Программа по сенсорному развитию
рабочая программа на тему
Данный материал пригодится педагогам-психологам, которые проводят коррекционные занятия с обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Е.С.Савченкова « 29 » августа 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________К.Н.Василенко Приказ №____ от « 31 » августа 2016г. |
Программа
на 2016-2017 учебный год
по сенсорному развитию
подготовительный класс
Программу разработала Кузнецова Елена Васильевна,
педагог-психолог первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Программа «Сенсорное развитие » разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15);
- адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением педагогического совета №1 МБОУ Дубровской №2 СОШ
Сведения о примерной учебной программе и/или сведения об авторской программе
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для подготовительного класса.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) сохранение здоровья, профилактика болезней.
Предметные результаты
- фиксация взгляда на лице человека;
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете(фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз;
- прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали;
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, узнавание цвета объектов(красный, синий, желтый, зеленый, черный);
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха;
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
- нахождение одинаковых по звучанию объектов;
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на соприкосновение с разными видами поверхностей;
- различие свойств материалов: горячий, холодный;
-адекватная реакция на запахи;
-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качества(горький, сладкий), консистенции (жидкий, твердый);
- узнавание продуктов по вкусу (шоколад, груша).
Содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз. Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание цвета объектов(красный, синий, желтый, зеленый, черный).
Слуховое восприятие
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости. Адекватная реакция на соприкосновение с разными видами поверхностей. Различие свойств материалов по температуре ( горячий, холодный).
Восприятие запаха
Реакция на запахи. Узнавание объектов по запаху (лимон, хвоя).
Восприятие вкуса
Реакция на продукты, различные по вкусовым качества (горький, сладкий), консистенции (жидкий, твердый). Узнавание продуктов по вкусу (сладкий, кислый).
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы(99)
№ урока | Дата | Наименование разделов и тем отдельных занятий | Количество часов | |
По плану | Факти- чески | |||
Зрительное восприятие | 30 | |||
1 | Фиксация взгляда на лице человека | 3 | ||
2 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | 5 | ||
3 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом | 5 | ||
4 | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом | 5 | ||
5 | Узнавание цвета объектов | 3 | ||
6 | Формирование навыков зрительного анализа (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей) | 3 | ||
7 | «Сравни предметы» | 3 | ||
8 | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) | 3 | ||
Кинестетическое восприятие | 33 | |||
9 | Развитие крупной моторики (ходьба по начерченному коридору (30 см.), броски и ловля мяча) | 3 | ||
10 | Выполнение действий и движений с помощью педагога | 3 | ||
11 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела с помощью педагога (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.) | 3 | ||
12 | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | 3 | ||
13 | Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика | 3 | ||
14 | Обводка ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых | 3 | ||
15 | Развитие координации движений руки и глаза (графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, кисти, мела и т.п.) | 3 | ||
16 | Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький) | 3 | ||
17 | Реакция на соприкосновение с разными поверхностей | 3 | ||
18 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 3 | ||
19 | Различение свойств материалов по температуре9горячий, холодный) | 3 | ||
Слуховое восприятие | 18 | |||
20 | Определение неподвижного источника звука | 3 | ||
21 | Прослеживание за перемещающимся источником звука | 3 | ||
22 | Нахождение одинаковых источников звука | 3 | ||
23 | Выделение и различение звуков окружающей среды. | 3 | ||
24 | Дидактическая игра «Узнай на слух» | 3 | ||
25 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 3 | ||
Восприятие запаха | 6 | |||
26 | Какие бывают запахи? | 2 | ||
27 | Реакция на запахи | 2 | ||
28 | Узнавание объектов по запаху | 2 | ||
Восприятие вкуса | 12 | |||
29 | Продукты, разные по вкусу | 1 | ||
30 | Реакция на продукты, различные по вкусу(горький, сладкий) | 2 | ||
31 | Реакция на продукты, различные по консистенции(жидкий, твердый) | 3 | ||
32 | Узнавание продуктов по вкусу(сладкий, кислый) | 3 | ||
33 | Игра «Угадай по вкусу» | 1 | ||
34 | Обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...
Рабочая программа по сенсорному развитию
положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Сенсорное развитие данной категории школьников способствует исправлению недостатков познавательной, речевой, двигатель...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Программа по сенсорному развитию
Программа предназначена для работы с учащимися 2 варианта....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
сенсорное развитие и предметно - практические действия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ для обучающихся 1 и 2 классов с умственной отсталостью
сенсорное развитие детей с умственной отсталостью...
Парциальная образовательная программа по сенсорному развитию «Вместе первые шаги по дороге сенсорики»
ВведениеПрограмма обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников...