Доклад на августовское совещание
статья по теме
В данном докладе рассомтрен вопрос повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе через применение компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_avgustovskoe_soveshchanie.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности применения ИКТ технологий на уроках русского языка
Слайд 1 – тема доклада.
Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Поэтому при поиске эффективных методик мы обращаемся к новым компьютерным технологиям. Так как всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Слайд 2 Для начальной школы использование ИКТ технологий означает смену приоритетов в расстановке целей образования, так как одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Поэтому сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Действительно, уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так как ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Помимо этого, использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, очевидно, что (слайд 3) ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Учитель может использовать различные образовательные средства ИКТ:
1. При подготовке к уроку
2.Непосредственно на уроке
- при объяснении нового материала
- для закрепления усвоенных знаний
- в процессе контроля знаний
3.Для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.
Итак, одним из главных предметов, требующих дополнительного средства обучения является урок русского языка. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Разработанные мультимедийные презентации с успехом используются на уроках как для ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и для интегрированных уроков, контроле знаний, умений и навыков (ЗУН). При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Как показывает практика недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами, необходимо создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе.
Например: (слайды 4-10) составлять свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал может быть расположен в нужном учителю порядке, с использованием рисунков, схем, таблиц, заставок.
Следующим примером является создание интерактивных таблиц (такую возможность дает программа МS PowerPoint). (слайды 11-17)
Созданные таблицы по русскому языку являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы изучаются в несколько приемов на разных этапах обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.
Данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.
Все мы знаем, что правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов тоже можно использовать презентации, разработанные специально для применения в практической работе со словарными словами.
Презентация построена таким образом:
- сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса;(слайд 18)
- проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;
- появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму; (слайд 19)
- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология); (слайд 20)
- делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова; (слайд 21)
- подбирают к слову однокоренные слова; (слайд 22)
- подбирают синонимы, антонимы (если это возможно); (слайды 23-24)
- следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом; (слайды 25-26)
- выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках; (слайды 27-28)
- составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда. (слайды 29-30)
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.
Еще одним примером является тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ, который предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.
В зависимости от целей урока, можно использовать следующие компьютерные технологии:
- Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала (презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках);
- Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков (компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал: карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов), цифровые таблицы, печатный иллюстративный материал);
- Использование ЦОРов на этапе контроля знаний (компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата));
- Использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
- Использование ИКТ в проведении интегрированных занятий по методу проектов.
ФГОС и ИКТ
Итак, введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Так как владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Вывод
Говоря о внедрении ИКТ технологий в работу учителя начальных классов можно отметить, что оно способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование ИКТ технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Использование ИКТ технологий в начальной школе может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.
Таким образом, применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым, так как ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области русского языка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском августовском совещании учителей"«Развитие начального образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»
Выступление на городском августовском совещании учителей начальных классов. Презентация....
Выступления на городском августовском совещании учителей
Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"...
Выступление на августовском совещании "Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»
Шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми....
Программа августовского совещания педагогических работников
Выступление "Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС"....
Доклад на августовском совещании
Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Августовское совещание педагогических работников Озинского района «Развитие образования – инвестиции в человеческий капитал». Выступление по теме: Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на основе современных образовательных технологий». Дистан
Авторы курса: учителя начальных классов МОУ "СОШ р. п. Озинки" Прокопьева Елена Николаевна, Лазарева Татьяна Николаевна. Перед школой поставлены нов...
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...