Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

«Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Эрик Бёрн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями

Решетникова И.М.

Учитель начальных классов

ГБОУ «СКОШИ  №2», г. Улан-Удэ

Слайд 2.

«Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Эрик Бёрн

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали ученые Константин  Дмитриевич Ушинский, Павел Петрович Блонский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин.

Слайд 3.

При работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:

•        Технология разноуровневого обучения

•        Коррекционно - развивающие технологии

•        Технология проблемного обучения

•        Проектная деятельность

•        Информационно-коммуникационные технологии

•        Здоровьесберегающие технологии

•        Игровые технологии

Слайд 4.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это могут быть сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольные игры,  развлекательные мероприятия, творческие задания.

Слайд 5.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенными признаками :

  • чётко поставленная цель обучения;
  • управление ходом игры;
  • учебно-познавательная направленность;
  • подведение итогов и оценивание;
  • соответствующий цели педагогический результат.
  • Слайд 6.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, на первый взгляд далёких от педагогики и воспитания людей, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры:

  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • самореализации;
  • терапевтическая;
  • диагностическая;
  •  коррекционная;
  • функция социализации.
  • Слайд 7.

Игровые технологии используются как  в форме групповых занятий, так и индивидуально.

Но первоклассники, поступающие в нашу школу, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. В классе у меня 15 учащихся, 4 сентября я всем учащимся положила на парты разные игрушки и только один ребёнок начал катать машину и играть. У остальных учащихся игрушки не  вызвали интереса. Кто-то из детей стал стучать игрушкой по парте, и, прошу вас обратить внимание, что они  одинаково стучали и кубиком, и куклой, и уткой, и машинкой. Многие любят попробовать игрушку "на вкус". Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизнуть машинку. Если раньше такие действия с игрушками в основном были характерны для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, то сейчас  они  очень часто вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта  использования в соответствии с функциональным назначением. Это те дети, которые не посещали дошкольные учреждения, а их родители просто не знали о том, что детей нужно обучать игре.

Слайд 8.

Игровые технологии содержат чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Я заметила, что в процессе игры наши учащиеся действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действии. Необученный  ребёнок с интеллектуальными нарушениями быстро насыщается впечатлениями от   новых игрушек. Длительность его действий обычно не превышает нескольких минут. Это говорит о том, что у них нет подлинного интереса к игрушкам. Они обрадовались новой игрушке, попробовали её на зуб, постучали ею и интерес пропал. Поэтому без специального обучения игра у учащихся с интеллектуальными нарушениями не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Для того чтобы у ребёнка возникло желание играть, его нужно научить этому.

Слайд 9.

Воздействие игровых форм обучения на развитие учащихся невозможно переоценить

  • В игре активно обогащается и развивается словарь
  • Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру,
  • Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей,
  • Даёт представление о трудовой деятельности
  • Игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, к природе, к окружающему миру

Слайд 10.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  • Обучающей
  • Развлекательной
  • Релаксационной
  • Коммуникативной
  • Коррекционной

Слайд 11.

Требования при подборе игр для детей с интеллектуальными нарушениями

  • Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития
  • Учет структуры дефекта
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка
  • Соответствие коррекционной цели занятия
  • Учет принципа смены видов деятельности
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий
  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям,  и требованиям безопасности

Слайд 12.

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития школьника, следует при планировании работы оставлять достаточно времени для игровой деятельности при которой складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации .

Слайд 13.

Любая педагогическая игра учебно-познавательной направленности, с чётко поставленной целью обучения, управляемая и оцениваемая педагогом – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – почти всегда достигает соответствующей цели!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для  развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...

Тема "Развитие индивидуальных способностей и компетенции учащихся с ОВЗ через организацию игровой деятельности в ГПД "

Главными задачами  воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  применять  полученные знаний на практ...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для учащихся с интеллектуальными нарушениями (ТМНР)

Курс занятий с психологом по развитию эмоциональной сферы для детей с интеллектуальными нарушениями...

Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенными признаками :чётко поставленная цель обучения;управление ходом игры;учебно-познавательная направленность;подведение итогов и оце...

Использование игровых ситуаций с природными материалами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями Проект «Лоскутки природы»

Игровые ситуации, представленные в педагогическом проекте, будут благоприятствовать обогащению обследовательских действий детей с интеллектуальными нарушениями, способствовать усовершенствованию навык...

Игровые технологии в развитии индивидуальных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому...