Парциальная образовательная программа по сенсорному развитию «Вместе первые шаги по дороге сенсорики»
методическая разработка
Введение
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников, приоритетные направления, сложившиеся в практике детского сада и культурно-образовательные традиции.
Сроки реализации:
Дети 2-3 года (октябрь – май 2023-2024 г.)
Участники: дети 2-3 лет
I. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка
Парциальная программа по сенсорному развитию «Вместе первые шаги по дороге сенсорики» для детей 2-3 лет направлена на формирование эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развивает все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности; создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Направлена на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2- 3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данной программе представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Программа актуальна и поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_pervye_shagi_po_doroge_sensoiki.docx | 556.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
На Педагогическом совете МДОАУ Детский сад «Тополек» | Зам. зав. МДОАУ Детский сад «Тополек» | |
Протокол №_______________________ | _______________________Е.А. Акимкина | |
«_____» ______________________2023 г. | «_____» ______________________2023 г. | |
Парциальная образовательная программа
по сенсорному развитию
«Вместе первые шаги по дороге сенсорики»
Автор: | Байхонова Елена Аягановна, воспитатель МДОАУ Детский сад «Тополек» муниципального образования Ясненский городской округ г. Ясный |
2023г.
Содержание парциальной программы по сенсорному развитию « Вместе первые шаги по дороге сенсорики»
Содержание | |||||
№ |
| стр. | |||
Введение | |||||
I | Целевой раздел | 3 | |||
1.1 | Пояснительная записка | 3 | |||
1.1.1 | Цели и задачи реализации программы | 4 | |||
1.1.2 | Возрастные особенности детей во второй младшей группе | 5 | |||
1.1.3 | Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста | 5 | |||
| 1.1.4 | Планируемые результаты освоения программы | 7 | ||
| 1.1.5 | Система оценки результатов освоения программы | 7 | ||
II | Содержательный раздел | ||||
21. | Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. | 8 | |||
2. | Основные формы работы | 8 | |||
3. | Взаимодействие с педагогическим коллективом | 9 | |||
4. | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | 9 | |||
III | Организационный раздел | ||||
3.1 | Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по сенсорному развитию | 10 | |||
3.2 | Планирование образовательной деятельности в рамках программы | 10 | |||
Литература | 11 | ||||
Приложение | 12 | ||||
Введение
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников, приоритетные направления, сложившиеся в практике детского сада и культурно-образовательные традиции.
Сроки реализации:
Дети 2-3 года (октябрь – май 2023-2024 г.)
Участники: дети 2-3 лет
I. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка
Парциальная программа по сенсорному развитию «Вместе первые шаги по дороге сенсорики» для детей 2-3 лет направлена на формирование эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развивает все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности; создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Направлена на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2- 3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данной программе представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Программа актуальна и поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Данная программа по сенсорному развитию в «Вместе первые шаги по дороге сенсорики» направлена на гармоничное познавательное развитие дошкольников. Содержание составлено согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) образовательной программы дошкольного образования МДОУ №59 «Непоседы», требований СанПиН (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.).
Тип программы:
Развивающая.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель: Повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области: познавательное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи обучения:
I. Образовательная: формировать представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: цвет, форма, величина, учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
II.Развивающая: развивать психофизические качества: внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
III.Воспитательная: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, творчество, фантазию. Поддерживать познавательный интерес.
IV.Организация консультативной помощи родителям по вопросам познавательного развития детей.
Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом данной программы. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой.
1.1.2 Возрастные особенности психофизического развитие детей второй младшей группе (2-3 года)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно – образного мышления.
Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящиеся и орудийные действия. В ходе в совместной со взрослым предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют почти все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становиться средством общения со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями.
На третьем году совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно – действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года у детей появляются зачатки наглядно – образного мышления. Ребенок в ходе предметно - игровой деятельности ставит пред собой цель, намечает план действий и т.п
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуаций. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.1.3 Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Особая роль в сенсорном развитии детей отводится предметно-игровой форме обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с формой и цветом предмета.
На первых этапах младших дошкольников знакомят с яркими цветами и простыми формами. На следующих этапах цветовая палитра и форма предметов усложняется, добавляются возможности оперировать предметами (складывать, вставлять, нанизывать).
Отличительной особенностью восприятия у ребенка раннего возраста является необходимость тактильного обследования предметов. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.
