Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
|
Рабочая программа
по русскому языку
3-А класс
Учитель: Иркабаева Елена Александровна
Количество часов в неделю – 5, всего 170 часов
Контрольных работ - 5
Калининград
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" составлена на основе программы учебного курса начального общего образования по русскому языку (раздел 2 пункт 2 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда) в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года и приказом № 2357 от 22.09.2011 года.
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений третьего года обучения.
Цель программы – планирование последовательного изучения учебных тем с целью достижения предметных и метапредметных результатов, которые создадут условия для достижения таких личностных результатов, как развитие самостоятельности и ответственности за свои действия, а также формирование основ российской гражданской идентичности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении предмета "Русский язык" являются: нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня – звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение; развитие устной и письменной речи учащихся; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного осознанного письма; расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству.
Систематический курс русского языка имеет познавательно-коммуникативную направленность и предполагает развитие коммуникативной мотивации, уделение особого внимания значению и функциям всех языковых единиц.
Основное содержание обучения представлено тремя блоками, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- "Как устроен наш язык". Блок реализует цель ознакомления учащихся с основами лингвистических знаний.
- "Правописание". Здесь реализуется цель формирования навыков грамотного, безошибочного письма.
- "Развитие речи". Блок формирует и совершенствует коммуникативные умения учащихся.
Программа создана исходя из требований реализации в рамках одного урока только одной цели обучения.
На уроках русского языка реализуются следующие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- уважительное отношение к родному языку как частице культуры;
- ценностное отношение к учёбе;
- элементарные представления о роли знаний, науки в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных проектов;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Ведущим средством реализации данной программы является авторский УМК "Русский язык" С. В. Иванова, являющийся составной частью системы "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта Н. Ф. Виноградова), входящий в федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 с изменениями в соответствии с приказом от 08.06.2015 № 576.
Основной формой организации учебного процесса является урок (в соответствии с учебным планом школы 136 часов, включая 30 часа на изучение модулей: внутрипредметный модуль "Всегда вместе: фонетика и графика" – 27 часа, межпредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" – 3 часа), который проводится согласно расписанию, составленному в соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной, также используются дидактические игры, наблюдения.
Метапредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" объединяет предметы русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, технологию и изобразительное искусство.
Модуль представляет собой организованную деятельность младших школьников по решению учебной задачи. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта, актера, режиссёра, скульптора и т.д. В связи с этим, целью данного модуля является создание определенного продукта в соответствии с тематикой модуля и с использованием средств предметов, являющихся ключевыми в его рамках.
Задачи модуля:
- повышение мотивации учебной деятельности через нестандартные формы проведения урока – это необычно, значит интересно.
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
- развитие мыслительных операций.
- показ межпредметных связей и их применение при работе с разными видами текстов.
- интеграция учебных предметов на одном уроке и объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.
Внутрипредметный модуль "Всегда вместе: фонетика и графика" удовлетворяет потребностям учащихся, расширяет предметные знания, позволяет в полном объёме реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта.
Цель – знакомство с нормами русского языка, формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.
Задачи:
- расширение лингвистического кругозора школьников;
- повышение общей языковой культуры обучающихся;
- развитие языковой интуиции;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты родного языка.
Формы контроля достижения результатов и система оценивания базируются на системе оценивания планируемых результатов (раздел 1 пункт 3 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда).
Планируемые результаты изучения курса
"Русский язык" в 3 классе
Личностные универсальные учебные действия
У ученика продолжится формирование:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
Ученик получит возможность для формирования:
- понимания того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- понимать учебное задание и планировать последовательность действий для его выполнения;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- применять начальные формы познавательной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- воспринимать учебный текст, а также речь учителя и одноклассников как способ получения информации;
- пользоваться памятками, работать по плану и образцу;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (из словесной в знаково-символическую).
Ученик получит возможность научиться:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- слушать и слышать учителя и одноклассников, вести диалог
- более точно выражать собственное мнение;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом особенностей ситуации общения;
- ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные результаты
Ученик научится:
– соблюдать основные правила участия в общении на уроке; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
- письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (словесная зарисовка, небольшие тексты повествовательного и описательного характера)
– выделять существенные признаки частей речи и частей слова;
- различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
- отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
– различать простое и сложное предложение; главные и второстепенные члены предложения;
- проводить синтаксический анализ простого предложения;
– выписывать словосочетания как два слова, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно зависит от другого;
– писать и проверять орфограммы безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне; правописания приставок;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме)
- списывать и писать под диктовку учителя (контрольные диктанты первого полугодия 45-55 слов, в конце года 55-65 слов);
- анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать главную мысль текста;
- самостоятельно делить текст на части;
-самостоятельно готовиться к пересказу;
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), устанавливать их общие и различительные признаки;
- выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного способа действия;
– познакомиться практически с местоимениями, наречиями, числительными;
– выделять значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и на их основе проверять и записывать орфограммы;
- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенными способами действия);
– определять род у существительных, прилагательных, глаголов прошедшего времени;
- осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
- строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
- использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний;
Контрольные работы
1. Входная контрольная работа
2.Контрольная работа за 1 четверть
Контрольное списывание
3. Школьный мониторинг за 1 полугодие
4. Контрольная работа за 3 четверть
5. Школьный мониторинг за год
Учебно-методическое обеспечение:
Учебный комплект для учащихся:
1. Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 20117
2. Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2017
Для учителя:
1. Русский язык: программа: 1-4 классы/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2016
2. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2015
Тематическое планирование (170ч.)
№ | Название темы | Количество часов |
Глава 1. Правописание (53 часа) | ||
Правописание заглавной буквы | 1 | |
Перенос слов | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |
Правописание гласных после шипящих | 1 | |
Правописание парных согласных в корне слов и на конце | 1 | |
Правописание непроизносимых согласных в корне слов | 1 | |
Правописание суффиксов | 1 | |
Правописание приставок | 2 | |
Правописание «ъ» и «ь» знаков | 1 | |
Правописание приставок | 1 | |
Правописание «о» и «ё» после шипящих в корне | 2 | |
Сложные слова | 2 | |
Обозначение на письме звука [ы] после [ц] | 1 | |
Знаки препинания при однородных членах | 4 | |
Правописание «ь» на конце существительных | 5 | |
Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | |
Правописание суффиксов | 3 | |
Правописание безударных окончаний имён существительных | 7 | |
Правописание гласных после шипящих и «ц» | 1 | |
Правописание имён существительных | 5 | |
Правописание имён прилагательных | 5 | |
Правописание местоимений | 2 | |
Глава 2. Как устроен наш язык (60 часов) | ||
1. | Фонетика | 5 |
2. | Синтаксис | 14 |
3. | Состав слова | 5 |
4. | Морфология. Части речи | 2 |
5. | Имя существительное | 18 |
6. | Имя прилагательное | 10 |
7. | Местоимение | 5 |
Глава 3.Развитие речи (30часов) | ||
1. | Текст | 11 |
2. | Письмо | 10 |
3. | Изложение | 7 |
4. | Сочинение | 2 |
Образовательные модули | ||
1. | Внутрипредметный модуль “ Всегда вместе: фонетика и графика ” | 22 |
2. | Метапредметный модуль “Иллюстрирование и моделирование текстов” | 3 |
3. | Метапредметный модуль "Предметная неделя” | 2 |
4 | Контроль знаний | 5 |
ИТОГО: | 170 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....