Учебно-познавательная игра "День Подснежника"
план-конспект урока (2, 3 класс)

Материал представлен в виде учебно-познавательной игры по нескольким предметам: русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Способствует расширению кругозора детей, знаний об окружающем мире, воспитывает чувство прекрасного, способствует формированию бережного отношения к первоцветам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-poznavatelnaya_igra_den_podsnezhnika.docx128.57 КБ

Предварительный просмотр:

   Цель: формирование восприятия красоты весенней природы и бережного отношения к первоцветам.

   Познавательные УУД – развитие познавательного интереса к проблеме подснежников, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

   Коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника, развитие устной речи учащихся, воспитание умения работать в группе.

   Регулятивные УУД -  формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности, работа по плану, развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

   Личностные УУД – проявление познавательной инициативы экологического мировоззрения, формирование экологического сознания, воспитание гуманного отношения к природе, умения правильно вести себя в природе.

Оборудование: презентация, шаблоны подснежников, музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник».        

I. Организационный  момент.

   -Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!...

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро нашим гостям! …

- Доброе утро всем, кто хочет знать, ...о чем будет наш урок! …

II.  Обозначение темы,  постановка целей.  

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, вернее, совсем необычный. На уроке будет много загадок, ребусов……

- Посмотрите на доску, что вы видите?

(на белых лепестках вразноброс, стебельки цветов отдельно) Угадай-ка, Сочиняй-ка, Мелодий-ка, Размышляй-ка, Отвечай-ка, Нарисуй-ка, Выучи-ка, Мастерил -ка, Читай-ка

- Почему именно эти слова?

-Это наши станции, часть из них мы посетим на сегодняшнем уроке, а к остальным отправимся на других уроках.

1 станция.  Угадай-ка

-  Вам предстоит  отгадать тему урока . Готовы? Тогда начинаем.

-В этом слове 8 букв, 7 звуков, 2 слога , в нём есть непроизносимая согласная, начинается и заканчивается парными согласными. Это то, что все очень ждут, радуются.

ПРАЗДНИК

-А какие праздники вы знаете?

-Отгадаем следующее нужное нам слово

-В этом слове 4 буквы, 3 звука, 1 слог.

-С «т» хожу вслед за тобой

С «д» сменяю ночь с луной.

ДЕНЬ

-А какие праздники со словом «день» вы знаете?

-Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький ...

ПОДСНЕЖНИК

-Давайте отгадаем, в каком месяце празднуется  День подснежника?

-Время года, когда природа оживает. Второй её месяц.

АПРЕЛЬ

-Осталось отгадать число. Это число нечётное, двузначное, для его записи используется самое маленькое и самое большое однозначное число, в сумме они дают 10.

19

-Молодцы! Вот вы и отгадали, чему будет посвящён наш урок:

  1. преля- День подснежника.

  1. Основная часть.

«Для того чтобы жить, нужны солнце, свобода, и маленький цветок»- говорил Г. К. Андерсен.

-Как вы думаете почему Андерсен сказал именно так, почему он выбрал именно это- свобода, солнце и маленький цветок?

-Цветы делают нашу жизнь прекраснее, добрее. Они радуют взор. Разные народы благодарят цветы за их существование на планете по-своему: голландцы ежегодно проводят фестиваль тюльпанов, японцы – в честь цветущих персиков и сакуры. Но лишь одному цветку посвящен праздник.

2 станция. Размышляй-ка

- Попробуем разобраться, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь – «под-снежник».

(Потому что он растёт из-под снега.)

Англичане        Снежная капля или снежная серёжка

Французы        Снегосверлитель

Чехи                Снежинка

Болгары        Задира

Немцы        Снежный колокольчик

Украинцы        Скоророст        

Русские        Подснежник

- А научное название цветка – «галантус», что означает молочная капля. Как вы думаете, почему этот цветок сравнили с молочной каплей? (лепестки похожи на капли, а цвет белый, как у молока.)

-Как вы думаете, в какой стране придумали этот праздник?

-Это страна начинается с первой буквы, а заканчивается последней буквой русского алфавита, название состоит из 6 букв.

АНГЛИЯ

1. Впервые его отпраздновали англичане в 1984 году. Вслед за ними эту идею подхватили другие страны. Подснежник в Англии расцветает в середине апреля. Англичане выбрали 19 число, чтобы цветок успел раскрыться и предстать во всей красе.

Подснежники англичане любят гораздо больше, чем розы или тюльпаны. Вероятно, столь трепетное отношение к первенцам весны уходит своими корнями глубоко в историческое прошлое страны, скорее даже – мистическое прошлое.

- О подснежниках  существует немало легенд. А что такое легенда?

Легенда - устные рассказы,  вызывающие восхищение событиями прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д.

  1. Актуализация знаний. Работа в группах.

(группа получает текст, его надо прочитать, затем рассказать остальным и ответить на вопрос).

  1. группа.        Существует старинное британское поверье, согласно которому подснежники являются лучшей защитой от колдовства и всякой нечисти. Для этого необходимо посадить белоснежных красавцев вокруг жилища. Может, именно по данной причине подснежники – главное украшение клумб в британских городах.

