«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»
статья
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_skazkoterapiya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
Доклад на тему:
«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»
Учитель: Шпакова Е.А.
2019-2020 учебный год
В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.
Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.
Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.
Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с педагогом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.
Основной целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание игровой доверительной атмосферы;
- Установление межличностных контактов между детьми;
- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Общеизвестные литературные сказки не могут являться основным способом терапии, а только используются в качестве профилактики, модели, иллюстрации или иного вспомогательного средства. Безусловно, ещё в древние и тёмные времена человек пытался сблизить литературу с психологией. Продуктом именно этой деятельности и является сказкотерапия..
При обучении детей с ОВЗ можно выделить следующие направления работы со сказкой:
-чтение сказок и беседа о прочитанном;
-игры;
-сказкотерапевтические занятия;
- коллективное сочинение сказок;
- также в работу по сказкотерапии могут быть включены элементы проективного рисования и арттерапии.
Первое направление предполагает три основных этапа. Это, во-первых, вводная часть, своего рода подготовка к восприятию сказки, зачин сказки как создание положительного настроя на работу. Далее происходит чтение либо рассказывание сказки, после чего обязательно следует беседа о прочитанном с рефлексией и анализом сказочных ситуаций.
Вопросы, задаваемые детям в ходе беседы о прослушанной сказке, различаются по категориям:
1. Вопросы об эмоциональном отношении детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке? Кто понравился или не понравился? и т. п.).
Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.
2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.
При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.
3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.
Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.
4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.
Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.
5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам
(О чем эта сказка? Кто является главным героем сказки?).
Игры по сказкам используются для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Можно применять следующие игры:
1. «Что сначала – что потом»
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
2. «Собери картинку»
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.
3. «Сказочное лото»
Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить, откуда каждая карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.
4. «Сказочная викторина»
Может происходить в командах. Дети отвечают на вопросы по сказкам и получают баллы.
5. Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву алфавита.
Сказкотерапевтические занятия учат различать и называть существенные признаки предметов, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов. А также, целью таких занятий является учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать предметы и явления. В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета психологом совместно с ребенком.
Коллективное сочинение сказок происходит с учетом основных принципов подхода к организации занятий. Во-первых, занятие должно быть позитивным и иметь форму игры. Также, в процессе коллективного сочинения следует избегать отрицаний, стараясь связывать разные образы, придуманные детьми, единой логической цепочкой, преображая их по ходу развития сказки. Обязательно трансформировать весь негатив в позитивное. И, наконец, у сказки должен быть обязательно хороший финал, где победивший герой получает награду и поощрение, а зло приобретает новые и добрые качества. Отрицательный образ заменяется на положительный, закрепляется, расширяется.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
- художественные;
- дидактические;
- психокоррекционные;
- психотерапевтические;
- медитативные.
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие..
Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. К художественным сказкам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские..
Медитативная сказка -
это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.
В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок:
1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.
2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.
3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим - психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок. Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять
Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку. Основная сюжетная линия выглядит так:
- Главный герой;
- Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;
- Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;
- Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;
- Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;
- Герой теряет предмет;
- На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;
- Герой возвращается и решает проблему.
В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.
Психокоррекционные сказки
создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.
Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).
Алгоритм психокорекционной сказки:
1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.
3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.
4. Герой начинает искать выход.
5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.
Психотерапевтические сказки
Сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.
Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:
– прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;
– почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;
– длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;
– в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;
– в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;
– занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре, с опорой на мнемоколлажи;
– сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;
– сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;
– именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений;
– необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.
Вывод.
Сказкотерапия в коррекционной работе максимально приближает ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для полноценного и последовательного освоения школьной программы.
Если бы на свете существовали волшебники, то из всех лекарств они выбрали бы именно сказку. В чем же секрет воздействия сказкотерапии для детей?
· Дети любят истории, а сказки – самые увлекательные из них. Благодаря им ребенок накапливает информацию о способах действий в разных ситуациях: сказочные события и поступки он проецирует на свое поведение и начинает различать « добро» и «зло»
· Сказка «оживляет» мир ребенка. Можно строго сказать: «Ломать ветки нехорошо» или прочитать малышу сказку о духах деревьев, тихонько перешептывающихся в листве при виде людей. В первом случае его остановит авторитет взрослого человека, во втором – собственное представление об одушевленности природы и страх причинить ей боль. Что эффективнее? Ответ очевиден
· Сказкотерапия для детей с личностными особенностями (агрессией, повышенной утомляемостью, гиперактивностью) – отличный способ научить их распределять внутренние ресурсы, помочь им быстрее освоиться в коллективе сверстников. Участвуя в инсценировках сказок, дети раскрываются, получают много положительных эмоций
· В каждой сказке есть тайна, будоражащая воображение ребенка. Ему нравится «дорисовывать» картину жизни героев, проходящих разнообразные испытания. Обсуждая сюжет со взрослыми, он поймет, какие качества помогли Ивану-царевичу победить Кощея, богатырям одолеть полчища врагов, находчивому крестьянину перехитрить жадного барина, и получит стимул к развитию в себе силы воли, настойчивости, правдивости, смелости.
Список литературы:
1. Пожиленко мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.
2. Глухов связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.
3. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. , М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.
4. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич- – СПб.:Речь, 2000. – 254с.
5. Воспитание игрой. - М., 1987.
6. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
7. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
8. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. . - М., 1994.
9. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми ОВЗ
Цель сказкотерапии - воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей, гармонизация внутреннего мира ребенка....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с первоклассниками с ОВЗ в адаптационный период »
Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов ...
Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
В данном материале описаны методы работы, которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...
Кейс-метод как один из эффективных методов развития функциональной математической грамотности
Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе...
Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...