Рабочая программа по сенсорному развитию
рабочая программа (3 класс) на тему
положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Сенсорное развитие данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер.
В связи с этим первоочередные задачи сенсорного развития направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие игровых действий учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Проведение игр предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого школьника. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями педагога и учащегося. Каждое действие ребенка комментируется педагогом.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sensornomu_razvitiyu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по сенсорному развитию
для 3-д класса
Автор-составитель:
Учитель 3-д класса
Фролова А.П.
Москва, 2014
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по сенсорному развитию
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и средства контроля
- Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету «Сенсорное развитие» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена в первую очередь на сенсорное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также способствует развитию коммуникативных умений (как в вербальной, так и в невербальных формах) и игровой деятельности.
Психическое развитие школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а, в дальнейшем, и познавательной деятельности.
Сенсорное развитие подразумевает умение школьника выделять и учитывать свойства и отношения объектов при выполнении практических и игровых действий с ними.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи.
У данной категории учащихся функция замещения формируется слабо, поэтому они склонны использовать в игре игрушки, являющиеся копиями реально существующих предметов окружающей действительности. Поэтому в программе предусмотрено обучение использованию предметов и игрушек не только в прямом назначении, но и в качестве аналогов.
Данная программа по предмету «Сенсорное развитие» является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Коррекционные технологии» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Сенсорное развитие данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер.
В связи с этим первоочередные задачи сенсорного развития направлены на развитие речи, активизацию познавательной деятельности и на развитие игровых действий учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Проведение игр предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого школьника. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями педагога и учащегося. Каждое действие ребенка комментируется педагогом.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Цель программы по предмету «Сенсорное развитие»: сенсорное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекция и развитие речемыслительных способностей обучающихся.
Задачи программы по предмету «Сенсорное развитие»:
- вызывание интереса к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств;
- развитие зрительной ориентировки на цвет, форму и величину предметов;
- формирование практических способов ориентировки (метод проб);
- учить пользовать методами наложения и сличения (такой – не такой);
- закрепление умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами;
- обучение использованию в игре предметов – заменителей бытового содержания
- развитие интереса к речи, инициирование речи учащихся по подражанию;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Содержательная часть программы направлена на решение вышеперечисленных задач.
Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, рисунки, картины, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают им адаптироваться в школьной среде.
Основной формой организации процесса сенсорного развития является урок.
Содержание программы по сенсорному развитию
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;
-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Игры с водой
Игры на развитие мелкой моторики)
Лото, мозаики, бусы, вкладыши, прищепки, скрепки, резинки, счеты, пуговицы, «Баночки и крышечки», «Пальчиковый бассейн», «Кручу-верчу», «Фокусники», «Платочки».
Игры на сравнение предметов по размеру
Игры «Раскладываем яблочки». «Бусинки», «Большой или маленький?»
Игры на пространственную ориентацию
Игры «Левая или правая?», «Близко или далеко?», «Высоко или низко?»
Игры на развитие сенсорного восприятия
Игра «Мыльные пузыри».
Игры на сотрудничество со взрослым
Игры «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Догонялки».
Игры на подражание
Игры «Птички», «Зеркало», «Покатай куклу (зайку) в машине», «Спрячь матрешку», «Кукла пляшет», «Прятки», «Делай, как я», «Спрячь матрешку», «Уберем игрушки сами», «Слушай и выбирай», «Обезьянка». «Веселый петрушка».
Игры с крупой и песком
Игры на развитие зрительного и слухового восприятия
Игры «Тихо – громко», «Бубенцы и бубны», «Чей домик?», «Что катится, что не катится», «Почтовый ящик».
Игры на развитие соотносящих действий
Игры «Посадим грибы», «Пирамидка», «Закрой коробки».
Игры на развитие зрительного восприятия формы
Игры «Найди свой стул», «Найди такой же», «Геометрическое лото», «Найди форму в предмете», «Узнай и запомни», «Запомни и найди».
Игры на сравнение предметов по размеру
«Раскладываем яблочки». «Бусинки», «Большой или маленький?»
Игры на развитие восприятия цвета
Игры «Найди цветок для бабочки», «Найди свою пару», «Времена года», «Найди одежду к шапочке», «Собери посуду одного цвета», «Цветные кубики».
Игры на формирование целостного образа предмета
Игры «Найди свою игрушку», «Игрушки идут на праздник», «Запомни и найди», «Найди свои половинку», «Чего не хватает», «Поставь подальше».
Игры – упражнения на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов
«Найди пару», «Сложи пару»
Игры на узнавание предметов на ощупь
«Найди игрушку в мешочке», «Платочек для куклы», «Холодно, тепло, горячо».
Игры, направленные на овладение детьми действиями - замещения «Ручеек», «Из чего сделано?»
Игры на формирование умений выполнять классификацию
«Парные картинки», «Разложи картинки».
Игры на формирование умений выполнять систематизацию
«Разложи предметы», «Помоги поставить матрешки по росту».
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
- словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
- заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом.
Учащиеся должны под контролем учителя уметь:
- совместно с педагогом или по подражанию его действиям адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки;
- выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами;
- выполнять с помощью взрослого игровые действия – по подражанию, по образцу:
- зрительно ориентироваться на цвет, форму и величину предметов;
- практически ориентироваться в свойствах предметов с помощью метода проб;
- пользоваться методами наложения и сличения (такой – не такой);
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом под руководством учителя;
- использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.
Формы и средства контроля
Успешность процесса сенсорного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет определяться поэтапностью перехода от выполнения задания совместными действиями с педагогом к действиям по подражанию, а затем, по словесной инструкции.
Сенсорное развитие школьника с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет способствовать процессу освоения письма, чтения, счета, двигательной активности, регуляции поведения и социальной адаптации к окружающей среде.
Учебно-методические средства обучения
Использованная методическая и учебная литература
Основная литература
1. Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. - М.,2000.
- Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., 2011.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М., 2003.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М.Бгажноковой. – М., 2007.
- Теплякова О.Н. Развивающие игры. М., 2010.
Наглядный материал
- Кукла.
- Машинки.
- Набор мелких игрушек.
- Набор тазов для игр с водой и песком.
Раздаточный материал
- Бусы.
- Банки и крышки.
- Геометрическое лото.
- Игра «Подбери по форме».
- Игра « Подбери по цвету» (3 вида).
- Пальчиковый бассейн.
- Пособие «Машина».
- Прищепки.
- Пуговицы.
- Пирамиды (3 вида).
- Резинки.
- Скрепки.
- Наборы пазлов (4 вида).
- Набор вкладышей.
- Цветные кубики.
- Шнуровка (4 вида).
- Массажные мячи.
- Коврики для самомассажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе коррекции VIII вида
Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процесов во 2 классе коррекции VIII вида" разработана на 34 часа, содержит цели и задачи. Подробно прописаны виды работ на зан...
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...
Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов....
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
сенсорное развитие и предметно - практические действия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью
сенсорное развитие детей с умственной отсталостью...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учет...