Каким мы видим здесь подснежник? (бесстрашным, защитником)

  1. группа.        По легенде Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Желание веселиться вместе с растениями на празднике изъявил снег. Так как он цветком не являлся, то и костюм ему не полагался – вот он и стал просить растения о помощи. Кроме подснежника никто не откликнулся на просьбы снега. Нежный цветок разделил со спутником зимы свой прекрасный белый плащ. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны по сей день.

Каким мы видим здесь подснежник?( добрым, отзывчивым, не жадным)

  1. группа.        Одна из старинных легенд гласит: «Шли  изгнанные из Рая Адам и Ева по холодной и пустынной Земле. Была зима, стояли морозы, их босые ноги обжигал колючий снег.  Ева расплакалась, не столько от холода и боли, сколько от сожаления об утерянном Рае, где всегда светило солнце и цвели цветы. Сжалившись, Господь превратил несколько ее слезинок в цветы подснежника, чтобы эти маленькие цветы утешили ее. Замерзшей Еве они как бы подали надежду: скоро  потепление. С тех пор подснежник считают предвестником тепла и надежды».

Каким мы видим здесь подснежник?(дарящим надежду, утешающим)

  1. группа.        Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Каким мы видим здесь подснежник?(смелым, находчивым)

  1. группа.        Давным-давно жили-были в одной лесной избушке брат и сестра. Они рано осиротели (их родители умерли). Брат ходил на охоту и рыбалку, а сестра хлопотала по дому. Случилось однажды, что в отсутствие брата похитил девушку разбойник, перебросил ее поперек седла и повез прочь от дома. Сопротивлялась красавица. Порвалась нитка речного жемчуга у нее на шее и падали жемчужинки в снег по дороге вперемешку со слезками. Солнце сжалилось над девичьей бедой и пригрело посильнее, так, что из под снега в том месте где падали жемчужинки и слезы проросли цветы. По ним и нашел дорогу брат, понял, где искать свою сестрицу.

Каким мы видим здесь подснежник?(указывающим путь)

6. группа.        Когда-то давно подснежники цвели как и все остальные цветы                                           летом. Но однажды ранней весной, когда кругом ещё лежал снег, в лес пришла маленькая девочка, у которой заболел брат. Старая знахарка посоветовала ей найти в лесу хоть какую- нибудь травку. Но еще не было видно ни одного растения, ни одна травинка, ни один листок не пробивались из-под снега. Девочка расстроилась и заплакала. Её горючие слёзы упали на снег и разбудили подснежник. Маленькие цветы проснулись и решили помочь отважной девочке. Они протянули ей свои цветы и листья сквозь снег. С тех пор подснежники зацветают самыми первыми ранней весной, когда повсюду ещё лежит снег.

Каким мы видим здесь подснежник? ( сочувствующим, отзывчивым)

V. Динамическая пауза.

   -Представьте, что вы подснежники.

Нежный подснежник вырос на поляне (руки поднять над головой и ладошки соединить между собой)

Утром весенним раскрыл лепестки (руки развести в стороны)

Всем лепесткам красоту и питанье (руки поднять, шевелим пальчиками рук)

Дружно дают под землёй корешки (присели и пошевелили пальчиками)

VI. Расширение знаний.

-Конечно это легенды, красивые истории, связанные с цветком.

- Но всё-таки, «Почему же подснежники спешат?», и расцветают раньше других цветов?

1. - Были разные версии его странного поведения. Но самой близкой к истине считают следующую: подснежник приспособился жить в лиственных лесах. В них ранней весной бывает светло, а со второй половины мая почти повсюду почва затеняется листвой. К первому, светлому, периоду и приспособился подснежник. А весь второй период растение находится в состоянии покоя.

2. - Представляет интерес и второе предположение. Ученые считают, что подснежник очень близок к видам, растущим в пустынях. Вот почему, когда приходит первая капель, подснежник быстрыми темпами начинает свой рост. Он, говоря иными словами, буквально спешит жить. Так поступают растения, живущие в пустыне. Да им и нельзя иначе: задержись они с ростом хоть малость - придет пора испепеляющего зноя и пустынникам не выжить.

-Какой же вывод вы сделали?

Вывод: подснежник спешит потому, что любит свет, солнышко, влажную подстилку просыпающихся лесов, а когда они одеваются в густой наряд зелени и доступ солнечных лучей прекращается, подснежник засыпает.

3 станция.  Мелодий-ка

- Этому цветку посвящены не только легенды, но и музыкальные произведения. Давай те послушаем одно из них.

 П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник».        

- Что вы услышали? При ответе пользуйтесь конструкциями:

Когда я слушал музыку, то ясно представлял, как….

Возникает такое чувство, будто…

Я будто ощущаю….

Неожиданно открыл для себя…

Поразился и был удивлён тем, как….

-Подснежники - невысокие луковичные  растения. Из луковицы вырастает одиночный цветок на прямой цветоножке. Листья появляются одновременно с цветками. Окраска листьев от светло-зелёной до тёмно-зелёной.

