УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ Л.В ЗАНКОВА
учебно-методический материал на тему

Мальцева Алена Александровна

 

Итоговая работа"УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ Л.В ЗАНКОВА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ  Л.В ЗАНКОВА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(Инвариантный блок, 72 часа)

Слушатель __________________ А.А. Мальцева (подпись, дата)

Руководитель _______________ Н.А. Разагатова

(подпись, дата)

Самара 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 3

  1. Типовые задачи для формирования универсальных учебных действий

на основе  системы развивающего обучения Л.В. Занкова

 5

  1. Пример типовой задачи для формирования и развития УУД

 7

Заключение

11

Список использованных источников

12

Приложения

13

Введение

Федеральный государственный стандарт начального общего образования и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского. Понятие "зона ближайшего развития", введенное в психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности». 

Совпадение целеполагания и психологических основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть выполнены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. 

В Стандарте принципиально новыми являются Требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение обучающимися УУД (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности). 

        При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют комплекс ЛИЧНОСТНЫХ УУД. 

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. 
Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.
       
Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

Типовые задачи для формирования универсальных учебных действий

на основе  системы развивающего обучения  Л.В. Занкова

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе  УМК «Система Л.В. Занкова» конструируются  учителем на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи.

Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свѐрнутом или развѐрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение-анализ-синтез-оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

  1. Требования к задачам.

    Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надѐжными  и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД;

  •          - избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;

  • «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из еѐ условий.

Личностные

 Познавательные

  Регулятивные

Коммуникативные

-участие в проектах;

-подведение итогов урока;

-творческие задания;

-зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-самооценка события, происшествия;

-дневники достижений;

-«найди отличия» (можно задать их количество);

-«на что похоже?»;

-поиск лишнего;

-«лабиринты»;

-упорядочивание;

-«цепочки»;

-хитроумные решения;

-составление схем-опор;

-работас разного вида таблицами;

-составление и распознавание диаграмм;

-работа со словарями;

-«преднамеренные ошибки»;

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль

-взаимный диктант

-диспут

-заучивание материала наизусть в классе

-«ищу ошибки»

-КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

-составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»

-«подготовь рассказ...»,

-«опиши устно...»,

-«объясни...» 

 

  1. Пример типовой задачи для формирования и развития УУД

Комплексная работа для 4 класса.

Цель  – определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 4 классов.

Фамилия, имя_________________________________________________ класс _____

«_____»__________________2014 г.

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова,    

до  которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.

Говорящий жук

Это было в то время, когда мы с моим другом Сашей еще собирали насекомых - бродили, разыскивая их, по лесам, умаривали в морилках, накалывали на булавки. Мы тогда не понимали, что познавать природу, обедняя ее,  не самый лучший способ  познания.

...Я бродил по лугу, рассматривая каких-то мух на цветках, и не заметил, как Саша исчез. Ну, исчез и исчез, наверное, убежал за бабочкой или стрекозой. Но вдруг-треск сучьев и Сашин крик: «Сюда-а-а!» Я в ту же секунду, перепугавшись, оказался у дерева, с которого донесся крик, и увидел Сашу высоко на ветке, целого, невредимого, с просветленным лицом. Он смотрел в одну точку, в развилку на стволе, обнаружив там, это ясно, что-то из ряда вон выходящее.

Жук сидел на коре неподвижно и пил сок, прильнув к ручейку, вытекавшему из небольшой ранки возле развилки. Тело его было тонким, стройным, длина - сантиметра два с половиной. Весь он был изысканно шершавым и каким-то роскошно зеленым, цвета глубокого и непостоянного, то почти черного, то изумрудно-лучистого, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел. На груди жука красовались небольшие шипики, бугорки, так что казалось, будто на шее у него надет необыкновенный воротник в старинном испанском стиле. Но особенно замечательные были усы жука, которые он гордо держал над собой, вытянув вдоль спины, потрясающие усы, превосходившие на целый сантиметр длину самого красавца усача.

Да, жук был великолепен. И главное, это был наш первый большой усач, первый настоящий дровосек, которого мы встретили, хотя знали о таких жуках давно и давно о них мечтали.

Я посмотрел на Сашу и пон ял, что он колеблется. Брать жука или не брать? С одной стороны, взять ой как хочется, это же чудо - иметь такого в коллекции. Но с другой... Я смотрел на Сашу, а он отворачивался.

Наконец, решившись, Саша взял жука двумя пальцами, приподнял, оторвав от коры цепляющиеся лапки. Другой рукой стал медленно доставать из сумки морилку. И вдруг...

- Подожди,- Саша удивленно замер,- подожди, он что-то говорит...