Особенности сенсорного развития в раннем возрасте: - зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; - осваиваются сенсорные эталоны; - возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Таким образом, главное в сенсорном воспитании детей раннего возраста состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию усвоенных представлений. Последовательное, планомерное обследование предмета - словесное описание его разных свойств - трудная задача даже для данного возраста.
1.1.4 Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения содержания рабочей программы. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры парциальной программы базируются на ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей парциальной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевой ориентир на этапе завершения освоения содержания секционного курса:
Дети 2-3 лет:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий, проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами.
1.1.5 Система оценки результатов освоения программы
Цикличность: 2 раза в учебный год (октябрь/май)
№ | Содержание программы в соответствии с образовательной областью и разделом | Разработчик диагностического инструментария | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Познавательное развитие (Развитие познавательно -исследовательской деятельности ) | Основа диагностического комплекса (см. приложение 2) |
II. Содержательный раздел. 2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. Образовательная область «Познавательное развитие».
Вторая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Формирование элементарных математических представлений:
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина)
2.2 Основные формы работы. 1. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми Индивидуальная работа
2. Диагностические мероприятия
2.3.Взаимодействие с педагогическим коллективом
Формы работы | Кратность | Содержание |
Консультации | 1 раз в квартал | 1. Сенсорное воспитание дошкольников 2. Дидактические игры с цветом 3. Формирование интеллектуальной познавательной деятельности детей через развитие сенсорного воспитания |
Семинар-практикум | 1 раз в год | Мастер- класс «Игры своими руками по сенсорике» |
Презентация или круглый стол | 1 раз в год в конце учебного года | Итоги работы по программе в течении года |
2.4.Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Формы работы | Кратность | Содержание |
Анкетирование родителей | 1 раз в год в начале учебного года | "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" |
Наглядная информация (стенд, папка-передвижка) | 1 раз в квартал | 1.«Что такое « сенсорное развитие?» 2.«Игры с песком и водой – лучшее развлечение для детей» 3. «Мелкая моторика – что это, и зачем ее развивать» |
Консультации | 1 раз в квартал | 1.«Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?» 2. «Игры с песком и водой – лучшее развлечение для детей» 3.«Мелкая моторика: игры для самых маленьких ручек» |
Мастер-класс | 1 раз в квартал
| 1.«Сенсорные игры в домашних условиях» 2. Презентация «Сенсорное развитие детей 2 -3 лет» 3.Мастер класс «Мы в мире сенсорики» |
Фотовыставка, выставка рисунков, поделок | 1 раз в месяц
| По тематическим неделям, и праздникам. |
Совместное развлечение родителей и детей | 1 раз в год в конце учебного года | «Путешествие в страну Сенсорику» |
Индивидуальная работа с детьми
Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим и физическим особенностям ребенка.
Содержание работы | Кратность | Состав детей |
В соответствии с перспективно-тематическим планом работы | 2 раза в месяц | Дети группы |
Совместная организованная образовательная деятельность с детьми –
специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков (см. перспективный план в приложении1)
Диагностические мероприятия (см. приложение 2)
III. Организационный раздел.
3.1.Материально-техническое обеспечение программы. Развивающая предметно-пространственная среда.
Специальное помещение (группа) для проведения совместной организованной образовательной деятельности по сенсорному развитию, оборудованное по всем необходимым требованиям СанПиН(2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. Демонстрационный и раздаточный материал, музыкальный центр для проведения физминуток.
3.2.Планирование совместной организованной образовательной деятельности в рамках программы
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Календарный учебный график
Сроки реализации программы: продолжительность курса составляет 8 месяцев.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
2. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения детского сада № 59 «Непоседы»
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Издание 6-е, дополненное. Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой- М.:Мозаика-Синтез,2021
4.Сенсорное развитие детей 2-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. ФГОС ДО.; Кудрявцева Е.А., изд-во « Учитель»,2016
5. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.
6. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторики рук.- // Дошкольное воспитание.-2014.-№8.-С 76-80.
7. Круглова Н.Б. Создание условий для сенсорного развития, как важнейшего звена в системе познавательной деятельности ребенка- дошкольника.// Современные дети, – какие они?: материалы Всероссийской научно – практической конференции 22-24 декабря 2012/.- Мурманск.- 2014.
8. Боброва Н.Г. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие.- Н. Боброва.- СПб (и др.).- Питер.- 2016.
9. Интернет - ресурсы: nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru, fizinstruktor.ru
Приложение 1
Перспективное планирование работы по программе на 2021-2022 уч. год.
