:
- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;
- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;
- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:
1. Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;
2. Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;
3. Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний. Курс «Мой край родной, моя Земля» углубляет содержание раздела курса окружающего мира «Природа и общество». Использует межпредметные связи с основными курсами географии, истории, экологии, обществознания. Краеведческая программа построена с учетом изучения и освоения природы, населения, хозяйства своей малой Родины.
Программа предполагает реализацию в 3-4 классах в двух направлениях: научно – исследовательская деятельность, образовательные – учебные занятия курса.
Главная задача факультативных курсов – заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость данной науки. Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать интерес к предмету, в частности к окружающему миру. Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно - научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Цель курса: воспитание ответственности, любви к своей Малой Родине, расширение краеведческих знаний о своем городе, районе, повышение общей культуры учащихся.
Задачи курса:
-Познакомить учащихся с историей возникновения и развития города Чистополь.
-Создать представление о жизни города и района, быте чистопольцев в разное время.
-Сформировать знания о природных особенностях края, рельефе, климате, почвенно-растительном покрове, животном мире, экономико-социальных аспектах его формирования современного состояния и перспектив их развития.
-Научить учащихся устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтах городской среды, выявлять и оценивать, прогнозировать проблемы и намечать пути решения.
В результате выполнения программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:
Физико-географическое положение города, района
Топонимика и геральдика
Административно - территориальное деление района
Природа района
Картография района и города
Ресурсы города и района
Население города и района, история заселения
Народные промыслы района
Народы, обычаи и традиции района
Хозяйство района и города
На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести умения и навыки овладения простейшими приемами.
Наблюдать и описывать явления природы;
Выдвигать гипотезы и отстаивать их;
Самонаблюдение улучшения окружающей среды;
Пропаганда экологических знаний;
Интерпретировать результаты эксперимента;
Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;
Делать выводы
Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств.
Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работе заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:
Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой), с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).
Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.
Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы. Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:
- в организации метеорологических, фенологических и гидрологических наблюдений и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем и т.д.);
- в описании природных процессов и явлений своей местности;
- при составлении характеристики воздействия на природу местных предприятий;
- при работе над краеведческой литературой, справочниками и прочими источниками краеведческого содержания;
- в организации и проведении природоведческих экскурсий.
Таким образом, все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно - иллюстративного метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками.
Среди многообразия форм и методов обучения важную роль в формировании экологической культуры школьников играют проблемно-коммуникативные и практические, позволяющие раскрыть и наметить пути решения экологической проблемы. Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации, видеоматериалы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Мой край родной, моя Земля»
Введение в краеведение города Чистополь
Тема 1. Школа юного краеведа (7 ч.)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Знаменитые люди района, города.
Край, как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Чистопольского района и города Чистополь Республики Татарстан. Географическое положение города Чистополь. Административное деление района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц города.
Официальные символы города Чистополь, Чистопольского муниципального района: герб, гимн, флаг.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.
2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района, города за последние десятилетия.
Экскурсии, походы:
1. Краеведческий музей. Источники по изучению родного края.
2. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города, района.
3. Чистопольский элеватор, где был расположен во второй половине X века один из крупных булгарских городов Джукетау, служивший сторожевой крепостью
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Республики Татарстан, своего района, города. Определение протяженности Республики Татарстан, географических координат крайних точек республики и ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.
2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествиях по родному краю, совершенными учащимися.
3.«Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов, работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой.
4. Определение географического положения города. Беседа о содержании характеристики географического положения города, о значении географического положения для развития природы, хозяйства и деятельности населения.
Творческое задание
1. Рассказать своему далёкому другу об истории создания города.
2. Написать сочинение - рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города»
Тема 2. Геология и рельеф нашего края (3 час.)
Рельеф Чистопольского района и города Чистополь. История формирования и геологическое строение территории левобережья нижнего течения реки Кама. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов.
Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района, города, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.
Экскурсии, походы:
1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.
2. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте (своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.
Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 час.)
Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления в Чистопольском районе. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.
Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района, города. Ветер, причины его образования. Местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели на территории района, города. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа с врачом, специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.
Экскурсии, походы:
1. Фенологические наблюдения за погодой на местности.
2. Наблюдения за погодными явлениями.
3. Местные пейзажи в разные времена года, фотовыставка.
Практические работы:
1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) города, района. Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц.
2. Составление климатического очерка района, города.
Тема 4. Край рек, озер, родников (4 час.)
