Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми ОВЗ
статья на тему
Цель сказкотерапии - воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей, гармонизация внутреннего мира ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazkoteratiya.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми ОВЗ
К концу XX века основным направлением в развитии образования детей с особыми потребностями стало инклюзивное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.
В процессе работы с детьми мною были использованы различные методы. Один из таких методов – сказкотерапия в сочетании с игрой, и культурно-досуговыми мероприятиями фольклорной направленности.
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” – это дети, с разными нарушениями развития, в том числе, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Цель сказкотерапии - воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей, гармонизация внутреннего мира ребенка.
Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка. Она помогает детям адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, а предлагает образы, которые интересны, и жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.
Основные цели, которые ставлю в работе с детьми с ОВЗ в нашем Центре - это развитие эмоциональной сферы, воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. Средствами сказки стараюсь воспитать у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.
Для реализации поставленных задач применялись такие методические приемы, как беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами: словесные, настольно-печатные и подвижные игры: рисование сказки, проигрывание, а также проведение культурно-массовых мероприятий фольклорной направленности. Главным принципом достижения эффективности в работе считаю индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.
В сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ использую следующие виды сказок.
- художественные сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. В них содержатся дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и даже медитативный аспекты.
- Дидактические сказки – это сказки информативного, а не развлекательного характера. Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Серия сказок Пиркко Коскимиес и Майи Линдген о Зайчишке-Пушишке послужила для нас источником вдохновения и просто материалом для рассказывания и чтения детям. Короткие, увлекательно-познавательные произведения Г.Н. Юдина содержат множество сведений про электричество, часы, водолазов, о животных и растениях; в текстах рассказывается, у кого какие уши, глаза, хвосты, языки, кто из насекомых, птиц и зверей в каком доме живёт.
С помощью таких сказок прорабатываю с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить дома.
- Психокоррекционные, психотерапевтические сказки - это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Мною была подобрана картотека таких произведений: «Калейдоскоп» (коррекция воровства), «Полосатая история» (ссора, развод родителей), «Светлячки» (коррекция страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства), «Светофорчик» (коррекция лжи у ребенка), «Фея Добрых слов» (коррекция поведения) и др.
- В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинетические образы. Поэтому эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях.
Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок. Для этого использую элементы куклотерапии: куклы – марионетки (являются хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых, склонных к аутизму детей), пальчиковые (позволяют «расположить» сказку на ладошке ребенка, в которой он может сыграть любую роль; также это является речевым и сенсорно-двигательным тренажером), теневые куклы (это профилактика страхов).
В рамках сказкотерапии приобщаю детей к народной культуре: фольклорные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в Центре включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание уделяем костюмировке. Яркими и запоминающими мероприятиями стали: театрализованное представление ко дню Святой Пасхи «Гуси-лебеди»; «Курочка ряба на новый лад»; на Рождество мини-спектакли «Рождественская звезда», «Где тепло, там и добро» и другие.
Покидая Центр, дети увозят с собой теплые, незабываемые впечатления от участия в театрализованных представлениях, а когда вновь возвращаются в реабилитационный центр интересуются, будут ли продолжаться мероприятия по ознакомлению с народным фольклором.
Таким образом, используя различные виды включения детей с ОВЗ в среду сверстников, возможно достижение главной задачи инклюзивного образования – создание условий для равноправного участия всех детей в учебной и общественной жизни.
За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).
Сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования функционально-ролевых отношений в группе. Сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть счастливые глаза детей.
Литература.
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2001.
3. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.
4. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
6. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб, 2000.
7. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.
8. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...
Инновационные методы работы учителя начальных классов
Инновационные методы работы учителя начальных классов .Советова Е. Ю.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,mou65@uom.mv.ru Личностно-ориентированное обучение - способ организац...
Инновационные методы работы учителя начальных классов
Инновационные методы работы учителя начальных классов .Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск, Россия,mou65@uom.mv.ru Личностно-ориентированное обучение - способ организации ...
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми по формированию потребности в здоровом образе жизни в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социа...
Инновационные методы работы воспитателя группы продленного дня
Изучение современных образовательных технологий....
«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...