Месяц | Тема недели | Занятие по теме |
Октябрь (Диагностика) | 1 Неделя: «Мы пришли в детский сад» | «Найди игрушку красного, желтого цвета». Развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный или желтый цвет. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых). (Демонстрационный: игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Раздаточный материал: игрушки красного и желтого цвета.) |
2 Неделя: «Кто живет в воде?» | «Рыболов». Развивать координацию движений рук, умение зрительно контролировать их; воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции.( магнитный набор: удочка и рыбки, емкость с водой). | |
Ноябрь | 1 Неделя: «Мой дом» | «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. (Деревянные кубики.) |
2 Неделя: «Взрослые и дети» | «Найди Мишу, Полину…» Учить детей ориентироваться в пространстве. | |
Декабрь | 1 Неделя: «Что такое зима?» | «Разноцветные снежинки» Формировать знания основных цветов. |
2 Неделя: «Дед Мороз к нам идет» | «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом. | |
Январь | ||
2 Неделя: «Игры зимой» | «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало. | |
3 Неделя: «Одежда» | «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая | |
Февраль |
| |
1 Неделя: «Обувь» | «Выбери пуговки» Воспитывать умение группировать предметы по величине ( 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) | |
2 Неделя: «Папин праздник» | «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д. | |
Март | 1 Неделя: «Цветочек для мамы» | «Платочек для мамы». Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы. (Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка». |
2 Неделя: «Огород на окне» | «Яблонька» Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. (Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). | |
3 Неделя: «Удивительный песок и водичка» | «Водичка и песок» Знакомить со свойствами воды и песка (исследования) | |
Апрель | 1 Неделя: «Потешки» | «Игра-шнуровка». Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. |
2 Неделя: «Я и мое тело» | «Бусы» Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости | |
3 Недели: «Мы едем, едем, едем» | «Из каких фигур состоит машина?» Учить узнавать и называть геометрические фигуры. | |
Май (Диагностика) |
| |
1 Неделя: «Травка зеленеет»
| «Игры с бельевыми прищепками» Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста | |
2 Неделя: «Знакомство с пчелкой Маей»
| 2. «Бабочка» Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. ( Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.) |
Диагностика ( 1-2 занятие) по сенсорному развитию.
Приложение 2
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ранний возраст
Формирование элементарных математических представлений
1. Количество
Умеет различать количество предметов (один – много).
2. Величина
Умеет различать предметы контрастных размеров (большой – маленький).
3. Форма
Умеет различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
4. Ориентировка в пространстве
Ориентируется в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Ориентируется в помещении группы, участка детского сада.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Познавательно-исследовательская деятельность
Проявляет любознательность. Включается в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.
2. Сенсорное развитие
Выделяет цвет, форму, величину объектов. Обследует предметы с помощью рук.
3. Дидактические игры
Складывает пирамидку из 5-8 колец. Складывает разрезные картинки (кубики) из 2-4 частей. Умеет сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина).
Оценка результатов:
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (баллах):
1 балл – знания, умения, навыки слабо сформированы.
2 балла – знания, умения, навыки сформированы частично.
3 балла – знания, умения, навыки хорошо сформированы.
Результаты обследования заносятся в таблицу, подсчитывается общее количество баллов.
Интерпретация полученных данных:
Низкий уровень – от 1 до 7 балла
Средний уровень – от 8 до 15 баллов
Высокий уровень – от 16 до 21 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги по дороге в школу
Первые шаги по дороге в школуНесколько правил для родителей,у которых ребенок сегодня стал первоклассником...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе . Тема: "Путешествие в сказку"
Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 2. Развивать мышление, память, воображение. 3.Воспитывать ...
Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе на тему: «Фрукты»
готовый конспект занятия для малышей 2-3 лет,помочь детям закрепить знания о фруктах и о цвете. занятие в виде развлечения ,очень нравится малышам, такие занятия дают высокий уровень знаний....
Программа по воспитательной работе "Вместе весело шагать"
Программа расчитана на 4 года обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе ведущих школьных програ...
сценарий выступления агитбригады учащихся начальных классов МБОУ Степная СОШ №14 "Вместе весело шагать по дорогам!"
По данным статистики ГИБДД Российской Федерации, ежегодно на дорогах травмируются и гибнут около 20 тысяч пешеходов,и, в большинстве случаев, это происходит по их собственной вине и наосторожности. Де...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Вместе весело шагать по дорогам, всё , что заешь, повторять мимоходом.
повторить правила поведения на дороге, дорожные знаки, сигналы светофора, о местах для игр;развивать смекалку, мышление, ловкость, быстроту;способствовать сплочению коллектива;воспитывать желание и ст...