Равнинные реки города Чистополь и Чистопольского района. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озёр в Чистопольском районе и городе Чистополь. Численность озёр. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района, города.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа о местных источниках и водоёмах. Легенды, предания.
Экскурсии, походы:
1.Изучение местных водных растений и животных.
Практические работы:
1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).
2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Чистопольского района и города Чистополь поверхностных и грунтовых вод района.
3. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города.
Тема 5. Природные комплексы нашего края (7 час.)
Растительный мир лесной зоны Чистопольского района Республики Татарстан: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения.
Животный мир лесной зоны Чистопольского района Республики Татарстан: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения.
Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе. «Красная книга» Чистопольского района и города Чистополь Республики Татарстан. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа с представителями местных экологических организаций и общественных движений о природоохранительных мероприятиях в районе.
2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных района.
3. Беседа с местными мастерами об использовании лесных ресурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву.
Экскурсии, походы:
1. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки.
2. Музей краеведческий, (картинная галерея, фотовыставка). Местные растения и животные.
Практические работы:
1. Составление икебаны из местных растений.
2. Определение местных растений по гербарию.
3.. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!», «Вот он гриб – боровик и красив он и велик!»
4. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.
Творческое задание
Зелёный город, — какой он?
Тема 6. Население города Чистополь Республики Татарстан (4час.)
Численность и состав населения Республики Татарстан и города Чистополь; половой и возрастной состав, национальный и этнический состав населения. Традиции и обычаи народов района. Размещение населения. Национальный состав. Проблема занятости населения. Народные промыслы района.
Практическая работа
Определение плотности и особенностей размещения населения, получить знания об особенностях населения своей местности, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью. Определить плотность населения на территории Чистопольского района, выявить участки с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснить причины высокой и низкой плотности. Сравнить особенности населения своего края с другими районами области, сделать вывод о причинах отличия.
Творческое задание
Моя семья в городе (сведения о своих родных).
Ф.И.О.
возраст
Дерево родства
Место работы/ учёбы
Сколько лет живёт в городе.
Тема 7. Хозяйство и промышленность района (4час.)
Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района. Ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Сфера услуг здравоохранения, образования, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ.
Причины, повлиявшие на развитие хозяйства. Особенности структуры хозяйства Чистопольского района и города Чистополь Республики Татарстан. История развития промышленности. Экономико-географическая характеристика отраслей промышленности: история формирования, особенности территориальной структуры. Проблемы (перспективы) развития промышленности.
Практическая работа
1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, установить особенности природных условий и ресурсов своей местности.
2. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану,
Формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
Ожидаемые результаты обучения.
По окончании курса учащиеся должны
Уметь:
Наблюдать и описывать природные явления
Выдвигать свои гипотезы
Делать выводы
Самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет
Выбирать из общего главное
Принимать правильные решения при ответе на вопрос
Аргументировать свои ответы
Декладировать
Выполнять мониторинг экологического состояния данной территории
Работать над исследовательским проектом и защищать его
Применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов;
Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
Владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Знать:
Суть понятия «краеведение».
Источники комплексного изучения Чистопольского района и города.
Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне.
Особенности освоения территории.
Особенности природы и ресурсно-природный потенциал района.
Правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения района.
Факторы, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы.
Правила поведения в природе
Местонахождение особо охраняемых территорий района.
Основные виды природных ресурсов и экологические проблемы в городе и районе.
Ведущие отрасли хозяйства города, промышленные предприятия.
Особенности национального состава и населения Чистопольского района и города.
Результаты программы:
Приобщение учащихся к изучению родного края.
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
Воспитание настоящих хозяев земли.
Отслеживание результатов должно происходить методом
тестирования;
Качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
Выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
Развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.
Организация и проведение аттестации
Защита рефератов, сообщений: «Когда и почему закончил свою жизнь город Джукетау? Из русских летописей», «Достопримечательности города Чистополь», «Влияние климата на здоровье человека», «Флора и фауна местных водоемов», «Охраняемые природные территории района».
Творческий отчёт в конце краеведческого курса: презентации учащихся курса
Проекты учащихся: «Стал город Чистополь обителью для муз»,
«Топонимика водоемов района», «Топонимика улиц города Чистополь», «Национальный костюм», «Ими гордится город», «Предприятия моего города»
Методический инструментарий
Тематическое планирование курса «Мой край родной, моя Земля»
№ | Название темы | Кол-во часов | Опорные понятия | Форма проведения занятий | Формы контроля |
1 | Введение в курс (7 часов) | ||||
1. 1 | Школа юного краеведа | 1 | Краеведение, исследование | Лекция Беседа с работниками музея Уездного города | Групповая работа |
1.2 | Топонимика, история города, района, гимназии «Улицы моего города» Знакомство с ресурсами сети Интернет | 2 | Топонимика (фиксация места на поверхности Земли), сайт, сеть Интернет, проект | Лекция, беседа с местными органами власти, план проекта, создание проекта | Защита проектов, написание сочинения по группам |
1.3 | Географическое положение района, города, административ-ные границы | 1 | Географическое положение, картография | Практикум | Обработка информации |
1.4 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Информация, методы получения и обработки информации | Активное занятие | Составление списка ресурсов |
1.5 | Геральдика города и района | 1 | Геральдика, буклет | Поиск информации в сети Интернет | Создание буклета «Герб города» |
1.6 | Достопримеча- тельности города и района | 1 | Архитектура, рекреационные ресурсы | Лекция, беседа | Создание рисунков, фотографий города, защита рефератов |
2 | Геология и рельеф нашего края (3 часа) | ||||
2.1 | Геологическое строение и тектонические структуры района | 1 | Геология, тектоника, платформа, чехол, фундамент, геохронологичес- кая таблица | Обзорная лекция | Фронталь-ный опрос |
2.2 | Формы рельефа Экскурсия на берег реки Кама по изучению оврагов и причин их образования | 1 | Равнина, низина, холм, речная долина, овраг, осадочные породы, валуны, нивелир, компас, эклиметр | Активное занятие | Сбор образцов горных пород, фоторепор-таж, съемка местности, заполнение дневников наблюдения Приложение №5 |
2.3 | Горные породы и полезные ископаемые района их использование человеком Происхождение торфа | 1 | Горная порода, полезные ископаемые, мергели, месторождения | Практикум | Работа с образцами горных пород, нанесение полезных ископаемых на контурную карту |
3 | Климат и погода в нашем крае (6 часов) | ||||
3.1 | Климат и климатообразую-щие факторы района | 2 | Климат, погода, солнечная радиация, климатический пояс, ветер, температура воздуха. | Лекция, беседа | Составление схемы |
3.2 | Метеорологиче- ские приборы | 1 | Термометр, дождемер, флюгер, барометр, анемометр, метеорология | Беседа, поиск информации в Интернет | Исследова-тельская работа по созданию самодельных метеорологи-ческих приборов |
3.3 | Календарь погоды, народные приметы | 1 | Облачность, скорость ветра, температура воздуха, виды осадков, давление | Практикум | Составление календаря погоды, поиск местных примет о погоде |
3.4 | Экскурсия наблюдение за погодой и погодными явлениями | 1 | Фенология, метеорология | Активное занятие | Заполнение календаря погоды, доклад о проделанной работе |
3.5 | Влияние климата на здоровье человека | 1 | Суточные ритмы, биоритмы, аномальные погодные явления | Беседа со специалистом МЧС | Выступления учащихся, составление климатичес-кого очерка |
4 | Край рек, озер, родников (4 часа) | ||||
4.1 | Внутренние воды города и района | 1 | Внутренние воды, река, озеро, подземные воды, болота, искусственные водоемы | Беседа, Просмотр видеороликов по теме: «Река Кама. Заповедная зона Лебяжьего озера» «Охрана и благоустройст-во родников» Посещение очистных сооружений | Сообщение учащихся о легендах местных водоемах Обсуждение просмотрен-ных фрагментов, составления буклетов |
4.2 | Топонимика рек, озер, родников города и района | 1 | Топонимика, сайт, сеть Интернет «Из прошлого и настоящего» | Практикум | Обозначение рек и озер на контурной карте района. Создание презентаций |
4.3 | Флора и фауна водоемов | 1 | Экосистема, биоценозы, гидрология | Семинар | Защита рефератов |
4.4 | Экскурсия на реку, родник. Исследователь-ская работа | 1. | Ширина русла, скорость течения, техника безопасности. Место рождения родника Приложение | Активное занятие, практикум | Фоторепор-таж, защита исследова-тельской работы Приложение №2 |
5 | Природные комплексы района, города (7часов) | ||||
