Программа по сенсорному развитию
рабочая программа (4 класс)
Программа предназначена для работы с учащимися 2 варианта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4a_sensornoe_1.docx | 71.62 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»
Рассмотрено Руководитель МО Дринь О.В. _________________ Протокол № ___ от «____»_______2019г. | Согласовано Заместитель директора школы ___________________ | Утверждаю Директор Дринь Н.В. _________________ Приказ № _____ от «___» ____2019 г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
для обучающихся4а класса
на 2019- 2020 учебный год.
Учитель:
Бритун Е.К.
Омск, 2019
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 4 классе разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017.
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2019/2020 учебный год.
- Учебный план КОУ «Адаптивная школа №6» на 2019/2020 учебный год, согласован с Министерством образования Омской области.
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса. Обучающиеся этого класса разные по темпераменту, следовательно, с разным темпом усвоения учебного материала Ребята испытывают затруднения в способности общаться с окружающими людьми в различных ситуациях.
Цель коррекционного курса: развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Основными задачами коррекционного курса являются:
Образовательные:
- обогащать чувственный и познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Коррекционные:
- исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
- формировать точность и целенаправленность движений и действий.
- способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;
- воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
- прививать чувства патриотизма; воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- вырабатывать положительную мотивацию к учению.
Характеристика коррекционного курса.
Курс «Сенсорное развитие» предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.
У детей с умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с умственной отсталостью наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Развитие сенсорной системы тесно связанно с развитием моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др., поэтому данные задачи также включены в содержание курса.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: 1) формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.); 2) обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Коррекционные занятия способствуют овладению учащимися основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Особенности психофизического развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрагивают и сенсорную сферу психики, что определяет специфику их образовательных потребностей и содержание коррекционного курса.
Обучающиеся, приступающие к изучению курса «Сенсорное развитие», имеют тяжелые нарушения двигательного, умственного, речевого развития. Вследствие этого они частично или полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств. Развитие обучающихся тем не менее благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у детей все же проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения. Способность выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих учащимся с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы.
Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:
- принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;
- индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;
- интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития учащихся, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;
- активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т.е. обеспечение речевогоопосредования всех мыслительных действий и операций учащихся. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т.д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;
- преемственность в работе учителя и педагога-психолога: решение в объеме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.
Место коррекционного курсав учебном плане
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 102 час, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Количество часов, предусмотренных учебным планом
Учебный предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Часов в год |
Сенсорное развитие | 3 | 24 | 24 | 30 | 24 | 102 |
Примерные планируемые результаты освоения коррекционного курса
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- умение классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
- знание основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- различение основных цветов спектра (красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый);
- знание основных размеров и величин (большой – маленький);
- умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
- умение составлять предмет из 2-3 частей;
- умение соотносить звук с его источником;
- уметь локализовывать неподвижный и перемещающийся источник звука; ∙ умение ориентироваться в схеме собственного тела;
- способность различать и узнавать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);
- способность различать объект по запаху (приятный – неприятный);
- умение определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре: гладкий – шершавый, холодный – теплый - горячий, тяжелый - легкий);
- умение соотносить предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- умение составлять сериационные ряды предметов по разным признакам; ∙ умение фиксировать взгляд на предмете (статичном и движущемся).
Возможные личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
- способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- умение целенаправленно фиксировать взгляд (на говорящем взрослом, на предмете);
- умение использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
- умения выполнять задание в течение определенного периода времени;
- умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.);
- рост заинтересованности учащихся в учебной деятельности, повышение познавательного интереса к занятиям;
- повышение самостоятельности и самоорганизации;
- сформированность предпосылок учебной деятельности (умение принимать цель, следовать ей в процессе решения учебной задачи, взаимодействовать с педагогом в ходе выполнения задания, принимать и использовать помощь);
- пропедевтика формирования основ общения, учебной коммуникации (с помощью жестов или карточек).
Базовые учебные действия (БУД):
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке, предмете;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги, пластилина, глины;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука в руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Ожидаемые результаты у обучающихся 4 класса
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.
—Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
— Определять возраст людей.
Примерные критерии оценки результатов освоения программы.
Психодиагностические методики, применяемые для обследования детей, взяты нами из пособия Метиевой Л. А., Удаловой Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Это 1 шкала методики, которая включает в себя восприятие цвета, восприятие формы и величины, ориентацию в пространстве. Остальные шкалы (внимание, память, мышление, речь, представления о себе и т.д.) используют другие специалисты, работающие с данными детьми в школе. Эта диагностика помогает нам разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).
Методы и средства оценки результативности программы
(методы исследования и контроля)
Диагностируемые характеристики | Психодиагностические методики (см. Приложение 1) |
Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций | -упражнения на оценку статистического и динамического равновесия; -упражнения на оценку моторики рук; -тесты зрительно-моторной координации. |
Зрительно восприятие | -упражнения на оценку зрительного восприятия |
Слуховое восприятие | -упражнения на оценку развития слухового восприятия |
Восприятие формы, величины, цвета | -упражнения на оценку способности к различению формы; -упражнения на оценку способности воспринимать величину; -тесты цветоразделения. |
Тактильные ощущения | -упражнения на оценку тактильных ощущений |
Пространственно-временное восприятие | -упражнения на оценку пространственной ориентировки; -упражнения на оценку восприятия времени |
Содержание коррекционного курса.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.
Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Рабочая программа включает следующие разделы:
1 Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.
2. Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.
3. Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов.
4. Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
5. Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений.
Следует отметить, что деление учебного материала на представленные разделы достаточно условно, так как на каждом занятии в течение учебного года мы будем работать одновременно над развитием различных видов восприятия, моторики и графомоторных навыков. За основу коррекционного занятия берется один, ведущий раздел изучаемой программы, определяются цели и задачи по данному разделу, но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее, прямо или косвенно связанные с основной темой.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Раздел «Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.
Раздел «Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.
» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
Решение задач раздела «Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.
По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 раздел
№ | Наименование разделов, тем программы | Основные виды учебной деятельности | Оборудование/ ИКТ | Кол-во часов | Дата | |||||
план | факт | |||||||||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 4 | 03.09 04.09 05.09 10.09 | ||||||||
1 | Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие. | |||||||||
1.1 | В мире звуков | Знакомятся с окружающими звуками, звучанием различных предметов «Откуда звук» «Найди пару» «Повтори» «Танцуй – замри» «Угадай инструмент» | Карточки с изображением предметов разной величины. Мультимедиа проектор, интерактивная доска Прищепки. Смайлики с изображением эмоций. | 4 | 11.09 12.09 17.09 18.09 | |||||
1.2 | В мире запахов | Исследуют различные запахи «Определи предмет по запаху» «Баночки с сюрпризом» «Съедобное - несъедобное» | 4 | 19.09 24.09 25.09 26.09 | ||||||
1.3 | Игры с прищепками | Упражнения «Волшебные прищепки» учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью недостающие детали к фигурам«Гнездо» «Фонарики» «Замок» «Пальцеход» «Олень здоровается» «Пальчики здороваются» | 4 | 01.10 02.10 03.10 08.10 | ||||||
1.4 | Мое настроение | учимся понимать эмоции «Я злюсь…», «Я радуюсь…» Дидактические игры «Пиктограммы», «Музыка и эмоции», «Лото настроений», «Что было бы, если бы…» | 4 | 09.10 10.10 15.10 16.10 | ||||||
Всего часов: 16 |
2 раздел
№ | Наименование разделов, тем программы | Основные виды учебной деятельности | Оборудование/ ИКТ | Кол-во часов | план | факт | |
1 | Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие. | ||||||
1.1 | Цветик-семицветик | Смешивают краски, игры с разноцветной водой «Смешивание цветов», «Радуга», «Моя палитра», « Как краски подружились» | Карточки с изображением предметов разной величины. Мультимедиа проектор, интерактивная доска. Фасоль в коробке. Песок. Пинцет. | 4 | 17.10 22.10 23.10 24.10 | ||
1.2 | Покажи настроение | учатся с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение и определять их «Разрезные картинки» «Что не так?» «Чего не хватает?» Повтори за мной. | 4 | 05.11 06.11 07.11 12.11 | |||
1.3 | Игры с песком, фасолью, кубиками | Задания на развитие мелкой моторики «Дождик» «Дорожки» Заполняют формочки Игры с пинцетом | 4 | 13.11 11.11 19.11 20.11 | |||
1.4 | Угощение для куклы | Познают т вкусовые ощущения : горький, солёный, сладкий Угощение куклы Ксюши. Что выросло на грядке. Попробуй, угадай. Накрывают праздничный стол. | 4 | 21.11 26.11 27.11 28.12 | |||
Всего часов: 12 |
3 раздел
№ | Наименование разделов, тем программы | Основные виды учебной деятельности | Оборудование/ ИКТ | Кол-во часов | план | факт |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций | |||||
1.1 | Поиск волшебных предметов | в коробке с фасолью ищут разные по форме и размеру фигуры | Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы | 4 | 03.12 04.12 05.12 10.12 | |
