Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа
Представлена рабочая программа для работы с будущими первоклассниками "Школа будущего превоклассника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_budushchego_pervoklassnika.docx | 81.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 5 от « 14 » 05.2018 г. | Согласовано: Зам.дир. по УР __________________________ «30» августа 2018г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" ____________ Т.В. Бачинина Приказ № 336 от 30 августа 2018 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
(наименование учебного предмета)
Возраст детей 6- 7 лет
(уровень образования)
2018 – 2019 учебный год
(срок реализации программы)
Слепова Ольга Ивановна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
- Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного - санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Программа «Школа будущего первоклассника» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей
системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является пред школьная подготовка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Актуальность программы. Программа «Школа будущего первоклассника» направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Пред школьная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Школа будущего первоклассника» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Программа базируется на следующих принципах:
• непрерывности развития ребенка;
• общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
• развития творческих способностей у детей;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
• развития и укрепления здоровья личности;
• развития духовно-нравственных убеждений личности;
• развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
• ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
• создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
• организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
• подготовка перехода от игровой деятельности к учебной.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
• единство развития, обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий,
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• наглядность.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Сроки реализации программы Программа реализуется в течение 2 месяцев. Обучение детей рассчитано на 8 учебных недели, общее количество учебных часов – 24.
Формы и режим занятий
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
• продолжительность занятий - 25 минут;
• форма проведения занятий - групповая;
• начало занятий - 06 февраля текущего учебного года;
• окончание занятий – 27 марта текущего учебного года;
• режим занятий: 1 раз в неделю (среда) – 3 занятия по 25 минут с перерывами на отдых 5 минут.
Ожидаемые результаты
• обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
• развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
• формирование его готовности к систематическому обучению.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные задачи программы:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
- Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
- Место занятий в учебном плане
Программа «Школа будущего первоклассника» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
- «Грамотейка»
- «Посчитаем- поиграем»
- «Посмотри внимательно на мир»
Адаптационные занятия организуются на базе МБОУ «СШ №29» и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 8 недель. Общее количество занятий – 24.
Количество занятий в неделю:
Название курса | Число занятий в неделю |
«Грамотейка» | 1 |
«Посчитаем- поиграем» | 1 |
«Посмотри внимательно на мир» | 1 |
ИТОГО: | 3 |
- Ценностные ориентиры программы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии здоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для учения. В возрасте
6—7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой»
и т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 6—7 лет. Также кризис связан с потерей детской
непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом
смысле проявление кризиса 6—7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к школе.
Курс «Грамотейка» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс «Посчитаем- поиграем» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.
Курс «Посмотри внимательно на мир» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
- Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Школа будущего первоклассника» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 1 до 10 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Таким образом, пред школьное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы:
• проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
• итоговая выставка творческих работ детей.
Способы определения результативности:
• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги и педагог-психолог.
Курс «Грамотейка»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Грамотейка» разработана по подготовке к школе детей 6-7 лет.
Рабочая программа рассчитана на 8 часов в год (по 1 занятия в неделю продолжительностью 25 минут).
Курс «Грамотейка» помогает практически подготовить детей в возрасте 6 – 7 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения литературного чтения в школе.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
В данном курсе прослеживается интеграция работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других?); повествования (пересказ, рассказывание).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись).
Возрастные особенности детей 6—7 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии));
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному учителем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Подготовка к обучению чтению
Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Учебно-тематический план по разделам:
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Чему учат в школе? | 2 | |
Буквы и звуки | 2 | |
Литературная страна | 4 | |
Итого: | 8 часов |
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Грамотейка».
(8 часов)
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | 06.02 | Итак, мы начинаем…Чему учат в школе? | Что ждёт будущих учеников в школе и зачем нужно учиться. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии. | 1 |
2. | 13.02 | Про звонок и про урок. Семицветная дуга. | Значение школьного звонка и урока. Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». | Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии. | 1 |
3. | 20.02 | Знакомимся со звуками и буквами. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 1. | |
4. | 27.02 | Рисуем бусы. Развиваем фонематический слух. | Порядок расположения цветов в Российском флаге. Что такое фонематический слух. Рифма. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, речи, воображения, рефлексии. | 1 |
5. | 06.03 | Дни недели. Слушаем сказку. Развиваем мелкую моторику. | Что такое русская народная сказка? Популярные герои рус.нар.сказкок. История возникновения названий дней недели. Упр. для развития мелкой моторики руки. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, чувства рифмы, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 |
6. | 13.03 | И снова сказка. Ещё о геометрических фигурах. | Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 |
7. | 20.03 | Развиваем воображение и фантазию. Трудные задания от Василисы Премудрой. | Чем отличается воображение от фантазии. Василиса Премудрая – героиня русских народных сказок. | Развитие внимания, воображения, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, чувства рифмы, речи, артистических способностей, рефлексии | 1 |
8. | 27.03 | Развиваем речь. Качества характера. | Антонимы – слова «наоборот». Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера. | Развитие внимания, мышления, слуховой и смысловой памяти, воображения, ориентации в пространстве, речи, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 |
Курс «Посчитаем- поиграем»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Посчитаем- поиграем» разработана на основе программы по подготовке к школе детей 6-7 лет.
Рабочая программа рассчитана на 8 часов в год (по 1 занятия в неделю продолжительностью 25 минут).
№ | Дата | Тема занятия. | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1. | 06.02 | Времена года: осень, зима. | Отличительные особенности осени и зимы как времён года. | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, фонематического слуха, чувства рифмы, речи, конструкторских способностей, рефлексии | 1 |
2. | 13.02 | Времена года: весна, лето. | Отличительные особенности весны и лета как времён года. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 |
3. | 20.02 | Размеры предмета. Геометрические фигуры. | Сравнение предметов по различным признакам: длине, ширине, толщине, глубине, высоте. Точка, линия, прямая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии, расширение словарного запаса. | 1 |
4. | 27.02 | Домашние и дикие животные. | Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека. Разнообразие диких животных. | Развитие внимания, мышления, смысловой и слуховой памяти, воображения, конструкторских и артистических способностей, речи. чувства рифмы, фонематического слуха, рефлексии | 1 |
5. | 06.03 | Предмет в пространстве, их взаимное расположение. | Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения. | Развитие внимания, логического мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии | 1 |
6. | 13.03 | Внешний вид ученика. Эстафета занимательных заданий. | Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены. | Развитие внимания, логического мышления, слуховой и зрительной памяти, быстроты реакции, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей, чувства рифмы, воображения, фантазии, рефлексии | 1 |
7. | 20.03 | Трамвайчик «Первоклашка». Тестируем и тренируем внимание и мышление. | Тесты на определение объёма внимания и его концентрации, на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных. | Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции, речи, рефлексии. | 1 |
8. | 27.03 | Тестируем и тренируем память и мышление. | Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти, на определение умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями и умение обобщать. | Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, мышления, воображения, фантазии, рефлексии. | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Учебное и методическое пособия
- Волкова С.И. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. –
М.: Просвещение, 2015.
- Плешаков А.А. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М.: Просвещение, 2015.
- Федосова Н.А. «От слова к букве.» Пособие для детей 5 – 7 лет в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015.
- Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.
- Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2015.
- А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер.
4. Мультимедийная установка.
5. Аудиоцентр.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.
9. Модель весов и набор гирь.
10. Модель часов.
Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Шкафы для хранения учебников, полки для книг, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и ...
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусник...
Рабочая программа школы будущего первоклассника.
Данна рабочая программа для школы будущего первоклассника по курсу "Математические ступеньки. Автор курса С.И.Волкова. Программа расчитана на 52 часа. Занятия проводятся два раза в неделю.Используется...
Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная п...
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"...
Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"...
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Программа для подготовки детей у школе...