5.1 | Природные комплексы района, города. Природная зона - лес | 1 | Природный комплекс, природная зона, смешанные леса, березовая роща, ельник, почва | Лекция с элементами беседы | Беседа с местными представи-телями экологичес-кой организации района (экологичес-кая милиция, лесничество) |
5.2 | Экскурсия Экологическая тропа | 2 | Экологическая тропа, экосистема, лекарственные растения, экологический паспорт | Активное занятие | Сбор лекарствен-ных растений, составление экологичес-кого паспорта, фоторепор-таж, конкурс плакатов «Лесная газета» |
5.3 | Биологические ресурсы района. Особо охраняемые территории района | 2 | Экосистема, лесные ресурсы, рыбные ресурсы, заказники, заповедные территории, Красная книга | Беседа, сеть Интернет | Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками. Интеллекту-альная игра «Живая природа нашего края» Приложнние№4 |
5.4 | Определение местных растений по гербарию | 1 | Гербарий, икебана | Практикум | Работа с коллекцией растений |
5.5 | Творческая лаборатория «Мой зеленый город» | 1 | Ландшафтоведение, дизайн, декорации, архитектура, пейзаж | Выступление учащихся | Групповая работа, создание проекта озеленения города, правила поведения в природе, презентация |
6 | Население Чистопольского района города Чистополь РТ (4час.) | ||||
6.1 | Население. Характеристика современной демографической ситуации. | 1 | Численность, национальный и этнический состав, демография, плотность населения, городское и сельское население | Лекция, беседа | Анализ карты, заполнение таблицы, просмотр видеофильма |
6.2 | Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта | 1 | Религия, православие, народные праздники (татары, русские, чуваши). | Семинар, сеть Интернет | Исследова-тельская работа по теме: «Националь-ный костюм», «Традицион-ное националь-ное блюдо» |
6.3 | Деревня, кустарные промыслы Чистопольского района и города Чистополь. Экскурсия в Чистопольские Выселки, Татарскую Багану, село Каргали, Билярск | 1 | Бондарный, столярный, гончарный. Хлебопашество, производство молока, рыбная ловля | Активное занятие | Сбор материала по теме, отчет творческой работы |
6.4 | Исследователь-ская работа «Ими гордится город» | 1 | Знаменитые и почетные граждане города и района | Интервью, фоторепортаж | Создание презентации |
7 | Хозяйство и промышленность района (4час.) | ||||
7.1 | Предприятия в нашем городе и районе | 1 | Чистопольский завод Автоспецоборудования, производство станкостроения, приборостроения, сельхозмашин, специализация, факторы производства | Беседа | Составление схем промышлен-ных предприятий, просмотр фильма «Чистопольскому заводу Автоспецоборудование – 90 лет» |
7.2 | Экскурсия в музей завода «АСО» | 1 | Передовики производства завода «АСО», Руководители завода «АСО». Ветераны производства, история и предпосылки развития предприятия | Беседа с ветеранами производства | Письменный отчёт По собранному материалу |
7.3 | Экскурсия на местное предприятие | 1 | Благоустройство и его виды. Планировка. Размещение | Активное занятие | Письменный отчёт по вопросам плана, презентация Приложение№3 |
7.4 | «Профессии в моем городе» | 1 | Должность, профессия, специальность | Ролевая игра | Обсуждение, рекоменда-ции по игре Приложение№1 |
Итого | 35 часов |
Методический аппарат
Критерии оценивания: Форма элективного курса создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т.е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.
Для развития навыков самооценки желательно использовать различные виды рефлексии. Работая над факультативным курсом «Мой край родной, моя Земля», я пришла к выводу:
* Оценки за работу учащихся не выставляются, поэтому необходимо разработать способы поощрения учащихся.
* Желательно предлагать список тем творческих работ для выбора;
* Практиковать творческие работы небольшие по объёму. Темы работ должны быть просты, понятны и интересны учащимся;
* Для формирования умения работать над проектом, необходима разработка специального инструктажа.
* Для экономии времени учащихся и учителя творческие работы оформлять на компьютере.
* Наиболее эффектной формой представления работы проектного характера является электронная презентация, созданная в программе Power Point.
* Работы учащихся целесообразно оформлять в двух экземплярах: один учащийся оставляет себе, другой остаётся в школьном архиве.
* Для оказания помощи учащимся в работе над проектами учителю необходимо предусмотреть время для консультаций.
* Для поддержания интереса к курсу разнообразить формы занятий с использованием ИКТ, видеофильмов, экскурсии, командные игры-соревнования и т. п.
