Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для учащихся с интеллектуальными нарушениями (ТМНР)
рабочая программа
Курс занятий с психологом по развитию эмоциональной сферы для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsionalno-volevogo_razvitiya_tmnr.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«____»__________20.. года
Протокол №_____________
Директор
_______________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»»
КУРС ЗАНЯТИЙ С ПСИХОЛОГОМ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ)
НА 20..-20.. УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: педагог-психолог Макурина С.В.
Москва 20..г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. У детей с интеллектуальными нарушениями развития всегда имеется недоразвитие эмоционально – волевой сферы, проявляющееся примитивностью чувств, сенсорных ощущений и интересов, недостаточной выразительностью, дифференцированностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Эмоциональная и сенсорная сферы у детей имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Различные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций, служат своего рода ключом, запускающим механизм эмоционального реагирования.
Как правило, дети получают стимуляцию сенсорного типа от естественной окружающей среды. Однако, дети, всилу своих нарушений, часто лишены определенных стимулов и поэтому нуждаются в дополнительных занятиях по обогащению чувственного, сенсорного опыта. У детей с ТМНР наблюдается нарушение ориентирования в окружающей действительности, которое проявляется в недостаточном восприятии и осознании: себя, другого человека, окружающего предметного мира.
Чем обширнее ребенок приобретает опыт в данной области, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, другим людям, предметному и социальному миру. У детей с интеллектуальными нарушениями развития, ТМНР затруднено чувственное познание окружающего мира. Оно не происходит само по себе. Детей нужно обучать обследовать предметы: ощупывать их, рассматривать, прислушиваться к звукам, издаваемым предметами, таким образом максимально обогащая их сенсорный опыт, стимулируя эмоциональный отклик.
Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий, предвестников эмоций. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему эмоционально-психическому и физическому развитию.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются эмоционально-психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, обогащая эмоционально-чувственную сферу, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Таким образом, воздействуя на сенсорную сферу ребенка, обогащая его сенсорный опыт, развивается эмоциональная сфера.
Цели обучения:
- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
- обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
- личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире
Задачи:
- формирование умений адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
- стимулирование развития коммуникации посредством установления эмоционально-положительного контакта с ребенком и повышение степени его доверия к окружающей среде через совместную деятельность со взрослым;
- развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- развитие ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук;
- формирование первичных представлений о теле через кожу и движения;
- формирование умения адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию;
- получение удовольствия от сенсорных ощущений;
Возраст детей, участвующих в реализации данного курса
Настоящий курс рассчитан на детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР школьного возраста.
Сроки реализации курса
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий
Форма работы индивидуальная или групповая (в группах по 2- 3 ребенка). Курс предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса
Результаты по программе индивидуальны для каждого ребенка с ТМНР и зависят от степени дефекта. Положительным результатом можно считать значительный прогресс при развитии той или иной функции (в зависимости от плана работы и степени поражения).
Методы и формы обучения
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.
- Обучение опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для повышения мотивации к освоению предмета обучения.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка даже малейших учебных достижений ребенка
Основными видами деятельности учащихся по курсу являются:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения.
Материально-техническое оснащение курса включает:
- оборудованную сенсорную комнату,
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- сенсорные панели,
- вибромассажеры и т.д.
Учебно-тематический план
Количество занятий может увеличиваться по любой теме, в зависимости от степени нарушения развития ребенка и темпом освоения материала.
Тема | Количество занятий |
Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым | 33 |
Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему | 12 |
Формирование положительного эмоционального настроения | 33 |
Формирование умения реагировать и откликаться на свое имя | 33 |
Развитие мелкой моторики | 33 |
Развитие кинестетических ощущений | 33 |
Формирование навыков сотрудничества со взрослым | 33 |
Формирование у ребенка представления о себе | 11 |
Обучение ребенка здороваться и прощаться (доступными ему способами) | 33 |
Развитие потребности в эмоционально-тактильном общении со взрослым | 33 |
Обучение умению локализовать звук в пространстве | 3 |
Обучение способности прислушиваться к песенкам, позитивно реагировать на них | 3 |
Обогащение чувственного опыта ребенка через действия с различными предметами и контрастными материалами | 33 |
Повышение степени доверия ребенка к окружающему миру | 33 |
Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения | 11 |
Развитие слухового восприятия (знакомить с различными звуками окружающего мира, слушать музыку, читать книги), позитивно реагировать на них | 3 |
Активизация ощущения собственных движений | 3 |
Содержание занятий
Каждый блок упражнений по темам (см.выше) подбирается отдельно для каждого ребенка с учетом нарушения развития ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Планирование групповых занятий педагога-психолога_____________________________
на 20___ - 20___ учебный год
Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.
№ | Тема и цель занятия | Дата занятия | Примерное число часов | Виды деятельности |
1 | Диагностическое наблюдение Цель: Определение уровня развития ребенка | 2 | Наблюдение за детьми Обследование ВПФ | |
2 | Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Формирование навыков сотрудничества со взрослым Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | 3 | Фиксация взгляда на лице педагога Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, перебор пальчиков ребенка Напевание песенок и потешек Игра «Кто спрятался?» Зрительная гимнастика Пальчиковая игра «Здравствуй» Действия с предметами (разрывание, сминание, перемещение, складывание/выкладывание) | |
3 | Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Развитие мелкой моторики. Развитие кинестетических ощущений. Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | 3 | Фиксация взгляда на лице педагога Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, переборы пальчиков ребенка. Массаж рук, ног, тела ребенка с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Складывание предметов в емкость и выкладывание из нее Игры с мячом Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками Реакция на давление на поверхность тела Реакция на вибрацию, исходящую от предметов Пальчиковая игра «Колючий еж» | |
4 | Формирование положительного эмоционального настроения. Развитие слухового восприятия Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | 3 | Прослеживание за близко расположенным источником звука. Прослеживание за удаленным источником звука Знакомить с различными звуками окружающего мира, слушать музыку, читать книги, позитивно реагировать на них Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Пальчиковая игра «Здравствуй» | |
5 | Обогащение чувственного опыта ребенка через действия с различными предметами и контрастными материалами. Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему. Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | 7 | Формирование адекватной реакции на: поверхности и предметы, различные по температуре(горячие, холодные) фактуре(гладкие, шероховатые), форме(круглые, угловатые) вязкости (жидкие, густые, сыпучие) Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками | |
6 | Повторение пройденных тем. Цель: Оценка знаний ребенка по пройденным темам | 1 | Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание) Фиксация взгляда, слежение за двигающимся объектом Различение поверхностей, разных по температуре, фактуре и т.д. Реакция на давление на поверхность тела Реакция на вибрацию, исходящую от предметов | |
7 | Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения. Формирование у ребенка представления о себе. Цели:1. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире. 2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы | 7 | Обведение контура тела массажным мячиком, обведение контура тела, стопы, ладони на бумаге, оставление цветных отпечатков Поглаживание различных частей тела с их называнием ( использование потешек, песенок) Постукивания, похлопывания различных частей тела ребенка, в том числе и его руками, ощупывание тела ребенка его руками Опутывание тела, частей тела ребенка ленточками Прикосновение и надавливание на тело ребенка предметами различной формы и температуры Обрызгивание жидкостью разных температур Прикосновение руками ребенка во время прогулки к деревьям, траве и т.д. Заворачивание ребенка в плотную ткань | |
8 | Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения. Активизация ощущения собственных движений Цели:1. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы 2. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире. | 3 | Работа с массажерами Выполнение пассивных движений различными частями тела ребенка, удержание кистей рук (пальцев поочередно) под разным напором воды под краном Передвижение по мягкой, шершавой, бугристой поверхности, покачивание на большом мяче Размазывание крема, пены для бритья на тарелке рукой ребенка Игры с крупами (опускание рук в миску с крупами, посыпание частей тела горохом, чечевицей, манкой и пр.) Втирание крема, примерка шапок, перчаток различной текстуры( шерстяные, хлопковые, резиновые Усвоение понятий «громко—тихо», «быстро-медленно» | |
9 | Развитие потребности в эмоционально-тактильном общении со взрослым. Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему. Цели:1. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы 2. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире | 3 | Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др. Прикосновение руками ребенка во время прогулки к деревьям, траве и т.д. Пальчиковая гимнастика Игра «Ласковый ребенок» Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками | |
10 | Повторение пройденных тем. Цель: Оценка знаний ребенка по пройденным темам | 1 | Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание) Различение(адекватная реакция на ) поверхностей(и), разных по температуре, фактуре и т.д. Реакция на давление на поверхность тела Реакция на вибрацию, исходящую от предметов |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей
- Рудаковой Е.А., Сухаревой О.Ю.. Методические рекомендации к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
- Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной помощи – М.,2015, под редакцией Харьковой О.А., Савва Н.Н., Лавровой К.С.
- Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приминение арт терапевтических приемов в развитии эмоционально-волевой сферы у учащихся с ОВЗ
Презентация Развитие эмоционально волевой сферы у учащихся начальной школы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ АРТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Положительные результаты работы...
Занятия ро развитию эмоционально -волевой сферы" для младших школьников " Волшебная страна".
Занятия для младших школьников...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»
Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...
Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями
laquo;Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».Эрик Бёрн...