Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
статья
В данном материале описаны методы работы, которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) - что это такое?
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности, имеет особые потребности.
Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
При работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий и методов обучения детей с ОВЗ активно обсуждается. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Так, существует ряд относительно универсальных технологий и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся. Необходимо искать такие формы и средства работы, чтобы урок, в конечном итоге, приносил внутреннее удовлетворение всем участникам образовательных отношений, а для развития познавательной деятельности использовать непривычные задания и подходы, развивающие все мыслительные процессы. Необходимо было возбудить интерес к предмету, включать задания, носящие игровой характер, придумывать формы работы , позволяющие ребенку поверить в свои силы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
- практические занятия;
- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;
Методы стимулирования и мотивации деятельности.
- психологический настрой, побуждения к обучению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
- методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Так как дети с ОВЗ все разные, то задачей учителя является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ - объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению используется метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.
Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!
Важное значение приобретает создание на уроке специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Методы и приемы создания ситуации успеха.
- Доступность понимания изучаемого материала.
- Доступное объяснение материала.
- Обязательное использование наглядности.
- Личностно- ориентированный подход.
- Поощрение за любые достижения.
- Создание благоприятной среды.
- Словесная поддержка.
- Установка на позитивное решение проблемы .
Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.
Активные методы и приёмы обучения.
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий .
Ребенок может показывать карточку в соответствии со своим настроением в начале и в конце занятия (можно использовать карточки-смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки, карточки с буквами и цифрами и т.д.).
- Задания на развитие психических процессов.
Использование на уроке различных игр, включение заданий на развитие психических процессов.
- Задания на развитие мелкой моторики:
- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.
- игры типа «Бусы» (для данной игры могут использоваться различные материалы: бусины, макаронные изделия, пуговицы и др.);
- игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится, рисование на подносе с крупой);
- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время или без времени).
- Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- зрительная гимнастика,
- физкультминутки и динамические паузы.
- Использование информационных технологий.
Использование презентаций и фрагментов презентаций на уроке, позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый материал, фотографии, тексты, видео, можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение, анимацию.
- Использование картинного материала.
Используется для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации, повышение познавательной активности обучающихся, активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...
Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На на...
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ» (умственная отсталость и РАС)
В данной статье приведены две категории детей с ОВЗ и их образовательные потребности....