* Презентацию творческих работ проводить в торжественной обстановке в присутствии гостей: учителей, родителей, учащихся других классов с вручением грамот, похвальных листов директором школы
Критерии оценивания проекта
Содержание критерии оценивания итоговой работы:
Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
Соответствие выбранных средств и содержания работы.
Творческий и аналитический подход к работе.
Критерий 1
Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения максимум - 8 баллов.
Цель не сформулирована, стандартный уровень не достигнут – 0.
Цель определена, но не обозначены пути ее достижения 1-2.
Цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения 3-4.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план достижения 5-6.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом 7-8.
Критерий 2
Полнота использованной информации, разнообразие ее источников максимум - 6 баллов.
Недостигнут стандартный уровень - 0.
Большая часть представленной информации не относится к сути работы 1-2.
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного количества соответствующих источников 3-4.
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников 5-6.
Критерий 3
Соответствие выбранных средств цели и содержанию работы максимум - 6 баллов.
Недостигнут стандартный уровень - 0.
Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства 1-2.
В основном заявленные цели проекта достигнуты, выбранные средства в целом подходящие, но не достаточные 3-4.
Работа целостная, выбранные средства достаточны и использованы уместно и эффективно 5-6.
Критерий 4
Творческий и аналитический подход к работе максимум - 8 баллов.
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта 0.
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода 1-2.
В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа 3-4.
Работа отличается творческим подходом, содержит глубокие размышления с элементами аналитических выводов, но предпринятый анализ недостаточно глубок 5-6.
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 7-8.
Заключение
Девизом для краеведческой работы по окружающему миру могут служить слова В.А.Сухомлинского: "Надо пойти с детьми к живому источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете, явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в душу, и сердце. Эмоционально-эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки - вот в чем животворный источник детского творчества"
Необходимо учителю выстроить работу так, чтобы все годы детства, окружающий мир, природа, постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги - природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.
При написании программы я учитывала специфику регионального курса, которая подразумевает более широкое использование активных форм обучения: в рамках классно – урочной формы – лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы – экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности. Всё вышесказанное позволяет выделить аспекты краеведения, которому присущи следующие черты:
- интегративный характер, обеспечивающий формирование у учащихся целостного восприятия региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;
- особое значение воспитательной функции;
- выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях представлять общественный интерес;
- несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала, в сравнении с другими школьными предметами.
Представленная исследовательская работа предлагает программу обучения детей не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности не только по направлению «краеведение», но и таким как «окружающий мир», «география», «экология», «биология», «история». Много можно рассказывать о красотах земли Чистопольского края. Это только малая часть всего многообразия чудесной природы моего края. А сколько еще нового познания впереди. Свое сообщение я хочу закончить стихами Зиганшина Самата, учащегося 8-В класса МБОУ «Гимназия №3» города Чистополь Республики Татарстан.
Город Чистополь родной!
Славен матушкою Камой,
Все гордимся мы тобой!
Разве можно не влюбиться,
Если в сердце май?!
В красоту твоих просторов,
Чистопольский край!
Любим труд и любим песню,
Ты, гармонь, играй!
Нет нигде тебя чудесней,
Чистопольский край!
Цвети, мой край!
Живи и в мире процветай!
Сияй золотом полей,
Гордись историей своей!
Список Интернет-ресурсов
Буклет. Чистополь. Город на Каме. Издательский центр «Арт-кафе», г.Казань
Интернет-ресурсы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=о чистополе
http://www.photodreamstudio.ru/009/gal-92-p-01.shtml
http://kpfu.ru/archeol/dguk.htm
fototerra.ru › Russia/Chistopol.html
Список литературы
1. Абрамов Л. «Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего», Казань., «По городам и весям», 2004 г.
2. Гасырлар авазы//Эхо веков, №1, 2004. А. Ахунов. Важное исследование по тюрко-татарской топонимике.
3. Гасырлар авазы//Эхо веков Е. Долгов. Чистополь – город на Каме.
4. Газета «Чистопольские известия», № 46, 2013 г.
5. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся – М.: Просвещение,2009г.-127с.:ил
Приложение №1
Викторина «Путешествие в мир профессий»
Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий города Чистополь и чистопольского района
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование. Карта путешествия, рисунок белого голубя, бумага, фломастеры, ручка с красной пастой. Электрическая лампочка, расческа, поварешка, две катушки ниток с иголкой. Пробирка, термометр, медали, жетоны.
