Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
статья

Олеся Юрьевна Грибова

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Грибова Олеся Юрьевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ « СОШ №11»

Работая с  «особенными» учениками , понимаю, что это особенные дети. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие  люди смотрят обыкновенно. А главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

 Обучение и воспитание детей с ОВЗ я  использую    специальные методики, игровые задания с использованием разнообразных  форм и методов,  для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, использую в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываю адаптированную образовательную  программу.  Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания школьников.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

- словесные  (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога; 

Методы стимулирования и мотивации деятельности.

- психологический настрой, побуждения к обучению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 - методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Так как дети с ОВЗ все разные, то задачей учителя является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ -  объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению используется метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

 Методы и приемы создания ситуации успеха.

  • Доступность понимания изучаемого материала.
  • Доступное объяснение материала.
  • Обязательное использование наглядности.
  • Личностно- ориентированный подход.
  • Поощрение за любые достижения.
  • Создание благоприятной среды.
  • Словесная поддержка.
  • Установка на позитивное решение проблемы .

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Активные методы и приёмы обучения.

  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий .

Ребенок  может показывать карточку в соответствии со своим настроением в начале и в конце занятия (можно использовать карточки-смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки, карточки с буквами и цифрами и т.д.). 

  • Задания на развитие психических процессов.

Использование на уроке различных игр, включение заданий на развитие психических процессов.

  • Задания на развитие мелкой моторики:

- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.

- игры типа «Бусы» (для данной игры могут использоваться различные материалы: бусины, макаронные изделия, пуговицы и др.);

- игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится, рисование на подносе с крупой);

- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время или без времени).

  • Здоровьесберегающие  технологии:
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • зрительная гимнастика,
  • физкультминутки и динамические паузы.
  • Использование информационных технологий.

Использование презентаций и фрагментов презентаций на уроке, позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый материал, фотографии, тексты, видео, можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение, анимацию.

  • Использование картинного материала.

Используется для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

  • Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Игровые задания
на коррекцию и развитие зрительного восприятия

1.Подбери заплатку.
– нужно найти подходящую по форме, цвету и рисунку геометрическую фигуру, провести к ней линию.

2. Письма Печкина.
– дети считают письма и зачеркивают столько кружочков, сколько писем должен разнести почтальон Печкин.

3. Рыбки в аквариуме.
– учащиеся находят двух одинаковых рыбок и соединяют их линиями.

Игровые задания
на формирование умений ориентировки в пространстве

1. Веселые человечки.
– дети повторяют разные движения человечков, изображённых на карточках. Можно проводить в виде физминутки.

2. Куда пойдешь и что найдешь?
– Учитель прячет в классе в разных местах натуральные предметы или их изображения. Ученику предлагается выполнить ряд действий по их поиску, например:

Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – самолет найдешь,
Влево пойдешь – корабль найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?

3. Найди спрятанный предмет.
– задание: сделай шаг вперед, два шага влево, шаг назад и т.д. до определения места спрятанного предмета.

Активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации,  повышение познавательной активности обучающихся, активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Выступление на форуме "Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИзвестно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует  пси...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).

В  данном  материале описаны методы работы,  которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...

Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На на...