Ульченко Лариса Анатольевна

сайт учителя начальных классов

Учиться всю жизнь, учиться у детей, других учителей – моя главная цель.

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: В своей работе использую приемы и методы современных образовательных технологий: игровые и коммуникативные технологии здоровьеформирующие технологии; коллективно - творческое дело проектная технология

Увлечения: театральный кружок

Регион: Амурская область

Населенный пункт: г. Белогорск

Место работы: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ulchenko-larisa-anatolevna
В своей работе я придерживаюсь следующих заповедей, к которым шла не один год. 1. Помоги ребёнку почувствовать в себе уверенность. 2. Люби своих учеников. 3. Дари свой свет ученикам.

О себе

Общие сведения об учителе.

1. Ф.И.О. Ульченко Лариса Анатольевна

2. Год рождения 1964

3. Образование –  Благовещенский  педагогический  институт

                                     им. М.И. Калинина, 1986 год

 4. Специальность по диплому- педагогика и методика начального обучения

5. Квалификацияучитель начальных классов

6. Квалификационная категория первая, 23 yjz,hz 2018 года

   

7. Общий трудовой стаж 37 лет

8. Стаж работы в должности учителя начальных классов – 37 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

книги о Родине, дружбе.

Мой взгляд на мир

 Моя педагогическая философия

     Какое счастье, что есть профессия - вести за собой, а если это еще и призвание, то выигрывают все. Учась ещё в школе, я точно знала, что хочу связать свое будущее со школой, с профессией учителя.

     Вспоминая  детские годы, отчетливо представляю, как я, семилетняя девочка, прихожу из школы домой, рассаживаю на диване свои любимые игрушки и начинаю урок. В то время я и не подозревала о том, что в будущем эти детские игры станут моей профессией, моим призванием. Да, действительно, призванием, так как я не представляю своей жизни без школы, без учеников.   

     «Школа»  в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь. Строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче ,  помогает учитель.

          Более десяти  лет назад я познакомилась с опытом Ш.А. Амонашвили и приняла для себя как мерило собственных действий по отношению к ребенку, как девиз его слова: « Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но в их душах и сердцах». В своей работе использую педагогику сотрудничества, стараюсь создать благоприятную обстановку для делового сотрудничества учителя и учащихся, взаимовыручки, товарищества, свободного обмена мнениями и размышления вслух.

      Во все времена основу цивилизации составляли такие человеческие ценности как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Нельзя стать личностью без этих качеств. Прежде всего, необходимо научить ребенка простым человеческим чувствам: любви, доброте, отзывчивости, пониманию, состраданию, справедливости.

      Есть определенная закономерность: если хочешь, чтобы ребенок был добрым, честным, ответственным - начни с самого себя. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством – к этому будут стремиться и его ученики. На уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово  впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Ученик берет пример, прежде всего, с учителя. Значит, я должна показать себя высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя. Учиться всю жизнь, учиться у детей, других учителей – моя главная цель.

      В своей работе я придерживаюсь следующих заповедей, к которым шла не один год.

1. Помоги ребёнку почувствовать в себе уверенность.

2. Люби своих учеников.

3. Дари свой свет ученикам.

Пусть говорят, что есть профессии важнее, но я убеждена - самая лучшая, самая славная, самая мудрая - это профессия учителя.

Завтра будет новый школьный день. Завтра меня в классе будут ждать мои ученики, без которых я не представляю свою жизнь.

 

 

Моё портфолио

Пусть говорят, что есть профессии важнее, но я убеждена - самая лучшая, самая славная, самая мудрая - это профессия учителя.

                              Основные направления организации педагогической деятельности

 Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми  - вот основные составляющие деятельности ребенка в начальных классах. Как создать условия для успешного движения ребенка по школьным ступенькам? Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом трудности должны согласовываться с индивидуальными особенностями и возможностями детей.

     Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

     Основными принципами моей педагогической деятельности является: «Не потерять, не упустить» учащихся с разным интеллектуальным потенциалом.

     Педагогический процесс  строю на основе гуманно-личностной педагогики, педагогики сотрудничества, основой которой является создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах. А также в характере взаимодействия членов школьного коллектива.

 

     Значимым фактором, влияющим на процесс педагогического взаимодействия, является наличие этического и нравственного потенциала в отношениях между учителем и учеником. Этика межличностного отношения, на мой взгляд, является одним из главных факторов, определяющих динамику всего процесса педагогического взаимодействия, без данного фактора все остальные могут терять свою дидактическую значимость. Культура слова, поведения, общения, умение чувствовать и находить в своих отношениях с учеником то необходимое равновесие между чувством и разумом, в целом оказывает самое позитивное влияние на процесс формирования взаимоотношений между педагогом и его воспитанником. Этому способствует использование приемов: необычное начало занятий, включение мыслительных процессов у всех детей, развитие речи во всех видах деятельности, при этом не остается без внимания ни один ответ детей, поддерживается ощущение успешности. Каждый урок начинаю с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе:

     • посылка ребенком самых добрых пожеланий самому себе, самому уроку, индивидуальное, выборочное обращение учителя к тому. Кто особо нуждается в этом;

     • упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому.