Учитель: « Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие на крыльях белого голубя в удивительный мир «Профессий» города Чистополь и Чистопольского района, в котором процветают и приносят людям славу разные профессии. Нам как путешественникам, необходимо запастись знаниями об этом мире. Что же обозначает слово «профессия», от которого произошло название удивительного мира?»
( Ответы детей)
- Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
- А какие профессии вы знаете? (Ответы детей)
Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность - служебное положение, место в каком - либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч - это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии также учителями. К путешествию мы готовы. Садимся уверенно на крылья голубя и начинаем волшебный полет: три, два, один, летим!».
Конкурс № 1. «Профессия или должность?»
- Мы летим. Внезапно пошел дождь. Что бы его преодолеть, нам необходимо, как можно быстрее разложить по двум столбикам листочки с надписями «профессия» и «должность». ( Врач, педагог, директор, строитель, бригадир, повар, заведующая, инженер, мастер). Приглашаются для участия в конкуре два учащихся. (Победитель получает жетон). Мы успешно выполнили задание, дождь закончился, и поэтому мы приземляемся на земную точку мира «Профессий», где ждет нас много открытий.
Конкурс № 2. « Знатоки».
- Мы нашли какие-то вещи. Их необходимо вернуть. Для участия в этом конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовет профессию. На стол можно положить электрическую лампочку - электрик, ручку с красной пастой - учитель, поварешку - повар, расческу - парикмахер, катушку ниток с иголкой - швея, портной, пробирка -лаборант, химик, термометр -врач.
Конкурс № 3 «Загадочная профессия».
- Приглашаются пять учащихся для участия в этом конкурсе. Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Ребята называют профессии по очереди. Если называется незнакомая большинству участников профессия, необходимо пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (буквы: ф х б), (Победитель получает жетон).
Конкурс № 4. «Мастер на все руки ».
- Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. (Победитель получает жетон).
Конкурс № 5. «Юные поэты».
- Приглашаются двое ребят. Им дается слово, к которому нужно подобрать рифму по очереди. Побеждает и получает жетон тот, кто последним подберет рифму. (Например - слово пейзаж).
Конкурс № 6 «Художники».
- Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листе бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то «художник» получает жетон.
Игра со зрителями «Самая-самая-самая».
Пока участники конкурса рисуют, зрителям предлагается поиграть.
- Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в большей степени подходят данной характеристике. Учитель называет первую характеристику, а ребята по очереди предлагают свои варианты профессий.
- Самая сладкая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия.
Побеждает тот игрок, кто произнесет профессию последним. Ему выдается жетон.
Конкурс № 7. «Конструктор». (Игра «Оригами»)
- Приглашаются две девочки, им предлагается как можно быстрее сконструировать из бумаги голубя. Провести испытание полета голубей и дать жетон той девочке, чей голубь пролетит дальше.
Конкурс № 8. «Скорая помощь».
- Приглашаются два участника. Необходимо как можно скорее и правильно оказать первую медицинскую помощь при порезе пальца. Победитель получает жетон.
Конкурс № 9. «Актерское мастерство».
- Приглашаются несколько человек, и каждый показывает пантомиму, какой либо профессии, но необходимо заранее сказать педагогу, что это за профессия, и так, чтобы зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то «актер» получает жетон.
Конкурс № 10. «Исследователи».
- Для участия в этом конкурсе приглашаются трое ребят. Каждый выбирает любимую профессию и записывает на доске, чтобы зрители видели название. Игрокам предлагается по очереди называть по одному предмету, принадлежащему представителю именно его профессии. Выбывает из игры тот, кто затрудняется назвать предмет. Победитель получает жетон.
Игра со зрителями.
Загадки (За правильный ответ-жетон.)
- В ресторане их найду я
Эти люди в колпаках,
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках…(повар)
- С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?... (пожарники)
- Нам даёт товар и чек,
Не философ, не мудрец,
И не суперчеловек,
А обычный ...(продавец)
- Кирпичи кладет он вряд,
Строит садик для ребят,
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…(строитель)
- Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом…(постовой)
- Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ...(врач)
- Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - запомнит вас… (фотограф)
- Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль, поставив ногу,
И рукой крутя баранку…(шофер)
- У меня одеться рад
И артист, и депутат.
Ловко шью своей иглой -
Ведь недаром я ...(портной)
10. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель-
Проведет урок…(учитель)
Учитель. Вот и завершилось наше путешествие в мир «Профессий». Многие ребята показали хорошие знания различных профессий. Пора возвращаться в школьный мир и подвести итоги нашего путешествия. И так, мы на месте, светит солнце, настроение прекрасное, голубь машет нам крылом и предлагает в другой удивительный мир следующей встречи. А сейчас подсчитаем свои жетоны и определим победителей. Они получают медали «Знаток профессий» 1, 2, 3 степени, а участники - поощрительные призы.
Приложение№2
Практические исследования реки Кама в городе и техника безопасности во время экскурсии.
Проведение измерений на объектах
Определение глубины русла.
1.Выбрать удобный берег, с возможностью перехода через реку.
2.Установить на противоположных берегах шесты и натянуть через русло шнур.
3.Войти в воду и сделать промеры глубины через 30,40,50 см.
4.Записать в таблицу.
Определение ширины русла.
1.Выбрать удобный берег, с возможностью перехода через реку.
2.Установить на противоположных берегах шесты и натянуть через русло шнур.
3.С помощью рулетки измерить ширину русла.
4.Записать в таблицу.
Определение скорости течения.
1.Выбрать прямолинейный участок русла реки длиной 8-10 м.
2.Определить верхний (пусковой) створ и нижний.
3.Распределить членов группы на створы и выше пускового створа.
4.По команду запустить поплавок. Стоящие на створе записывают время прохождения поплавка.
5.Повторить 3-4 раза.
6.Данные записать в таблицу.
7.Определить скорость течения по формуле V=S/V.
Проведение экспресс-анализа
Экспресс - определение запаха воды.
Оборудование: пробирка, пробка.
1.Выбрать удобный участок берега для спуска к воде.
2.Пробирку наполнить на 3/4 объема.
3.Закрыть пробирку пробкой и несколько раз встряхнуть.
4.Убрать пробку и сразу понюхать.
5.Определить запах по интенсивности, используя следующую шкалу:
а) характер выражается описательно: без запаха; сероводородный; гнилостный; аммиака
б) интенсивность запаха определяется по шкале: нет; очень слабый; заметный; отчетливый; очень сильный.
6.Данные записать в дневник.
Экспресс - определение мутности воды.
Оборудование: пробирка, черная бумага.
1.Выбрать удобный участок берега для спуска к воде.
2.Наполнить пробирку водой доверху.
3.Поднести пробирку на черную бумагу и, глядя сверху, определить степень мутности, пользуясь следующей шкалой: прозрачная, мутная, очень мутная.
4.Занести данные в дневник.
Экспресс-определение цвета воды.
Оборудование: пробирка, белый лист бумаги или картона, фильтры.
1.Выбрать удобный участок берега для спуска к воде.
2.Если вода не прозрачная, то ее нужно отфильтровать.
3.Пробирку ставят на белый фон и рассматривают сверху.
4.Делают оценку цветности, используя шкалу: нет окрашивания, слабо желтоватое, очень слабо желтоватое, желтоватое , светло-желтое , желтое , интенсивно желтое.
5.Данные записать в дневник. Правила поведения на водоемах
Правила техники безопасности при проведении работ на реках.
1.Отбор воды, водного грунта производится с берега, перекладин мостов, со льда или плавающих средств.
2.Лица, производящие отбор проб, должны уметь плавать, знать меры первой помощи при несчастных случаях.
3.Работа на водных объектах в одиночку ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4.При работе с лодки необходимо груз в ней сосредотачивать на середине лодки. Нельзя становится на борт лодки, делать резкие движения.
Нельзя выходить на лодке при сильном дожде, сильном ветре, тумане, в темное время суток.
5.Нельзя подходить к краю размытого берега, заходить в пойму с заболоченными участками.
6.При переходе с одного берега на другой, нужно обязательно создать переправу и страховку.
7.Если река неглубокая, течение спокойное, дно твердое, можно войти в воду для проведения морфометрических измерений (глубина русла, ширина русла), для изучения водной растительности, для взятия проб воды.
8.Осенью весной работа на льду КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА.
Приложение№3
Составление и оформление экономико-географической характеристики предприятия, на основе материалов, полученных на экскурсии.
План
1.Географическое положение.
2.Специализация предприятия.
3.Структура
4.Производственно-территориальные связи.
5.Транспортные условия.
6.Основные профессии и профессиональный состав работников.
7.Вывод о принципе размещения предприятия.
8.Мероприятия по охране природы.
9.Перспективы развития производства.
10.Выступления учащихся: защита творческих работ.
Приложение№4
Интеллектуальная игра «Природа нашего края».
Цель игры:
Привести в систему знания ребят о природе своего края
Привитие навыков групповой и индивидуальной работы.
