Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
статья
Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Грибова Олеся Юрьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ « СОШ №11»
Работая с «особенными» учениками , понимаю, что это особенные дети. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие люди смотрят обыкновенно. А главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ я использую специальные методики, игровые задания с использованием разнообразных форм и методов, для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать учащихся, использую в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываю адаптированную образовательную программу. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания школьников.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
- практические занятия;
- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;
Методы стимулирования и мотивации деятельности.
- психологический настрой, побуждения к обучению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
- методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Так как дети с ОВЗ все разные, то задачей учителя является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ - объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению используется метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.
Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!
Методы и приемы создания ситуации успеха.
- Доступность понимания изучаемого материала.
- Доступное объяснение материала.
- Обязательное использование наглядности.
- Личностно- ориентированный подход.
- Поощрение за любые достижения.
- Создание благоприятной среды.
- Словесная поддержка.
- Установка на позитивное решение проблемы .
Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.
Активные методы и приёмы обучения.
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий .
Ребенок может показывать карточку в соответствии со своим настроением в начале и в конце занятия (можно использовать карточки-смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки, карточки с буквами и цифрами и т.д.).
- Задания на развитие психических процессов.
Использование на уроке различных игр, включение заданий на развитие психических процессов.
- Задания на развитие мелкой моторики:
- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.
- игры типа «Бусы» (для данной игры могут использоваться различные материалы: бусины, макаронные изделия, пуговицы и др.);
- игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится, рисование на подносе с крупой);
- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время или без времени).
- Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- зрительная гимнастика,
- физкультминутки и динамические паузы.
- Использование информационных технологий.
Использование презентаций и фрагментов презентаций на уроке, позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый материал, фотографии, тексты, видео, можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение, анимацию.
- Использование картинного материала.
Используется для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Игровые задания
на коррекцию и развитие зрительного восприятия
1.Подбери заплатку.
– нужно найти подходящую по форме, цвету и рисунку геометрическую фигуру, провести к ней линию.
2. Письма Печкина.
– дети считают письма и зачеркивают столько кружочков, сколько писем должен разнести почтальон Печкин.
3. Рыбки в аквариуме.
– учащиеся находят двух одинаковых рыбок и соединяют их линиями.
Игровые задания
на формирование умений ориентировки в пространстве
1. Веселые человечки.
– дети повторяют разные движения человечков, изображённых на карточках. Можно проводить в виде физминутки.
2. Куда пойдешь и что найдешь?
– Учитель прячет в классе в разных местах натуральные предметы или их изображения. Ученику предлагается выполнить ряд действий по их поиску, например:
Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – самолет найдешь,
Влево пойдешь – корабль найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?
3. Найди спрятанный предмет.
– задание: сделай шаг вперед, два шага влево, шаг назад и т.д. до определения места спрятанного предмета.
Активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации, повышение познавательной активности обучающихся, активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.
Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Выступление на форуме "Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИзвестно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует пси...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
В данном материале описаны методы работы, которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...
«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...
Игровые методы как эффективное средство активизации учебного процесса при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Современная методика обучения за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На на...