     Всякое обучение строится на интересе, поэтому стараюсь уроки сделать разнообразными, интересными. Для этого использую нестандартные формы обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр, интегрированные уроки, духовные уроки. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой. Энциклопедией. Выступают с докладами, рефератами, и.т.д.

     Вызвать интерес к знаниям, содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока, мне помогают использование последних достижений передовой педагогической практики, установление межпредметных связей, связь с жизнью, личным опытом учащихся, тщательная диагностика, прогнозирование, планирование каждого урока, творческий подход к формированию структуры урока и обеспечение обратной связи, действенного контроля.

     Считаю, что немаловажным фактором, от которого зависит эффективность педагогического взаимодействия, является умение видеть и определять перспективу развития ученика, умение всегда ощущать пульс его самодвижения, всегда быть чутким как к достижениям, так и к недостаткам ученика. На уроках использую схемы-опоры, разрешаю пользоваться записями в тетради, планом, при необходимости даю больше времени на подготовку задания. При ответах не перебиваю, так как ребенок может потерять мысль, при затруднении задаю наводящие вопросы. При опросе стараюсь создать ситуацию успеха, а атмосферу в классе доброжелательной. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрирую на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняя степень понимания учебного материала, привлекаю их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого. Верю в способности «слабоуспевающего» ученика и стараюсь передать ему эту веру. Всегда стараюсь в работе отметить положительные моменты для стимулирования новых усилий.

     С этой целью эффективно использую на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира приемы дифференцированного обучения. Для этого имеется необходимый справочный, методический и дидактический материал, позволяющий вести целенаправленную работу с каждым учеником, опираясь на уровень освоения учебного материала, который определяется в процессе мониторинга.  Для успешного усвоения учениками основного материала, многократно его повторяем, привлекаю к обучению слабого – сильного ученика. Работая со слабыми обучающимися, постоянно осуществляю контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий).

     Постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, применяя разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способность заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. Для этого использую на уроках информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), применяя образовательные, обучающие, мультимедийные презентации.

     В своей работе пользуюсь традиционными и инновационными методами обучения, работая по УМК «Школа России». Так как считаю, что данный УМК – стабильный, в содержании учебного материала заложены не только основы обучения и развития учащихся, но главное – воспитание личности через духовно-нравственное, экологическое, гражданско-патриотическое. По программе «Школа России» могут обучаться все учащиеся с разными возможностями. Программа «Школа России» несет огромный, годами проверенный педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы. Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах обучения: учет возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей. Следует отметить, что преимущество программы «Школа России»  заключается в том, что родители всегда могут помочь ребенку. Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала. Работая по этой программе, учитель находится в условиях, при которых он легко может осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Кроме того, она, как никакая другая, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков. Программа «Школа России» позволяет реализовать принцип успешного обучения, что на сегодня является особо значимым.

     Очень важно сформировать у учащихся положительные мотивы учебной деятельности, творческую инициативу и активность. Это формируется через проведение внеклассных мероприятий, участие в научно-исследовательской деятельности, предметных олимпиадах и конкурсах.

     Большое внимание уделяю вопросам психологического сопровождения, поэтому работаю в тесном контакте с психологом школы, что позволяет вести мониторинг не только усвоения программного материала, но и развития познавательных интересов, мотивации учебной деятельности.  

Как классный руководитель основную цель воспитания вижу в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Для достижения данной цели определяю следующие задачи:

•        Создать условия для социального самоопределения.

•        Создать благоприятные условия для развития личности, самоутверждения каждого ученика.

•        Формировать потребность здорового образа жизни.

•        Организовать систему отношений через разнообразные формы деятельности классного и родительского коллективов.

Выделяю следующие  направления в работе:

 

 
  

 

           Направлен.-  

Задача

Работа

 с учащимися

Работа с педагогами

Работа с родителями

    «Интеллект»

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

- Создать условия для интеллектуального развития.

 

 конкурсы;

марафоны;

 экскурсии,

психологи-ческие  игры.

-тематические консультации

 

- составление памяток для учащихся.

- участие в конкурсах;

- проведение совместных интеллект- марафонов;

 

«Гражданин»

- Формировать  принципы правовой культуры.

- Формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей.

-тематические классные часы;

- включение в общественную деятельность  в классе, школе, микрорайоне, городе  через участие в различных акциях и мероприятиях.

 

- конкурсы;

 -викторины;

- беседы.

- встречи с представителями правовых структур;

 

тематические собрания.