Задачи:
Развитие любознательности и познавательного интереса у учащихся;
Показать хрупкость и беззащитность природы, прививая чувство сопереживание всему живому;
Развитие творческого и репродуктивного воображения.
Ход игры
Учитель: Ребята! Сегодня в нашей игре попробуют силы две команды.
Поговорим мы сегодня обо всем, что касается природы края.
Представление членов жюри, представление команд.
Начнем мы игру с разминки.
- След, какого хищного зверя похож на след человека?
- Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца?
- Какое дерево используют для изготовления лыж?
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
- Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору?
- Какое травянистое растение зацветает первым?
- Какое масло не дает дыма?
- Какая птица кормит молоком своих птенцов?
Экологические загадки
Каждая команда получает по 2 вопроса.
- Наблюдая за птицами в природе, можно отметить, что самцы окрашены гораздо ярче самок. Как вы думаете почему?
- Как известно, кукушка не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей?
- Известно, что птица клест не боится морозов и даже птенцов выводит в холода. Почему она так поступает?
- Почему крота нельзя погладить «по шерсти»?
- Какую птицу со времен древних греков считают символом мудрости и познания?
6.За что клеста называют «северным попугайчиком»
1.Задание.
Впишите в таблицу 5 птиц, у которых вторая и четвертая буквы «О».
О | О | |||||||
О | О | |||||||
О | О | |||||||
О | О | |||||||
О | О |
Ответы: ворон, сорока, воробей, поморник, поползень.
2.Задание. « Таинственное существо».
Я – существо, оставляющее за собой мокрый, липучий, скользкий след.
Он помогает мне передвигаться по земле. Кто я? Можешь ли ты найти, где я живу?
А я – существо, которое любит жить во влажных или мокрых местах. У меня много ног и я дышу жабрами. Определи и меня!
3.Задание. Объедините в пары слова из двух столбиков, обдумав возможные связи между организмами:
1) муравьи | А) деревья |
2) грибы | Б) актинии |
3) заяц | В) лиса |
4) рак-отшельник | Г) тли |
5) трутовик | Д) картофель |
6) колорадский жук | Е) деревья |
7) горох | Ж) травянистые растения |
Подведение итогов.
Приложение№5
Экскурсионная работа по изучению оврага
Тема: «Изучение оврага»
Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.
Оборудование:
1.Компас, школьный эклиметр, школьный нивелир.
2.Колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.
Ход экскурсии.
При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.
Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.
Остановка № 1. Определение частей оврага.
Примерное распределение заданий
1-я группа
Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.
Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье).
Определите количество отвершков и где их больше (с какой стороны оврага).
Сделайте рисунок оврага.
2-я группа
Измерьте длину оврага шагами.
Измерьте длину одного из отвершков.
Определите крутизну склонов: а) у вершины; б)в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:
Вершина — ...
Средняя часть — ...
Устье — ...
Определить характер склонов (поросших травой, кустарником, деревьями; обнаженные).
3-я группа
Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого:
а) возьмите травинку на вытянутые руки;
б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага;
в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам;
д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами;
е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.
Определите стадию развития оврага; если овраг растущий — меры по приостановлению его роста.
4 группа
Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного крупного отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке:
а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении;
б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой;
в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону;
д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу:
е) для определения глубины сложите все превышения точек.
Примечание
Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) — 10 см (лоб), т.е. h — 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа делает отчет о проделанной работе.
Информация для учителя
При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.
Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.
Рисунок 4. Общий вид оврага.
Причинами образования оврага являются:
а) наличие уклонов на земной поверхности;
б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;
в) отсутствие растительного покрова.
Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона.
Выделяют следующие стадии развития оврага:
Промоина — след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага — рытвину.
Рытвина — след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность.
Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы.
Зрелый овраг — прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.
Старый овраг — балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400.
Лог — старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью.
На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.
После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Классный час «Люблю тебя, мой край родной, Тюменская земля!»
Мероприятие посвящается 70-летию Тюменской области....
Авторская программа внеурочной деятельности "История родного края."
Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения -1 час в неделю. Программу могут использовать в своей работе учителя начальных классов....
Рабочая программа по курсу "Край родной, как ты чудесен!"
Рабочая программа по курсу "Краеведение"...
Отчёт о внеурочной деятельности по программе «Знай свой край родной» 2 «б» класс
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развит...
Авторская программа внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку "В мире слов"
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше знать свой родной язык, необхо...