1.2 | Волшебный мешок | открывают «волшебный мешок» и достают разные по звучанию предметы | 4 | 11.12 12.12 17.12 18.12 | ||
1.3 | Игры с кубиками | собирают кубики в ряд, колонну, строят пирамиду | 4 | 19.12 24.12 25.12 26.12 | ||
1.4 | Представление о величине | выкладывают фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравнивают различные по величине предметы | 4 | 14.01 15.01 16.01 21.01 | ||
Всего часов: 16 |
4 раздел
№ | Наименование разделов, тем программы | Основные виды учебной деятельности | Оборудование/ ИКТ | Кол-во часов | план | факт |
1 | Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов | |||||
1.1 | Пуговицы | застёгивают и расстёгивают пуговицы на тряпичных фигурах | Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы. Кубики. Фрукты. Овощи. | 3 | 22.01 23.01 28.01 | |
1.2 | Вкусные продукты пробуем, | находят и сравнивают различные по вкусу продукты | 3 | 29.01 30.01 04.02 | ||
1.3 | Строим дом | выкладывают деревянные кубики, строят из них башни | 3 | 05.02 06.02 11.02 | ||
1.4 | Повторяй за мной движения | учатся повторять позу , держать тело в определённой позе | 3 | 12.02 13.02 18.02 | ||
1.5 | Представление о размере | выбирают из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший | 4 | 19.02 20.02 25.02 26.02 | ||
Всего часов: 16 |
5 раздел
№ | Наименование разделов, тем программы | Основные виды учебной деятельности | Оборудование/ ИКТ | Кол-во часов | план | факт | ||
1 | Развитие моторных навыков ; развитие слуха и цветовосприятия. | |||||||
1.1 | Подарки для куклы | учатся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету, предметы | Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы | 3 | 27.02 03.03 04.03 | |||
1.2 | Повторяй за мной | учатся держать позу , повторять движения | 3 | 05.03 10.03 11.03 | ||||
1.3 | Цветик-семицветик | учатся находить одинаковые по цвету предметы | 2 | 12.03 17.03 | ||||
1.4 | В мире звуков | учатся находить одинаковые по звуку предметы | 3 | 18.03 19.03 31.03 | ||||
1.5 | Морское приключение | отыскивают руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с подкрашенной водой | 3 | 01.04 02.04 07.04 | ||||
Всего часов: 14 |
6 раздел
№ | Наименование разделов, тем программы | Основные виды учебной деятельности | Оборудование/ ИКТ | Кол-во часов | план | факт | |
1 | Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений | ||||||
1.1 | Игры с прищепками | снимают и прикрепляют прищепки | Музыкальные предметы, коробка с фасолью, пуговицы. Шнуровки | 3 | 08.04 09.04 14.04 | ||
1.2 | Волшебная коробочка | ищют в коробке разные по форме, затем разные по размеру предметы | 3 | 15.04 16.04 21.04 | |||
1.3 | Шнуровка | учатся выполнять шнуровку | 3 | 22.04 23.04 28.04 | |||
1.4 | Наши ладошки | Исследуют разные по тактильным ощущениям предметы мягкий, твёрдый, жидкий | 3 | 29.04 30.04 06.05 | |||
1.5 | Громкие и тихие звуки | определяют громкие и тихие звуки | 3 | 07.05 12.05 13.05 | |||
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 5 | 14.05 19.05 20.05 21.05 | |||||
Всего часов: 20 | |||||||
По программе:102 |
Материально-техническое оснащение учебного процесса.
Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
- оборудованная сенсорная комната: сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, мячи, кольцебросы, обручи, массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки), мозайки (крупные и мелкие), игры «Дартс», «ТИР», «Лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки, звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
- Компьютер. Мультимедийные материалы.
Литература
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. -М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2014.
- Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 2016 .
- Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М. 2014.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь,2016.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2013.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2013.
- Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 2014.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М.,2015.
- Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2016. - №1 – с. 66-75
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...
Программа по сенсорному развитию
Данный материал пригодится педагогам-психологам, которые проводят коррекционные занятия с обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по сенсорному развитию
положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Сенсорное развитие данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигатель...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
сенсорное развитие и предметно - практические действия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью
сенсорное развитие детей с умственной отсталостью...
Парциальная образовательная программа по сенсорному развитию «Вместе первые шаги по дороге сенсорики»
ВведениеПрограмма обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников...