Августовское совещание учителей начальной школы. Технология продуктивного чтения. Чтение с увлечением.
статья по чтению

Архипова Светлана Васильевна

В связи  с развитием информационных технологий снижается интерес к чтению. От этого страдает речь, грамотность,моральное воспитание, интеллект иучащихся. Главная задача учителя в этой ситуаци - найти такие формы и методы работы, которые помогут нам вернуть детям активную читательскую деятельность. Технология продукивного чтетия - это один из приёмов сделать чтение интересным и осознанным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovka_1.docx67.39 КБ

Предварительный просмотр:

В федеральных государственных стандартах говорится:           «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя,  человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя….»

Следуя к этой цели,  учителя начальных классов прикладывают много усилий, чтобы совершенствовать технику чтения. Но каково бывает наше разочарование, когда бегло читающий ученик не может уловить смысла прочитанного текста: не помнит имена героев, не может восстановить сюжет текста, прочувствовать его эмоционально.                                                                           Причиной всему является то, что в погоне за формированием скорости чтения ,мы забываем о личностно-ориентированном подходе к ребенку. Всё что он воспринимает, должно  опираться на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.  Исходя из этого, каждый учитель должен понять, что мы должны научить ребёнка не только бегло читать, но самое важное – читать осознанно, с увлечением!

 Осознанность чтения подразумевает:

  • читательскую самостоятельность;
  •  инициативность;
  •  способность к активному слушанию и пониманию;
  •  готовность и умение задавать вопросы, высказывать свои суждения, мнения по возникающим вопросам ;
  •  строить умозаключения, которые формируют продуктивный характер чтения;

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ,                                      разработанная д.п.н. Екатериной Валерьевной Бунеевой   и   д.п.н. Ольгой Васильевной Чиндиловой , нацелена на формирование этой осознанности.

         

Она предполагает три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).                    

 Главная задача педагога– вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).

Основными приёмами работы на первом этапе могут быть:

Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа);

Составление вопросов к теме;

Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала;

Исторический комментарий;

Организация проблемной ситуации и др.;

  1. Работа с текстом во время чтения

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

Главная задача педагога – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации)

Основными приёмами работы на втором этапе могут быть:

чтение текста «с карандашом»;

определение основных понятий (без чтения всего текста);

составление таблиц (выборочное чтение);

составление плана текста (для пересказа);

поиск пропущенных слов;

3.Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача педагога – достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

Основными приёмами работы на третьем этапе могут быть: 

постановка концептуального вопроса (почему?);

повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;

выполнение творческих заданий;

Приведу пример работы  над текстом В. Осеева «Собака яростно лаяла» с применением технологии продуктивного чтения (фрагмент)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с текстом до чтения

1.Слайд1. «Собаки»

- Есть ли у вас собаки?

 - Для чего человеку нужны собаки?

- Какие чувства испытываете вы, когда смотрите на этих животных?

- Как мы должны вести себя по отношению к своим питомцам?

Дети делятся впечатлениями, высказывают своё мнение.

Работа с текстом во время чтения

1.Смысловая работа

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

2.Слушание с элементами прогнозирования.

а)Попробуем представить ход действия произведения, развитие событий.

- Прочтите заглавие.

- -Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?

- Как вы думаете, почему лаяла собака?

-Как лаяла собака?

-Что значит "яростно"?

б) Полноценное восприятие текста и понимание его содержания

- Почему женщина сердилась на мальчиков?

- Должно ли им быть стыдно, ведь они ничего плохого не сделали?

-Почему женщина говорила сначала сердито, а потом гневно?

-Какое слово передаёт более сильное чувство?

-Что вызвало её гнев?

- Спасся ли котёнок?

-Кто его спас?

Отрабатывают навыки беглого, осознанного чтения

Формируют предположения

Выстраивают нравственную модель поведения в отношении к питомцам

3.Работа с текстом после чтения

1. Работа с заглавием текста

- Как назывался текст, который мы прочитали?

-Что этим названием хотела сказать автор?

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

2. Перечитывание текста.

3.Работа с текстом и иллюстрацией…

Работая над каждым этапом урока, учитель должен стараться создать ситуацию успешного понимания ребёнком прочитанного текста. Только тогда  произведение зафиксируется в сознании ребёнка, как эмоционально пережитый момент его жизни.

Технология продуктивного  чтения  позволяет сформировать  читательскую деятельность. У учащихся развиваются правильные читательские навыки, умение работать с текстом, умение полноценно воспринимать и понимать его, а также оценивать прочитанное, иметь собственное читательское мнение, активную позицию по отношению к прочитанному тексту и его автору.

 современные технологии, образование и воспитание, младшие школьники.

Я считаю, что решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. 

не только в виде системы знаний, умений, навыков, а в большей степени развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Следовательно, появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

- педагогика сотрудничества;

- гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- проектно-исследовательская технология;

- технология уровневой дифференциации обучения;

- групповые технологии;

- информационно-компьютерные технологии;

- система развивающего обучения (Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, математика Петерсона).

   Все эти технологии я применяю для организации не только учебной, но и воспитательной работы  в классе.

  

 

 

Здоровьесберегающая технология.

Цель: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

     Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас. Нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

     Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в моем плане воспитательной работы занимает программа «Здоровье».
   С целью выполнения этой программы применение различных технологий сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией

 ( физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, игры на свежем воздухе во время динамического часа, рефлексии), провожу мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических 

 Я также  применяю в воспитательной работе технологию проектного обучения, при которой учащиеся (3-4 классов) самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект. Данная технология известна учащимся по проектам акции «Я – гражданин России», «Дети войны» и др.

   Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, дает им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск стенгазет, рисунков, плакатов, поделок, проектно-исследовательских работ.

   Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. Портфолио позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях ученика. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

 участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах, совместные мероприятия с участием родителей, победы в спортивных состязаниях.

    В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажером, и средством контроля, и средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении ИКТ существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету. Значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Квест-технология
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  •  Кейс – технология
  •  Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному исоциальному самоопределению

Исследовательские методы в

обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно

пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-

зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в

обучении игровых методов:

ролевых, деловых, и других

видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая

работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-

коммуникационные

технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять

различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной

оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории

индивидуального развития личности.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

  • Динамические игры и паузы
  • Кинезиологические упражнения
  • Упражнения для глаз
  • Мимические упражнения.
  • Релаксация
  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Игровые технологии

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

 

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности:

  • физические,
  • интеллектуальные,
  • трудовые,
  • социальные
  • и психологические.

 По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
 

 Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)

Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Кейс-технология 

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

 

 

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

  1. целевой план действий;
  2. банк информации;
  3. методическое руководство по достижению дидактических целей.

Технология модульного обучения 

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Тема

«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации новых образовательных стандартов»

 

Письмом Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала в образовательном процессе» (2 апреля 2002 г.) подтверждается приоритетная роль воспитания, цель которого – воспитание ученика, востребованного современным обществом.

 Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

 Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И.П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД (коллективные творческие дела) И.П. Иванова. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Законы КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
  • Виды коллективных дел:
  • Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
  • Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
  • Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Для организации праздника требуется написать сценарий. Помогает в этом метод проектов. Ребята в течение недели ищут интересные материал  в виде мультипликационных фильмов, детских песен, стихотворений, рассказов на нужную тему. Затем желающие принять участие собираются вместе и составляют сценарий, распределив роли ведущих, ответственных за оформление класса, в котором будет проводиться праздник, ответственных за награждения. Уже в ходе подготовки к празднику у ребят появляется чувство ответственности за проведение данного мероприятия. Важно привлечь к работе и родителей. После проведения мероприятия мы собираемся за «круглым столом» для подведения итогов своей работы, обсужда6ем, что получилось, что нет.

В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Например, ситуативный классный час (Н.П. Капустин) может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

  1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Разбор ситуаций помогает учащимся прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.

Например, при  разборе ситуации, я предлагаю ребятам ролевую игру. Один из учеников выполняет роль учителя, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа на классных часах помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.

На классных часах можно применять тренинги общения, имеющие цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Например, в 8-9 классах уместно проводить тренинг на развитие коммуникативных навыков общения.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • отработать навыки убеждения
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
  • развить умение находить подход к людям
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
  • развитие умения невербального средства общения.
  • обучить эффективным способам общения

Примеры упражнений

Упражнение «Семь богатырей» (20 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Ход упражнения. Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут).

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

Упражнение «А я счастлив» (10 минут)

Цель: узнать о способах поднятия настроения.

Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у… (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Рефлексия: (5 минут).

Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – ещё одно направление работы классного руководителя.

 Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

С целью профилактики мы с ребятами проводим классные часы против вредных привычек. Здесь уместен метод проектов. Одна группа ребят получает задание провести анкетирование среди учащихся школы о вредных привычках, об информированности о них. Другая – ищет информацию в Интернете  об этой вредной привычке: статистику, ответы врачей, других компетентных людей. Третья группа- ролики на эту тему. Через пару недель ребята приносят свои материалы, учитель их просматривает, даёт рекомендации. От группы выбирается по одному — два человека для защиты своей части проекта. На очередном классном часе этот проект защищается. Таким образом, задействован весь класс, но каждый работал над своей темой, поэтому интересно выслушать представителей других групп.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.

Эта технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а  профессиональным.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

     В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

     Проектная задача  - это задача в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

     В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цель);

- Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

     Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала.     Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов.

Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник.

Информационные — сбор информации, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Например, Тема : «Симметрия»   (3 класс)

Характеристика проекта:

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: краткосрочный.

Результат выполнения проекта: коллекция симметричных фигур и предметов.

Класс делится на 4 группы. У каждой группы на парте конверт. В конвертах у каждой группы находятся картинки-предметы: бабочка, сердечко, цветок, домик.

- Наметили план создания проекта.

1. Найти интересную информацию о том, что такое симметрия,“ось симметрии” .

2. Домашнее задание было узнать, что общего между геометрическими фигурами и окружающими нас предметами спросив взрослых.

3. Провести эксперимент, используя подручные средства.

4. Вырезать симметричные фигуры из бумаги.

5. Найти среди них фигуры, имеющие ось симметрии.

6. Оформить проект в виде коллекции предметов.

7. Защитить свой проект.

Пользуясь полученными знаниями, ребята  сами вырезали или подбирали готовые симметричные фигуры. С помощью зеркала проводили наблюдение: прикладывали фигуры к зеркалу, и определяли какие из них симметричные.

На этом занятии у ребят получились интересные работы: коллекция симметричных овощей и фруктов, мебель и т.д

     Система решения подобных проектных задач, в которых заложены все этапы будущего проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Технология «КТД»

Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома всем людям, близким педагогике. Направленность КТД: стремление к общению, к познавательной деятельности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

С технологией КТД все знакомы, поэтому напоминаем только краткую структурную схему КТД. В развёрнутом виде КТД (по Иванову) имеет 6 этапов:

  • совместное решение о проведении дела;
  • коллективное планирование;
  • коллективная подготовка;
  • проведение дела;
  • коллективный анализ;
  • решение о последствии.

Два типа КТД:

  • классическое;
  • личностно-ориентированное.

Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат всё тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».

Каковы же технологические различия типов КТД?

