Программа внеурочной деятельности «Кукольная история»
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельская санаторная школа – интернат №2»
Программа внеурочной деятельности
«Кукольная история»
Автор:
Шарова Е.Н.,
Воспитатель
ГБООУ АО АСШИ №2
Архангельск 2016
2.2.Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности
Самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто ней общается. Известно множество технологий изготовления куклы (от древних до новейших). Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Издавна игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку играя в них, ребенок познавал мир и самого себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.Можно сказать, что игрушки были не только простыми забавами но также первыми учителями и даже врачевателями детей.
В давние времена тряпичные куклы делали как обереги, ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, помочь вырастить богатый урожай, привлечь в дом счастье, богатство, лад.
В народных сказках кукла чаще всего является волшебной помощницей, которая при уважительном отношении к ней помогает своему хозяину или хозяйке советом и делом. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение.
В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте и вместе с ними постепенно входили в особый женский мир. Изготовление кукол помогало девочке осуществить возрастные переходы, последовательно проходя все этапы своего развития.
Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую тряпичную фигурку и чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. И на душе становится светло, спокойно, радостно… Кукла, сделанная из лоскутиков, травы, соломы, веточек – бабушкой для внучки, матерью для ребенка, девочкой для младшей сестрички, содержит сокровенную родовую информацию, а также эмоциональный посыл любви, защиты, доброжелательности. Старинная кукла вобрала в себя все, чего нам так не хватает в бурном XXI веке. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом ее непреходящая ценность!
Цель программы: Способствовать развитию творческой активности обучающихся 1 класса, через знакомство с народной игрушкой и декоративно-прикладным искусством.
Задачи программы:
Обучающие:
1.познкомить обучающихся с историей народной тряпичной (лоскутной) игрушки;
2.научить мастерить куклы из лоскутов, ниток, природных материалов.
Воспитательные:
1.изучить правила поведения во время мастер-классов;
2.содействовать развитию навыков уважительного общения детей в процессе совместной деятельности;
Развивающие:
1.способствовать развитию коммуникативных навыков;
2.способствовать развитию творческого воображения;
3.способствовать раскрытию индивидуальных способностей через творческие задания.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-8 лет.
Сроки реализации – 1год.
Количество часов в неделю – 1 час, всего за год – 34 часа.
Программа реализуется в образовательном учреждении воспитателем класса, педагогом-организатором, учителем.
Занятия проводятся в классной мастерской или в классе.
Формы проведения занятий: индивидуальные и групповые.
Ожидаемые результаты:
- обучающие узнают историю народной игрушки
2 . освоят технологию изготовления лоскутной игрушки
3. освоят правила поведения во время мастер-класса
4. научатся уважительно взаимодействовать друг с другом
5. раскроют индивидуальные способности
2.3Тематический план
№ |
Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Изготовление кукол скруток. | 15 |
3 | Изготовление кукол из ниток и мочала. | 3 |
4 | Изготовление двойных кукол. | 8 |
5 | Изготовление кукол крупеничек и травниц. | 2 |
6 | Изготовление кукол многоручек. | 2 |
7 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 34 |
2.4. Содержание программы
№п/п | Разделы программы | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа | 1.1.Знакомство с планом работы | 1 |
2 | Изготовление кукол скруток. | 2.1. Тряпичная кукла «Пеленашка». История, портрет и технология изготовления. 2.2. Кукла-бабочка. История, портрет и технология изготовления. История, портрет и технология изготовления. 2.3. Отдарок за подарок. История, портрет и технология изготовления. 2.3. Кукла марионетка. История, портрет и технология изготовления. 2.4. Куколка Кувадка. История, портрет и технология изготовления. 2.5. Кукла Бессонница. История, портрет и технология изготовления. 2.6. Тряпичная кукла в сарафане. История, портрет и технология изготовления. 2.7. Красота (девица с косой). История, портрет и технология изготовления. 2.8. Барыня с косой. История, портрет и технология изготовления. 2.9. Кукла «Нянюшка». История, портрет и технология изготовления. 2.10. Столбушка. История, портрет и технология изготовления. 2.11. Купавка. История, портрет и технология изготовления. 2.12. Вепская кукла. История, портрет и технология изготовления. 2.13. Северная берегиня. История, портрет и технология изготовления. 2.14.,2.15. Спиридон-солнцеворот. История, портрет и технология изготовления. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
3 | Изготовление кукол из ниток и мочала. | 3.1. Мартенички. История, портрет и технология изготовления. 3.2. Ловушка для снов. История, портрет и технология изготовления. 3.3. Десятиручка . История, портрет и технология изготовления. | 1 1 1 |
4 | Изготовление двойных кукол | 4.1., 4.2. Покосница (девочка и мальчик) . История, портрет и технология изготовления. 4.3.,4.4. Бабушка и дедушка. История, портрет и технология изготовления. 4.5. Кукла двойная парочка. История, портрет и технология изготовления. 4.6. Неразлучники. История, портрет и технология изготовления. 4.7.,4.8 Кувадка колыбельная. История, портрет и технология изготовления. | 2 2 1 1 2 |
5 | Изготовление кукол крупеничек и травниц. | 5.1. Кукла крупеничка. История, портрет и технология изготовления. 5.2. Кубышка-травница. История, портрет и технология изготовления. | 1 1 |
6 | Изготовление кукол многоручек. | 6.1. Мокредина (шестиручка. История, портрет и технология изготовления.) 6.2. Десятиручка. История, портрет и технология изготовления. | 1 1 |
