РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью
рабочая программа
сенсорное развитие детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_sensorika_2020.docx | 83.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью
(коррекционно-развивающие занятия)
Составитель: учитель Козлова Наталия Валерьевна
Санкт-Петербург
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» для обучающихся начальных классов с умственной отсталостью составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № 499 на 2020 -2021 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения.
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- обогащение опыта взаимодействия обучающихся с окружающими предметами и явлениями;
- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов всех областей восприятия;
- обучение способам сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе сенсорного восприятия;
- актуализация коммуникативных навыков в процессе общения на занятиях.
Коррекционно-развивающие:
- развивать способности сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
- развивать способности распознавать, соотносить, сортировать, называть (обозначать) различные объекты по заданному признаку и в соответствии с эталоном;
- развитие сенсорных анализаторов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха».
Воспитательные:
- вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- ребенок может узнавать и зрительно соотносить основные цвета, правильно называть или показать хотя бы один цвет;
- может узнавать и зрительно соотносить форму изображения с его силуэтом и основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник);
- узнавать и зрительно соотносить элементарную величину, узнает знакомые предметы на картинках, кроме значимых взрослых узнает и одноклассников;
- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
- различать правую и левую руки;
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Достаточный уровень:
- ребенок кроме основных цветов узнает и соотносит несколько дополнительных и градиент, знает объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак;
- узнает, соотносит и называет геометрические фигуры (4 и более), выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции, различает предметы по высоте, длине, ширине;
- находит одинаковых по звучанию объекты;
- дифференцирует звуки природы, голоса знакомых людей, узнает знакомые звуки в шуме.
- Понимает сложную (составную) словесную инструкцию.
- умение ходить по разным поверхностям (горизонтальным, наклонным, мягким, с разной фактурой), удержание равновесия при перешагивании препятствий, ходьбе по ступеням, толерантность к линейной вестибулярной стимуляции.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся первых и вторых классов на коррекционных уроках по развитию сенсорных процессов у обучающихся обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по сенсомоторики должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
В конце учебного года проводится итоговая диагностическая работа.
- освоение знаний, а также обогащение опыта взаимодействия обучающихся с окружающими предметами и явлениями;
- умения выделять признаки предметов на основе сенсорного восприятия.
Реализация учебной программы сенсомоторики и сенсорных процессов обеспечивается через материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную комнату, игрушки и предметы со звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, и т.д.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Тактильно-двигательное восприятие | 3 |
2 | Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков. | 16 |
3 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 3 |
4 | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 16 |
5 | Развитие зрительного восприятия | 6 |
6 | Восприятие особых свойств предметов | 4 |
7 | Развитие слухового восприятия | 5 |
8 | Восприятие пространства. | 7 |
9 | Восприятие времени | 6 |
Итого: | 66 |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Тактильно-двигательное восприятие | 3 |
2 | Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков. | 18 |
3 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 3 |
4 | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 16 |
5 | Развитие зрительного восприятия | 6 |
6 | Восприятие особых свойств предметов | 4 |
7 | Развитие слухового восприятия | 5 |
8 | Восприятие пространства. | 7 |
9 | Восприятие времени | 6 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса.
Тактильно-двигательное восприятие
- Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Определение на ощупь предметов.
- Игры с крупной мозаикой.
Развитие моторики, графомоторных навыков
- Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки» и др.)
- Обводка по внутреннему и внешнему трафарету.
- Закрашивание округлых форм внутри трафарета.
- Горизонтальная, вертикальная, наклонная штриховки внутри трафарета.
- Работа в технике рваной аппликации.
- Сгибание бумаги.
- Вырезание ножницами прямых полос.
Кинестетическое и кинетическое развитие
- Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей своего тела.
- Выразительность движений (имитация повадок зверей).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
- Выделение формы предмета. Обозначение формы предмета словом (жестом).
- Группировка предметов и их изображений по форме.
- Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
- Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)
- Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)
- Различение предметов по величине (большой - маленький)
- Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины.
- Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)
- Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
- Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»
- Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)
- Составление целого из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
- Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы»
- Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)
- Дидактическая игра «Что изменилось»
- Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов
- Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом
- Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
- Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»
- Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух»
- Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Различение речевых и музыкальных звуков.
- Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).
Восприятие времени
- Узнавание и по возможности называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег).
- Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима).
- Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
- Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации.
- Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.
2.2. Календарно - тематическое планирование
- КЛАСС
№ п/п урока | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Базовые учебные действия |
I четверть | ||||
1. | 1 | «Давайте познакомимся» | Развитие тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики, координации движений | Формирование позитивного эмоционального фона. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | ||||
2. | 1 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. | - Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). - Формирование представлений о формах (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). -Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. - Формирование представлений о величине (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий ). - Формирование представлений о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). - Обогащение словарного запаса. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
3. | 1 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом (жестом). Д\и «Посмотри вокруг» | ||
4. | 1 | Группировка предметов и их изображений по форме. | ||
5. | 1 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | ||
6. | 1 | Работа с геометрическим конструктором. | ||
7. | 1 | «Какой фигуры не стало», дидактическая игра | ||
8. | 1 | Различение предметов по величине (большой — маленький). | ||
9. | 1 | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | ||
10. | 1 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | ||
11. | 1 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | ||
12. | 1 | Основные цвета. Различение и обозначение основных цветов «Раскрась фигуры» | ||
13. | 1 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | ||
14. | 1 | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета». | ||
15. | 1 | Конструирование объемных предметов из составных частей. | ||
16. | 1 | Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале. | ||
II четверть | ||||
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||||
17. | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки», и др.). | -Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер. -Формирование умения выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету Уметь штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
18. | 1 | Игровые упражнения с пирамидками, матрешками, стаканчиками. | ||
19. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета. | ||
20. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета. | ||
21. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета. | ||
22. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета. | ||
23. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета | ||
24. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета | ||
25. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета. | ||
26. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета. | ||
27. | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Закрашивание изображений. | ||
28. | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений. | ||
29. | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений. | ||
30. | 1 | Работа в технике рваной аппликации. | ||
31- 32 | 2 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | ||
III четверть | ||||
33. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. | -Формирование навыков зрительного анализа. - Формирование навыков зрительного синтеза. - Развитие памяти и внимания. - Формирование представлений о температуре (горячий – холодный). - Обогащение словарного запаса. -Формирование представлений о вкусе (кислый, сладкий, горький, соленый). - Формирование представлений о массе и давлении на тело. - Развитие чувства тяжести (тяжелый — легкий). - Развитие слухового восприятия. - Формирование представлений о звуках окружающего мира. -Формирование представлений о музыке. -Формирование представлений о различии речевых и музыкальных звуках. - Развитие тактильного восприятия. - Формирование представлений о величине (большой — маленький — самый маленький). -Формирование представлений о фигурах. - Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
34. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы». | ||
35. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Какой детали не хватает?» | ||
36. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Дорисуй предмет». | ||
37. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Что изменилось?» | ||
38. | 1 | Развитие зрительного восприятия Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | ||
39. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Развитие осязания (температурные ощущения). | ||
40. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». | ||
41. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Развитие обоняния. Дидактическая игра «Определи по запаху». | ||
42. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. | ||
43. | 1 | Развитие слухового восприятия. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | ||
44. | 1 | Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Послушай-отгадай» | ||
45. | 1 | Развитие слухового восприятия. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Прослушивание музыкальных произведений. | ||
