Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
статья на тему
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
Гибадатова Ф.Т.,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №43»
В качестве личностных метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы в образовательном процессе школы выступают универсальные учебные действия (далее УУД).
Функции УУД:
1.Создание условий для саморазвития и самореализации личности готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться;
∙ формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в
поликультурном обществе;
∙ развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.
2.Регуляция учебной деятельности
∙ принятие и постановка учебных целей и задач;
∙ поиск и эффективное применение необходимых средств и способов
реализации учебных целей и задач;
∙ контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной
деятельности.
3. Обеспечение успешности обучения
∙ формирование целостной картины мира;
∙ формирование компетентностей в любой предметной области познания;
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
обучения устанавливают следующие классы задач, предъявляемых обучающимся:
1) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку
навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как
результата использования знако-символических средств и/или логических операций;
3) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в
ситуации неопределенности;
4) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах;
5) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку
навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания
с заданными параметрами;
6) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания;
7) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от
обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций
соответствия полученных результатов учебной задаче;
8) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование ценностно-смысловых установок; 9) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
Виды универсальных учебных действий и применяемые технологии для формирования УУД
Виды УУД | Задания для формирования УУД | |
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. | - самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Задание «Какой я?» Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников. Задание « Моё мнение» Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение. Костёр и муравьи. Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно. Вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас. Они заворачивали, кружились, и какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, которые опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там. (По А.И.Солженицыну) |
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: | - целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. | - составление схем-опор; – работа с разного вида таблицами; – работа со словарями; – диспут;
предложенных источниках;
Задание «Сыщик» Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается. Задание «Собери пословицы» Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части. |
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. | Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: - моделирование; - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: - анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | -сравни; – найди отличия (можно задать их количество);
Задания на развитие способности видеть проблемы Древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Иначе можно сказать, что проблема – это затруднение, неопределённость. Способность человека видеть проблемы – интегральное свойство, в целом характеризующее его продуктивное мышление. Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. сложную задачу. Задание «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Методика «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей». - Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, одноклассника этих ребят; вороны, живущей в «живом уголке»; воробьёв, чирикающих за окном; студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику и др. - Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей. Задание «Что имел в виду мыслитель?» - Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»? Задание «Составь рассказ от имени другого». - Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни. Задание «Составь рассказ, используя данную концовку». - Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так: Задание «Сколько значений у предмета». - Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Задание «Наблюдение как способ выявления проблем». - Понаблюдай: «Почему?..» Задание «Увидеть в другом свете». Развитие умений высказывать суждения, делать выводы С помощью суждений мысль получает своё развитие. Задание «Проверь правильность утверждений». Задание «Скажи, на что похожи…» - Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи: Задание «Как люди смотрят на мир». На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предлагаю детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряю самые оригинальные, неожиданные ответы. Когда ответов накопилось множество, попробуем подвести итог. Зададим вопрос: «Кто же был прав?» Дети быстро придут к заключению, что «правы были все, только по-своему». Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого эксперимента: «Разные люди смотрят на мир по-разному». |
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | – составь задание партнеру; – представь себя в роли учителя и составь задание для класса; – составь рассказ от имени героя; – составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); – отзыв на работу товарища; – групповая работа по составлению кроссворда; – отгадай, о ком говорим; – подготовь рассказ; – опиши устно; – объясни. – Составь и напиши памятку для всей семьи “Как нам защититься от болезнетворных бактерий”. Пусть твои родственники запишут свои дополнения. – Разделитесь на группы по 5 человек. Составьте вместе кроссворд из 10 слов на тему “Зеленое царство растений” (“Вода”, “Энергия” и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его. Задание Работа с художественным текстом Это задание может выполняться на уроках-практикумах при организации групповой работы. Материал: Запись текста на доске, стихотворение А. С. Пушкина «Няне» Перепишите текст. Пушкин сказал о своей няне такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновней любовью, что от них сжимается горло: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя… В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. (Паустовский) Перечитайте стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Объясните постановку знаков препинания в предложении с обращением. Сделайте вывод, как с помощью обращений можно выразить отношение к тому, к кому обращаешься. Какие ещё языковые средства (лексические, грамматические) служат средством выражения авторского отношения? Найдите их в тексте, который вы записали. Укажите в тексте Паустовского синонимы к слову «волшебный» Один из учащихся выразительно читает текст Паустовского, предварительно подготовившись, затем проводится его анализ [6]. Задание «Опиши предмет» Учащимся демонстрируется комнатный цветок орхидея. Опишите цветок, выбрав одну из тем: «Описание орхидеи» или «Удивительный цветок». Для какого стиля характерно первое название? А второе? |
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ Л.В ЗАНКОВА
Итоговая работа"УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ Л.В ЗАНКОВА"...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию сам...
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе
Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение»
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение» ...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников
Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....