Отличия традиционного КТД от личностно-ориентированного

Этап

Традиционное КТД

Личностно-ориентированное КТД

1. Коллективное целеполагание

Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива

Дело как потенциал личностного развития и роста

2. Коллективное планирование

Акцент на групповой работе, групповом вкладе

Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений

3. Коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе

Акценты на добровольность принятия ролей. Поручений и их индивидуализированность

4. Проведение коллективного дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

Возможность для личного, негруппового участия, структура дела с учётом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений

5. Коллективный анализ

Основные вопросы-критерии: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальности


Результат КТД – опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности – это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе. Результат фиксируется наблюдением, либо небольшим письменным заданием, в котором школьники фиксируют своё участие в этапах КТД.

  Тьюторство как педагогическая технология

 

Сегодня мне хочется познакомить вас с тьюторством как одной из современных педагогических технологий.

При знакомстве с инновационными технологиями, прежде всего, подчеркивается мысль об изменении позиции учителя. Если предыдущую (традиционную) модель образования можно охарактеризовать как «педагогику требований», то современную модель следует соотносить с «педагогикой возможностей».

Общеизвестна мысль, что образовательный процесс - это совместная деятельность педагога и ученика в ситуации обучения, но при современном подходе образовательная модель существенно видоизменяется. Следует вспомнить мысль Яна Каменского: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание способа, при котором учащие (т.е. учителя) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились». Эти слова достаточно точно характеризуют основу новой педагогической технологии – тьюторства, при которой особо значима фигура учителя (тьютора).

Именно тьютор учит ребёнка учиться. С точки зрения педагогической науки, тьютор – фигура, занимающаяся индивидуализацией (он выстраивает индивидуальные образовательные программы: ставит задачи, обсуждает возможные варианты исследования, выбирает способы, планирует результаты). Всё остальное – работа ученика. Индивидуализация, в отличие от прежнего девиза традиционной школы «учить всех всему»,  подразумевает «учить всех своему» (т.е. предполагает узнавать познавательные интересы детей). Только действия, исходящие из склонностей обучаемых, приносят удовлетворение и будут усвоены и повторены.

Если обычный учитель работает ответами, преподнося готовый материал, то тьютор работает вопросами (что? почему? зачем? как? каков результат? и др.). Его цель – самостоятельная деятельность ребёнка, в результате которой тот до всего должен дойти сам. Тьютор работает с картой интересов отдельного ребёнка. И здесь особенно важно узнать его увлечения, способности, возможности и интересы.

Фигура тьютора многогранна: он и организатор (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» - облегчать). Чтобы учение не несло ученику и психологический, и физический вред (к сожалению, мы сейчас больше говорим о перегрузках школьников, чем делаем что-либо для изменения ситуации), тьютор как раз  обязан следить за оптимальным распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия: нацеливать на создание положительного образовательного результата, поддерживать и поощрять ученика).

Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней вы, наверное, узнали знакомые всем методы и приёмы личностно-ориентированного и проблемного обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации.

Но особо в тьюторской педагогике следует отметить:

деятельностный подход (что особенно актуально для подросткового возраста, когда ребёнок желает самостоятельно действовать, а не слушать);

использование исследовательских технологий (умение увлечь, вызвать интерес, поддержать его и направить в направлении реализации, причём интерес должен быть социально-значимым);

широкое применение проектного метода (тьютор проходит вместе с учеником все стадии: организует проектирование, разрабатывает и реализует проект, оценивает результаты и последствия реализации проекта). Метод проектов уместен потому, что это «целевой способ так относиться к детям, чтобы пробуждать в них лучшее, а затем позволять им поверить в себя как можно сильнее». Именно эта мысль лежит в основе тьюторства. В своей практике многие из нас уже используют элементы тьюторской технологии (элективные курсы, исследовательские работы, рефераты и др.).

 Хотя в тьюторстве есть немало положительных сторон (позволяет раскрыть в ребёнке лучшее, заставляет поверить его в свои возможности, учит самостоятельности, практическому подходу к жизни и др.), в нашей стране оно приживается трудно по нескольким причинам:

- это дорогостоящая педагогика (а всем известно, как финансируется наше образование);

- отсутствие подготовленных кадров (проблема в том, где и как готовить тьюторов);

- усложняет процесс обучения (создание индивидуальных образовательных программ, отказ от общеобразовательных учебных планов и др.).