7 | Подведение итогов | 7.1. Оформление презентации о проделанной работе и выставки кукол. | 1 |
2.5.Методологическое обеспечение программы
№ | Разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал | Техническое обеспечение |
1 | Введение | Беседа, диалог. | Класс, компьютер. | |
2 | Изготовление кукол скруток. | Беседа, мастер-класс. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, набивка (вата, мох, мех, поролон), бусины, палочки или веточки, |
3 | Изготовление кукол из ниток и мочала. | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, | Класс, компьютер, нитки разного цвета, картон или дощечка, мочало |
4 | Изготовление двойных кукол | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, набивка (вата, мох, мех, поролон), бусины, шерсть, палочки или веточки |
5 | Изготовление кукол крупеничек и травниц. | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, набивка (крупа, зерно, сухие травы) |
6 | Изготовление кукол многоручек. | Беседа, мастер-класс, игра. | Книги, презентации, подбор иллюстраций. | Класс, компьютер, лоскуты ткани, прочные нити, узкие ленточки, бусины, набивка (вата, мох, мех, поролон), лента, тесьма, листочки, лепесточки |
2.6. Методические рекомендации
Список информационных источников
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1998.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 20013.
- Лыкова И.А. Куколки из сундучка- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014
- Лыкова И.А., Грушина Л.В. Бабочки-красавицы. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 года №1155.
Приложение 1.
Словарь терминов
1. Бельтайн – древний кельтский праздник, отмечающийся в ночь с 30 апреля на 1 мая. С этого дня отсчитывалась летняя половина года. Важным элементом праздника считался ритуал разжигания костров.
2. Иван Купала (7 июля) - один из основных праздников календаря славян, заполнен обрядами связанными с водой, огнём и травами. Обязательным обычаем было массовое купание: с этого дня, по преданиям, из воды выходила нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
3. Праздник Аграфены Купальницы(23 июня) у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона.
4. Ильин день (2 августа) – праздновался на Руси весело и богато, так как заканчивался сенокос, и крестьяне пекли хлеб из новой муки. С этого момента устанавливается умеренное тепло, световой день идёт на убыль, а ночь – на прибавление. С этого дня запрещалось купаться – считалось, что в воду возвращается всякая нечисть.
5. Масленица – недельный праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Древний славянский праздник, озарённый радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главные атрибуты масленицы – блины и народные гуляния. В народе считается что, человек, проведший масленую неделю плохо и скучно будет, неудачлив в течении всего года.
6. Сворог – Бог-кузнец, небесный воин, источник огня и его повелитель, отсюда происходит слово «сварганить» - сотворить. Переводиться как ходящий по небу или «путь солнца по небу».
7. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) очень почитается на Руси. К этому празднику крестьяне старались убрать урожай и сделать заготовки на зиму. Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считался покровителем свадеб. Первый снег, выпавший обычно около праздника напоминал свадебное покрывало или фату.
8. Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием (поворот солнца на весну, с 25 декабря по 6 января). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье), гадание.
9. Кичка, кика – старинный русский головной убор замужних женщин.
10. Кокошник (от древнерусского слова «кокошь» - курица) – старинный головной убор замужних женщин, напоминающий гребешок.
11. Кокушницы – девушки в платочках, которые участвовали в свадебных плясках и весельях, плясали кадриль и распевали весёлые частушки ( на них и держался праздник).
12. Повязочницы – подруги невесты с повязкой (нарядный головной убор).
13. Повозник – человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в сани невесты.
14. Понёва – (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолм.
15. Тысяцкий – главный распорядитель в старинном русском свадебном обряде.
Приложение 2.
Правила поведения во время мастер - класса
1. Внимательно слушать ведущего во время беседы или мастер-класса;
2. Внимательно слушай и выполняй указания;
3. Слушай, думай, размышляй, задавай вопросы;
4. Поднимай руку, прежде чем задать вопрос;
5. Аккуратно и бережно обращаться с доверенным тебе оборудованием и материалами;
6. Работай тихо;
7. Не мешай другим
8. Делиться своими идеями и мыслями;
9. Внимательно слушай других;
10. Поблагодарить ведущего за проведенное мероприятие.
Приложение 3. Тест креативности Торренса.
Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.
Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» , была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году.
Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления: Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
III задание.
«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.
Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».
IV задание.
Методика Роршаха «Чернильные пятна».
Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.
Оценка в баллах:
1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;
2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;
3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" разработана по новым требованиям ФГОС для начальной школы. Срок реализации 4 года....
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Данная программа предназначена для реализации ФГОС. Программа содержит пояснительную записку и КТП. Расчитана на 4 года обучения....
Программа внеурочной деятельности Кукольный театр
Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста азам кукловождения....
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Петрушка"
Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества....
Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр" 1 год обучения...