46. | 1 | Развитие слухового восприятия. Различение речевых и музыкальных звуков. | ||
47. | 1 | Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Кто и как голос подает?» (имитация животных). | ||
48. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь величины предмета Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | ||
49. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Игры с крупной мозаикой | ||
50. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Игры с мелкой мозаикой. | ||
IV четверть | ||||
51. | 1 | Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький). | - Развитие моторики. - Формирование представлений об ощущениях собственного тела. - Развитие пространственных представлений. - Развитие временных представлений. - Развитие речи. - Развитие памяти. - Развитие мышления. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
52. | 1 | Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | ||
53. | 1 | Кинестетическое и кинетическое развитие. Игры с геометрической мозаикой. | ||
54. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). | ||
55. | 1 | Восприятие пространства. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). | ||
56. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. | ||
57. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.). | ||
58. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). | ||
59. | 1 | Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | ||
60. | 1 | Восприятие пространства. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». | ||
61. | 1 | Восприятие времени. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». | ||
62. | 1 | Восприятие времени. Последовательность событий (смена времени суток). | ||
63. | 1 | Восприятие времени. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | ||
64. | 1 | Восприятие времени. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | ||
65. | 1 | Восприятие времени. Дидактическая игра «Веселая неделя». | ||
66. | 1 | Повторение материала. Сутки. Неделя. | ||
Итого: 66 уроков. |
2 КЛАСС
№ п/п урока | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Базовые учебные действия |
I четверть | ||||
1. | 1 | «Давайте познакомимся» | Развитие тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики, координации движений | Формирование позитивного эмоционального фона. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | ||||
2. | 1 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. | - Формирование навыков зрительного анализа. - Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). - Формирование представлений о формах (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). -Формирование навыков конструирования. Формирование представлений о величине (высокий – низкий, толстый – тонкий). Формирование представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий) - Формирование представлений о форме и величине. - Формирование представлений о форме и цвете. - Формирование представлений о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) и их оттенков. - Обогащение словарного запаса. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
3. | 1 | Группировка предметов по форме). Д\и «Формы» | ||
4. | 1 | Сравнение предметов по высоте и толщине. | ||
5. | 1 | Сравнение предметов по длине и ширине. | ||
6. | 1 | Группировка предметов по форме и величине. | ||
7. | 1 | Группировка предметов по форме и цвету. | ||
8. | 1 | Составление сериационных рядов по величине по заданному признаку. | ||
9. | 1 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Цвет» | ||
10. | 1 | Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». | ||
11. | 1 | Конструирование предметов из геометрических фигур. | ||
12. | 1 | Выделение и различение частей знакомых предметов. | ||
13. | 1 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. | ||
14. | 1 | Составление целого из частей (кубики). | ||
15. | 1 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | ||
16. | 1 | Конструирование предметов из геометрического конструктора. | ||
II четверть | ||||
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||||
17. | 1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактические игры по интересам детей («Бусы», «Прищепки», и др.). | -Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, держать в руке принадлежности для письма, рисования: карандаш, ручку, фломастер. -Формирование умения выполнять действия по словесной инструкции, обводить и раскрашивать формы по внутреннему трафарету Уметь штриховать предметы по внутреннему трафарету прямыми и наклонными линиями. -Развивать мелкую моторику. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
18. | 1 | Игровые упражнения с бочонками, матрешками, стаканчиками. | ||
19. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета. | ||
20. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Закрашивание округлых форм внутри трафарета. | ||
21. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета. | ||
22. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Горизонтальная штриховка внутри трафарета. | ||
23. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета | ||
24. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Вертикальная штриховка внутри трафарета | ||
25. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета. | ||
26. | 1 | Обводка по внутреннему трафарету. Наклонная штриховка внутри трафарета. | ||
27. | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Закрашивание изображений. | ||
28. | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений. | ||
29. | 1 | Обводка по внешнему трафарету. Штриховка изображений. | ||
30. | 1 | Штриховка изображений разными способами. | ||
31. | 1 | Штриховка изображений разными способами. | ||
32. | 1 | Работа в технике рваной аппликации. | ||
III четверть | ||||
33. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. | -Формирование навыков зрительного анализа. - Формирование навыков зрительного синтеза. - Развитие памяти и внимания. - Формирование представлений о температуре (горячий – холодный). - Обогащение словарного запаса. -Формирование представлений о вкусе (кислый, сладкий, горький, соленый). - Формирование представлений о массе и давлении на тело. - Развитие чувства тяжести (тяжелый — легкий). - Развитие слухового восприятия. - Формирование представлений о звуках окружающего мира. -Формирование представлений о музыке. -Формирование представлений о различии речевых и музыкальных звуках. - Развитие тактильного восприятия. - Формирование представлений о величине (большой — маленький — самый маленький). -Формирование представлений о фигурах. - Формирование навыков конструирования. - Развитие пространственных представлений. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
34. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | ||
35. | 1 | Развитие зрительного восприятия. «Что изменилось?», дидактическая игра | ||
36. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра «Дорисуй предмет». | ||
37. | 1 | Развитие зрительного восприятия. Различение наложенных изображений предметов. | ||
38. | 1 | Развитие зрительного восприятия Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | ||
39. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | ||
40. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». | ||
41. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Развитие обоняния, обозначение словом ощущений. | ||
42. | 1 | Восприятие особых свойств предметов. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. | ||
43. | 1 | Развитие слухового восприятия. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов | ||
44. | 1 | Развитие слухового восприятия. Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | ||
45. | 1 | Развитие слухового восприятия. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Прослушивание музыкальных произведений. | ||
46. | 1 | Развитие слухового восприятия. Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | ||
47. | 1 | Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация животных). | ||
48. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь величины предмета Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | ||
49. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Игры с крупной мозаикой | ||
50. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Игры с мелкой мозаикой. | ||
51. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. Игры – шнуровки. | ||
52. | 1 | Тактильно-двигательное восприятие. «Пишу и рисую цветными камушками» | ||
IV четверть | ||||
53. | 1 | Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький). | - Развитие моторики. - Формирование представлений об ощущениях собственного тела. - Развитие пространственных представлений. - Развитие временных представлений. - Развитие речи. - Развитие памяти. - Развитие мышления. | Личностные: -осознание себя, как ученика. -положительное отношение к школе, окружающей действительности. Коммуникативные: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс). Регулятивные: -знать общие правила поведения в школе; -владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить и т.д.; - уметь слушать вопросы учителя и отвечать на них; -принимать оценку деятельности; -уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Познавательные: -выделять общие свойства предмет; -уметь сравнивать предметы по размеру, по длине; сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих. -делать простейшие обобщения, сравнивать, квалифицировать на наглядном материале; -работать с информацией |
54. | 1 | Кинестетическое и кинетическое развитие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | ||
55. | 1 | Кинестетическое и кинетическое развитие. Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». | ||
56. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). | ||
57. | 1 | Восприятие пространства. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). | ||
58. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. | ||
59. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.). | ||
60. | 1 | Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). | ||
61. | 1 | Восприятие пространства. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | ||
62. | 1 | Восприятие пространства. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». | ||
63. | 1 | Восприятие времени. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». | ||
64. | 1 | Восприятие времени. Последовательность событий (смена времени суток). | ||
65. | 1 | Восприятие времени. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | ||
66. | 1 | Восприятие времени. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | ||
67. | 1 | Восприятие времени. Дидактическая игра «Веселая неделя». | ||
68. | 1 | Повторение материала. Сутки. Неделя. | ||
Итого: 68 уроков. |
.
2.3. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение «Развитие сенсорных процессов» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному плану ГБОУ школа № 499 в 1 и 2 классах отводится по 2 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 66 часов в год (2 ч в неделю) в 1 классе и 68 часов в год (2 ч в неделю) во 2 классе с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Используемые дидактические материалы на занятиях:
- Функционально ориентированные игрушки.
- Дидактические, настольно-печатные игры.
- Полифункциональные материалы.
- Игрушки и пособия для развития восприятия, внимания, памяти.
- Иллюстративный и образно-символический материал.
- Наглядно-графические модели.
- Нормативно-знаковый материал.
- Оборудование для занятий с использованием музыки.
- Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
Методическая литература.
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
- Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
- Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
- Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
- Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
- Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
- Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
- Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
- Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.
- Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
- Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
- Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.
- Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адапти-рованную общеобразовательную программу для детей с ограни-ченными возможн...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку
Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку и содержит: планируемые результаты ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: 1. Учебник «Букварь» для учащихся 1 класса специальных (кор...
Рабочая программа по математике для детей 5-9 классов с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта)
Адаптированная основная образовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это обра...
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...