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

- деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

- соревновательность на сцене;

- подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Основные механизмы

Эмоциональное заряжение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия, в которых разворачивается этот процесс.

Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

Импровизация, когда сейчас и здесь надо что-то додумать, сделать, ответить. Импровизация создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Схема реализации технологии

1. Подготовка шоу-программы.

2.Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет “эмоциональное заражение” (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа “Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным”; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

Игры-шоу: “Звездный час”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”, КВН, и т. д.


Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем (возвращается предварительно удалённый из класса ученик) проверьте.

Хорошо развивает наблюдательность, зрительную память, тренирует оперативность такой тренинг: за 30 секунд- 1 минуту найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву “С”, “М” и т.п.: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: “А давай поговорим о...”, “А я хочу сказать о...”. Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.


Технология “Коллаж”

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: “Моя заветная мечта”, “Кем стать?”, “Добрый означает щедрый?”, “Я есть часть глобального”.

Технология Тренинг общения»

Сейчас мы с вами поговорим не о воспитании через деятельность, а о воспитании через общение.

Тренинг – как метод активного социально- психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающих видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимание их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях).

Разнообразие тренингов велико.

Частная технология «Кодекс класса»

Направлена на выработку групповых норм относительно общения и поведения в классе.

Давайте представим себя учениками.

  1. Создание проблемной ситуации.

Притча о людях

Люди, которые плыли на корабле, потерпели аварию и были ночью выброшены на необитаемый остров. У кого-то спички, у кого-то фляжка воды. Каждый устраивался, как мог. Кто-то разжег костер, кто-то сделал себе шалаш, кто-то закутывался в прихваченное одеяло. Но в шалаше оказалось холодно, у костра - ветер, под одеялом тоже холодно. Утром всем стало ясно -что-то надо делать.

-«Чтобы вы посоветовали потерпевшим крушение?»

-«Надо договориться».

-«О чем?»

-«Договориться, чтобы помочь друг - другу, вместе и дружно - сила».

2.Постановка задачи.

-А не бывает ли у нас в классе, как с людьми ночью на острове?

Ребята отвечают утвердительно и приводят примеры.

Кто предложит идею договора, правил для всего коллектива в этой ситуации, педагог или школьники, в общем-то, неважно. Идея в виде цели появляется на доске: разработка «Кодекса класса».

3.Правила.

Ведущий предлагает в безальтернативной форме порядок разработки кодекса: «Пусть сначала каждый решит и напишет, какие три главных закона, правила будут в нашем классе, но такие законы, чтобы от их выполнения всем в классе стало лучше. А потом мы объединим эти законы».

4. От индивидуального к групповому продукту.

От написания индивидуальных списков законов продолжается работа в парах, когда из 6 индивидуальных правил предлагается создать список из 3 законов. Затем всё повторяется, но теперь уже из 6 парных правил создаётся перечень законов от «квартета». Следующий аналогичный шаг – от 6 «квартетных» правил к 3 от октета.

5. Продукт проблемной работы.

В итоге на доске появляется список законов, предложенных группами. Но их слишком много. Кодекс из 10, 12, 15 законов невыполним. Надо оставить 3,5,7. Подсчёт голосов позволяет привести кодекс в удобный вид. Этот окончательный список привлекательно, ярко оформляется, и затем устраивается процедура личного подписания кодекса.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на городском августовском совещании учителей

Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"...

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"...

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...

Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...

Программа секции августовского совещания учителей иностранных языков 23-24 августа 2023 года

Программа секции августовского совещания учителей иностранных языков 24-25 августа 2023 года...

выступление на секции августовского совещания учителей иностранных языков города Смоленска

выступление на секции августовского совещания учителей иностранных языков города Смоленска...