 

 

«Здоровье»

- Формировать культуру сохранения собственного здоровья.

- спортивные конкурсы;

- походы, дни здоровья;

- встречи с медицинскими работниками;
 

сотрудничест-

во с медперсо-

налом школы, города с целью изучения состояния здоровья учащихся класса;

- мониторинг состояния здоровья учащихся.

 организация совместных мероприятий по теме «Я и моё здоровье»;

 мониторинг состояния здоровья учащихся.

 

«Досуг»

- Изучение индивидуальных интересов учащихся во внеурочной деятельности.

- Создание условий для проявления индивидуальности учащихся  .

- празднование памятных дат в жизни класса;

- посещение кинотеатров, концертов, выставок;

театрализован-ные представле-ния;

 

- проведение предметных недель;

- участие в конкурсах.

 - совместные праздники;

- конкурсы;

 

 

 Использование современных образовательных технологий

 

     В своей работе использую приемы и методы современных образовательных технологий:

  •            игровые и коммуникативные технологии
  •            здоровьеформирующие технологии;
  •             коллективно - творческое дело
  •            проектная технология
  •            личностно-ориентированного воспитания

   

Наименование технологий

Формы воспитательной деятельности

Компетенции, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе.

игровые и коммуникативные технологии

Классный час, классные и общешкольные мероприятия, смотры знаний учащихся по предмету.

Поликультурная, саморазвития, самообразования и коммуникативная.

здоровьеформирующие технологии

Классный час, классные и общешкольные мероприятия, день здоровья.

Поликультурная, саморазвития, самообразования и коммуникативная, социальная.

 коллективное творческое дело

Классный час, акции, субботник, презентация, классные и общешкольные мероприятия.

Поликультурная, социальная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная.

технология личностно-ориентированного воспитания

Консультации, индивидуальные занятия.

Поликультурная, саморазвития, самообразования и коммуникативная

проектная технология

 

Классные часы, день здоровья, родительское собрание, акции.

 

 

     Все эти образовательные технологии позволяют разнообразить учебно-воспитательный процесс и повысить уровень мотивации и качество знаний у учеников, способствует освоению учащимися способов социального взаимодействия, организации её жизнедеятельности в соответствии с возрастом, тренирует навыки принятия решений, ответственности за результат.

     Элементы игровых  информационно-коммуникационных технологий применяю на всех этапах учебно-образовательного процесса. Это способствует повышению уровня обучения и позволяет:

     • шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание  

       изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным;

     • сопровождать учебный материал динамическими рисунками;

     • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со 

       справочным материалом.

Элементы разноуровневого обучения применяю на контрольных работах при обобщении какой-либо темы.

 Считаю, что  данная технология достаточно эффективна, так как позволяет ориентироваться на особенности субъективного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы, психического развития, уровень обученности. Такой подход к оценке знаний дает возможность  ученикам с интересом заниматься предметом в старших классах, так как часто у школьников возникает проблема перегрузки учебной информацией.

 Использую элементы  проблемного обучения, что позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной деятельности учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, а, главное, сохраняется интерес к предмету.

Вывод: использование элементов  перечисленных педагогических технологий способствует формированию навыков взаимодействия с информационной средой и развитию творческих способностей учащихся

 

Средства обучения и необходимое оборудование подбираю с учетом типа урока, его цели, этапов.

При подготовке презентаций использую приложения «Microsoft Power Point», «Microsoft Excel», «Microsoft Word», программы «Office», разрабатываю на компьютере необходимое количество слайдов. Эффективность применения презентаций увеличивает объем доступной учебной информации, принципиально изменяет сочетание зрительного и слухового восприятия, активизирует познавательную деятельность учащихся.

 Учитывая возрастные особенности своих учеников, в течение учебного года провожу коллективные дела, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах, увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они давно знакомы.

     Родителей всегда стараюсь привлечь в союзники, поэтому стараюсь максимально расширять диапазон для сотрудничества. Чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился. Поскольку для моих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых и взрослых людей.

Опираюсь на  доверительные отношения, которые складываются у меня с семьей, и активно привлекаю родителей к делам класса, школы. Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим. С этой целью традиционными стали проведение с ребятами «Супер бабушка», «О матерях можно говорить бесконечно…», «Лучше папы друга нет», «Цветы для мамы», «Папа, мама, я – спортивная семья».

     Фундаментом педагогического процесса служит не только школа, но и семья. Эти самые важные в жизни ребенка понятия тесно связаны друг с другом. Ведь и учителя, и родители хотят видеть детей достойными добрыми, веселыми и здоровыми. На мой взгляд, это сотрудничество просто необходимо, поэтому всех родителей стараюсь сделать своими союзниками.

     Совместно с родителями проводим конкурсы, походы за город, родительские собрания, совместное участие в праздниках, акциях служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: