Программа внеурочной деятельности «Кукольная история»
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельская санаторная школа – интернат №2»
Программа внеурочной деятельности
«Кукольная история»
Автор:
Шарова Е.Н.,
Воспитатель
ГБООУ АО АСШИ №2
Архангельск 2016
2.2.Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
Самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто ней общается. Известно множество технологий изготовления куклы (от древних до новейших). Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Издавна игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку играя в них, ребенок познавал мир и самого себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.Можно сказать, что игрушки были не только простыми забавами но также первыми учителями и даже врачевателями детей.
В давние времена тряпичные куклы делали как обереги, ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, помочь вырастить богатый урожай, привлечь в дом счастье, богатство, лад.
В народных сказках кукла чаще всего является волшебной помощницей, которая при уважительном отношении к ней помогает своему хозяину или хозяйке советом и делом. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение.
В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте и вместе с ними постепенно входили в особый женский мир. Изготовление кукол помогало девочке осуществить возрастные переходы, последовательно проходя все этапы своего развития.
Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую тряпичную фигурку и чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. И на душе становится светло, спокойно, радостно… Кукла, сделанная из лоскутиков, травы, соломы, веточек – бабушкой для внучки, матерью для ребенка, девочкой для младшей сестрички, содержит сокровенную родовую информацию, а также эмоциональный посыл любви, защиты, доброжелательности. Старинная кукла вобрала в себя все, чего нам так не хватает в бурном XXI веке. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом ее непреходящая ценность!
Цель программы: Способствовать развитию творческой активности обучающихся 1 класса, через знакомство с народной игрушкой и декоративно-прикладным искусством.
Задачи программы:
Обучающие:
1.познкомить обучающихся с историей народной тряпичной (лоскутной) игрушки;
2.научить мастерить куклы из лоскутов, ниток, природных материалов.
Воспитательные:
1.изучить правила поведения во время мастер-классов;
2.содействовать развитию навыков уважительного общения детей в процессе совместной деятельности;
Развивающие:
1.способствовать развитию коммуникативных навыков;
2.способствовать развитию творческого воображения;
3.способствовать раскрытию индивидуальных способностей через творческие задания.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-8 лет.
Сроки реализации – 1год.
Количество часов в неделю – 1 час, всего за год – 34 часа.
Программа реализуется в образовательном учреждении воспитателем класса, педагогом-организатором, учителем.
Занятия проводятся в классной мастерской или в классе.
Формы проведения занятий: индивидуальные и групповые.
Ожидаемые результаты:
- обучающие узнают историю народной игрушки
2 . освоят технологию изготовления лоскутной игрушки
3. освоят правила поведения во время мастер-класса
4. научатся уважительно взаимодействовать друг с другом
5. раскроют индивидуальные способности
2.3Тематический план
№ |
Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Изготовление кукол скруток. | 15 |
3 | Изготовление кукол из ниток и мочала. | 3 |
4 | Изготовление двойных кукол. | 8 |
5 | Изготовление кукол крупеничек и травниц. | 2 |
6 | Изготовление кукол многоручек. | 2 |
7 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 34 |
2.4. Содержание программы
№п/п | Разделы программы | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа | 1.1.Знакомство с планом работы | 1 |
2 | Изготовление кукол скруток. | 2.1. Тряпичная кукла «Пеленашка». История, портрет и технология изготовления. 2.2. Кукла-бабочка. История, портрет и технология изготовления. История, портрет и технология изготовления. 2.3. Отдарок за подарок. История, портрет и технология изготовления. 2.3. Кукла марионетка. История, портрет и технология изготовления. 2.4. Куколка Кувадка. История, портрет и технология изготовления. 2.5. Кукла Бессонница. История, портрет и технология изготовления. 2.6. Тряпичная кукла в сарафане. История, портрет и технология изготовления. 2.7. Красота (девица с косой). История, портрет и технология изготовления. 2.8. Барыня с косой. История, портрет и технология изготовления. 2.9. Кукла «Нянюшка». История, портрет и технология изготовления. 2.10. Столбушка. История, портрет и технология изготовления. 2.11. Купавка. История, портрет и технология изготовления. 2.12. Вепская кукла. История, портрет и технология изготовления. 2.13. Северная берегиня. История, портрет и технология изготовления. 2.14.,2.15. Спиридон-солнцеворот. История, портрет и технология изготовления. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
3 | Изготовление кукол из ниток и мочала. | 3.1. Мартенички. История, портрет и технология изготовления. 3.2. Ловушка для снов. История, портрет и технология изготовления. 3.3. Десятиручка . История, портрет и технология изготовления. | 1 1 1 |
4 | Изготовление двойных кукол | 4.1., 4.2. Покосница (девочка и мальчик) . История, портрет и технология изготовления. 4.3.,4.4. Бабушка и дедушка. История, портрет и технология изготовления. 4.5. Кукла двойная парочка. История, портрет и технология изготовления. 4.6. Неразлучники. История, портрет и технология изготовления. 4.7.,4.8 Кувадка колыбельная. История, портрет и технология изготовления. | 2 2 1 1 2 |
5 | Изготовление кукол крупеничек и травниц. | 5.1. Кукла крупеничка. История, портрет и технология изготовления. 5.2. Кубышка-травница. История, портрет и технология изготовления. | 1 1 |
6 | Изготовление кукол многоручек. | 6.1. Мокредина (шестиручка. История, портрет и технология изготовления.) 6.2. Десятиручка. История, портрет и технология изготовления. | 1 1 |
7 | Подведение итогов | 7.1. Оформление презентации о проделанной работе и выставки кукол. | 1 |
2.5.Методологическое обеспечение программы
№ | Разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал | Техническое обеспечение |
1 | Введение | Беседа, диалог. | Класс, компьютер. | |
2 | Изготовление кукол скруток. | Беседа, мастер-класс. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, набивка (вата, мох, мех, поролон), бусины, палочки или веточки, |
3 | Изготовление кукол из ниток и мочала. | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, | Класс, компьютер, нитки разного цвета, картон или дощечка, мочало |
4 | Изготовление двойных кукол | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, набивка (вата, мох, мех, поролон), бусины, шерсть, палочки или веточки |
5 | Изготовление кукол крупеничек и травниц. | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, набивка (крупа, зерно, сухие травы) |
6 | Изготовление кукол многоручек. | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, бусины, набивка (вата, мох, мех, поролон), лента, тесьма, листочки, лепесточки |
2.6. Методические рекомендации
Список информационных источников
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1998.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 20013.
- Лыкова И.А. Куколки из сундучка- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014
- Лыкова И.А., Грушина Л.В. Бабочки-красавицы. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 года №1155.
Приложение 1.
Словарь терминов
1. Бельтайн – древний кельтский праздник, отмечающийся в ночь с 30 апреля на 1 мая. С этого дня отсчитывалась летняя половина года. Важным элементом праздника считался ритуал разжигания костров.
2. Иван Купала (7 июля) - один из основных праздников календаря славян, заполнен обрядами связанными с водой, огнём и травами. Обязательным обычаем было массовое купание: с этого дня, по преданиям, из воды выходила нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
3. Праздник Аграфены Купальницы(23 июня) у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона.
4. Ильин день (2 августа) – праздновался на Руси весело и богато, так как заканчивался сенокос, и крестьяне пекли хлеб из новой муки. С этого момента устанавливается умеренное тепло, световой день идёт на убыль, а ночь – на прибавление. С этого дня запрещалось купаться – считалось, что в воду возвращается всякая нечисть.
5. Масленица – недельный праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Древний славянский праздник, озарённый радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главные атрибуты масленицы – блины и народные гуляния. В народе считается что, человек, проведший масленую неделю плохо и скучно будет, неудачлив в течении всего года.
6. Сворог – Бог-кузнец, небесный воин, источник огня и его повелитель, отсюда происходит слово «сварганить» - сотворить. Переводиться как ходящий по небу или «путь солнца по небу».
7. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) очень почитается на Руси. К этому празднику крестьяне старались убрать урожай и сделать заготовки на зиму. Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считался покровителем свадеб. Первый снег, выпавший обычно около праздника напоминал свадебное покрывало или фату.
8. Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием (поворот солнца на весну, с 25 декабря по 6 января). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье), гадание.
9. Кичка, кика – старинный русский головной убор замужних женщин.
10. Кокошник (от древнерусского слова «кокошь» - курица) – старинный головной убор замужних женщин, напоминающий гребешок.
11. Кокушницы – девушки в платочках, которые участвовали в свадебных плясках и весельях, плясали кадриль и распевали весёлые частушки ( на них и держался праздник).
12. Повязочницы – подруги невесты с повязкой (нарядный головной убор).
13. Повозник – человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в сани невесты.
14. Понёва – (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолм.
15. Тысяцкий – главный распорядитель в старинном русском свадебном обряде.
Приложение 2.
Правила поведения во время мастер - класса
1. Внимательно слушать ведущего во время беседы или мастер-класса;
2. Внимательно слушай и выполняй указания;
3. Слушай, думай, размышляй, задавай вопросы;
4. Поднимай руку, прежде чем задать вопрос;
5. Аккуратно и бережно обращаться с доверенным тебе оборудованием и материалами;
6. Работай тихо;
7. Не мешай другим
8. Делиться своими идеями и мыслями;
9. Внимательно слушай других;
10. Поблагодарить ведущего за проведенное мероприятие.
Приложение 3. Тест креативности Торренса.
Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.
Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» , была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году.
Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления: Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
III задание.
«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.
Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».
IV задание.
Методика Роршаха «Чернильные пятна».
Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.
Оценка в баллах:
1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;
2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;
3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-162794-1357192605.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" разработана по новым требованиям ФГОС для начальной школы. Срок реализации 4 года....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/09/picture-436573-1399625365.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Данная программа предназначена для реализации ФГОС. Программа содержит пояснительную записку и КТП. Расчитана на 4 года обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-81736-1509976001.jpg)
Программа внеурочной деятельности Кукольный театр
Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста азам кукловождения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/03/picture-1053395-1535976300.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Петрушка"
Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829246-1476194712.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1508551-1706334338.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-1519999-1712484875.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр" 1 год обучения...