-При первом взгляде на подснежник, все думают о том, какой он хрупкий и нежный. Но, это только на первый взгляд. Подснежник запросто может выдерживать мороз в десять градусов. У самого основания цветочного стебелька есть чехольчик из массы тоненьких волосков. А луковицы, накопившие за теплое время года питательные вещества, дают цветку силы. Случается так, что после оттепели сразу ударяет мороз, и цветок подснежника покрывается льдом, становится как бы хрустальным, но это не убивает цветок. После оттепели он опять оживает.

-У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. В разных местах нашей страны есть свои первые цветы. Подснежники на севере зовут перелесками. Их называют "голубые подснежники». Обычно перелески синие, голубые, а иногда и розовые. Крокус или шафран относится к первоцветам. Калужница, прострел, медуница, гусиный лук, мать – и – мачеха.

 Но правильнее их всё-таки называть не подснежники, а первоцветы.

VII. Первичное закрепление полученных знаний.

4 станция.  Сочиняй-ка

- Вы многое узнали сегодня о подснежниках. Попробуем обобщить полученную информацию. Задание группам- составить синквейн. Тема – Подснежник. ( дети работают в группах, затем зачитывают получившиеся синквейны).

5 станция.  Отвечай-ка

- А теперь, давайте проверим, насколько внимательны вы были. Для этого поработаем в группах и ответим на вопросы теста.

1. Праздник какого подснежника отмечают 19 апреля?

а) голубого;

б) желтого;

в) белого.

2. Научное название этого цветка?

а) галантус;

б) галантный;

в) галактион.

3. В какой стране 19 апреля особенно трепетно обходятся с цветами: подпушивают их и пересаживают в праздничные горшки?

а) во Франции;

б) в Англии;

в) в России.

4. Какой месяц считается месяцем цветения подснежника?

а) март;

б) апрель;

в) май.

5. По одной из древних легенд, покидая рай, Ева что-то обронила на землю, и на этом месте выросли подснежники. Что это было?

а) ожерелье;

б) кольцо;

в) слезы.

6. Почему подснежники спешат?

а) торопятся к празднику;

б) созрела корневая система;

в) боятся жары.

7. Какой композитор очень любил эти цветы и посвятил им свое знаменитое музыкальное произведение?

а) Моцарт;

б) Чайковский;

в) Вивальди.

- Сверьте свои ответы с правильными. Молодцы, вы были внимательны сегодня!

VIII. Подведение итогов.

- Ребята, давайте подведём итоги. Для чего люди придумали день подснежника? (Чтобы у наших потомков была возможность увидеть это чудо природы в живую, а не только узнать о нем из сказок и легенд —берегите первоцветы! Вот о чем напоминает сегодняшний праздник — День подснежника.)

- Радуйтесь каждому распустившемуся цветку, но не забывайте о том, что цветы могут плакать. Они «кричат», просят о помощи и защиты у людей.

-Посмотрите, какие подснежники у нас получились.  Сколько цветов распустилось? Сколько осталось нераспустившихся? Для того, чтобы и последний цветок распустился, нам надо будет пройти остальные станции. Давайте прочитаем их названия…  Мастерил-ка, Выучи-ка, Читай-ка, Нарисуй-ка. Их мы пройдём на уроках технологии, чтения, окружающего мира и ИЗО.

IX.  Рефлексия.

- А теперь оцените свою работу. У вас на столах лежат картинки с подснежниками. Если вы работали хорошо, были активны, помогали своей группе, возьмите картинку с тремя подснежниками. Если вы были не совсем активны возьмите картинку , где изображён один подснежник. Раскрасьте картинку, прикрепите на доску.

-Какой карандаш вам понадобится?(только зелёный – для листьев).

- Будем ли красить бутоны? (нет) Почему? (они белые)

Картинки по запросу подснежник шаблон

- Посмотрите, какая прекрасная цветущая полянка у нас получилась!

X. Домашнее задание.

Найти и выучить стихотворение о подснежнике.

- Спасибо за урок!

ПИСЬМО ПОДСНЕЖНИКОВ

Цветем мы в вешней роще

Который год подряд...

Вам пишет эти строчки

Подснежников отряд.

Ребята! Мы таимся -

Понятен наш испуг?

Ребята! Мы боимся

Холодных цепких рук.

Ведь могут - что уж проще! -

Сломать, сорвать и даже

Нас увезти из рощи

На рынок, на продажу.

Напрасны птичьи крики

Над теплою землей.

В печальной "Красной Книге"

Мы путь окончим свой.

Земля в зеленом цвете

Прекрасна и добра.

Цветы спасайте, дети:

Пора, пора, пора!

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ Л.В ЗАНКОВА

Итоговая работа"УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ Л.В ЗАНКОВА"...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебно- тренировочных занятиях.

В современном мире мотивация людей на любую деятельность является первостепенным фактором успешности. Ни для кого не секрет, что без положительной мотивации, без позитивного настроения, без желания, н...