Явственно раздался тоненький, скрипучий голосок. Никаких слов, конечно, в «речи» жука не было, но интонации... Он то жаловался на свою горькую судьбу и тоскливо причитал, то обиженно отчитывал нас за недостойное поведение, то возмущенно чего-то требовал. При этом он крутил головой, толкал ногами Сашины пальцы.

Это был говорящий жук! И понятно, чего он требовал.

Саша осторожно посадил его на ветку, на то самое место, откуда взял.

Потом мы узнали, что наш жук назывался мускусным усачом и что говорить умеет не только он, но и многие другие усачи: они скрипят благодаря трению одна о другую частей их хитинового панциря.

Удивительные все-таки эти жуки-усачи! За что они получили свое название-понятно. Причем усач, о котором я рассказал, по длине усов далеко не рекордсмен среди своих собратьев. В наших лесах живет так называемый серый длинноусый усач. Вот он - рекордсмен. Длина не очень внушительного его тельца - полтора-два сантиметра, но усы... усы раз в пять длиннее! В нашей стране примерно 900 видов жуков-усачей. Их второе название - дровосеки. Название, на мой взгляд, очень удачное, красивое, во всяком случае. Оно дано этим жукам потому, что личинки их развиваются в древесине.

Именно к семейству усачей относится самый большой на свете жук-южноамериканский дровосек-титан. Он имеет длину 18 сантиметров! Самый большой жук тоже дровосек, уссурийский реликтовый, достигающий в длину 10 сантиметров. Правда, эти гиганты имеют не особенно длинные усы, по сравнению с размерами их тела, конечно.

Уссурийский реликтовый усач - один из семи видов жуков-усачей, внесенных в Красную книгу. Оказался на ее страницах и большой дубовый усач, с которым еще недавно люди боролись как с «вредителем». В этой борьбе, надо думать, люди немало преуспели. Хорошо бы теперь так же преуспеть в охране редких жуков.


Выполни задания, опираясь на текст

 1.        Выпиши из текста встречающиеся названия жуков-усачей

1)                2)        

3)                4)        

5)        

  1. Выпиши из текста встречающиеся названия жуков-усачей: _______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1.  3.    Как еще называют жуков-усачей? ______________________________________________

_______________________________________________________________________________

4.        Сколько жуков-усачей проживает на территории нашей Родины? ___________________        Увеличь это число в 17 раз _______________________        Затем уменьши полученное число в 75 раз ____________________

Найди сумму полученных чисел  ____________________

Для последнего числа запиши последующее и предыдущее: _______________________

  1. А теперь составь и запиши одну задачу, используя слова «на сколько больше» или
    «на сколько меньше» (на разностное сравнение), выбрав для этого любые данные
    из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________      

             Реши эту задачу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.     Самый большой жук на свете имеет длину 18 см.

А сколько это будет в миллиметрах? ____________________________________________

  1. 7.  В тексте встречается выражение «из ряда вон выходящее». Объясни его смысл __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.  В четвертом абзаце подчеркни орфограммы, которые ты увидел.        

9.        Найди и подчеркни главные члены предложения:

На груди жука красовались небольшие шипики и бугорки.

10.        Разбери по составу слово:    длинные

11.     Из   третьего   абзаца   выпиши   указанные   в   таблице   части   речи.   Для   имени
существительного и имени прилагательного запиши род, число, падеж.

род

число

падеж

Имя существительное

1__________________________

Имя прилагательное

1__________________________

Местоимение

1__________________________

Глагол

1__________________________

12.  Запиши любое слово (можно не из текста), в котором:

а) букв больше, чем звуков ___________________________________

б) звуков больше, чем букв ___________________________________

13.  В  природе  существуют живые  и  неживые  объекты.   Запиши   по два  примера
объектов живой и неживой природы.

объекты живой природы:                                       объекты неживой природы:

1)                                   1) ______        

2)                                   2) ______________        

14.  Сформулируй главную мысль текста своими словами (не более 3-х предложений).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.  Понравилась ли тебе данная работа? ______________. Напиши номер задания, которое

тебе понравилось________. Напиши номер задания, которое тебе не понравилось ________.


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Цель работы: Выявить сформированность базовых умений, обозначенных в обязательном минимуме со держания начального общего образования (умение работать с текстом, числом, величинами, проявлять орфогра фические навыки, применять знания для решения учебных задач).

Время проведения работы 80 минут. Работа проводится вторым и третьим уроком. Перемена между уро ками составляет не менее 10 минут (в это время все дети покидают аудиторию и она проветривается по необхо димости).

Этапы проведения работы:

  1. 1. вводный инструктаж для детей об особенностях данной работы  (3 минуты);

2. заполнение титульного листа (2-3 мин., перед началом выполнения работы, на доске, должен быть оформлен образец заполнения титульного листа);

3. выполнение работы:

а) прочтение текста про себя (3 минуты, приступать к чтению текста учащиеся начинают одновременно, по сигналу учителя)                                                                                              фиксация

б) выполнение заданий.

При выполнении заданий учащимся запрещается пользоваться калькулятором!

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Ребята! Сегодня вы будете выполнять необычную работу, которая позволит вам узнать новый матери ал и проявить свои учебные достижения.

Для успешного выполнения работы прошу всех начать ее только по моей команде.

1.        Не открывая работы, заполним титульный лист.

2.        Сейчас по моей команде вы откроете работу и увидите текст. Ваша задача его прочитать и понять. Однако, я вас могу прервать, чтобы сообщить о следующем шаге. Прямо в тексте поставите черточку там, где я вас прервала.

Открываем текст и читаем.

(засекается время, через 3 минуты прерывается чтение по команде учителя, идет напоминание о черте).

3.        Далее вы будете работать самостоятельно. Прочитайте текст до конца. Приступите к выполнению заданий. Лучше выполнять их по порядку. Однако, можно переходить к другому заданию, а потом вернуться к выполнению пропущенного. Решение заданий записывается в отведенном месте на листе работы. Можно
пользоваться черновиком. Запрещено пользоваться калькулятором. Обязательно ответьте на последний вопрос работы. Желаю вам успехов!

(далее учащиеся работают самостоятельно, без вмешательства учителя).

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ

Проверяется работа в присутствии ассистента.

При проверке работ по каждому тексту заполняется соответствующая схема анализа, где проставляется количество баллов за выполнение каждой единицы содержания работы (для простоты - «цена» единицы содер жания - 1 балл).

После проверки подсчитываются баллы по вертикали (для определения рейтинга ученика) и по горизон тали (для определения степени овладения школьниками соответствующей единицей содержания). Рейтинговое сравнение правомерно проводить среди учащихся, работавших с одинаковым текстом (т.е. определяется рейтинг по четырем группам)

По своему усмотрению педагог может оценить степень овладения специальными умениями по предметам (чтение, русский язык, математика, естествознание).

Схемы анализа выполнения работ вместе с бланками работ передаются ассистенту.

Схема анализа работы «Говорящий жук»

Статистический анализ результатов интегрированной диагностической работы

в 4        классе        школы        района_______________________________

Количество учащихся, выполнявших работу         

         УМК, по которому занимается класс: __________________________________________

         Русский язык__________________________________________________________________           

          Математика ___________________________________________________________________

       Естествознание________________________________________________________________

                                                          Ф.И. ученика                

Задания                                            

Сумма

1.

Верно выписали все названия жуков (всего 5б: по 1 б за название)

Не допустили ошибок при списывании названий из текста (всего 5б: по 1 б за название)

2.

Верно нашли в тексте синоним (1 балл)

3.

Не допустили ошибок при написании названий (всего 3б: по 1 б за название)

4.

Верно выписали информацию из текста (1 балл)

Верно записали увеличенное число (1б)

Верно записали уменьшенное число (1б)

Верно вычислили сумму полученных чисел числа (1б)

Верно записали последующего числа (1б)

Верно записали предыдущее число (1 балл)

5.

Верно составили задачу (1б)

Не допустили орфографических ошибок (1б)

Верно решили задачу (1 б)

6.

Верно осуществили перевод единиц измерения (всего 4б):

1

2

3

4

7.

Верно истолковали выражение (1б)

Не допустили орфографических ошибок (1б)

8.

Верно нашли указанный абзац (1б)

Подчеркнули все орфограммы (не менее 4-х различных) (1б)

9.

Верно обозначили главные члены предложения (1 балл)

10.

Верно разобрали слово по составу (1 балл)

11.

Выписали верно (всего 4 б)

имя существительное

имя прилагательное

глагол

местоимение

Указали верно для имени существительного (всего 3 б):

род

число

падеж

Указали верно для имени прилагательного (всего 3б):

род

число

падеж

12.

Верно записал слово, в котором букв больше чем звуков

(1 б)

Верно записал слово, в котором звуков больше чем букв (1 б)

13

Верно записали: (всего 4б)

объекты живой природы (всего 2 балла: по 1 б за название)

объекты неживой природы (всего 2 балла: по 1 б за название)

14

Сформулировали верно главную мысль текста

Не допустили орфографических ошибок (1б)

ИТОГО:

15. Понравилась работа:_______чел. Не понравилась работа:_______чел

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Понравилось задание (чел.)

Не понравилось задание(чел)

Справился с нормой скорости чтения про себя (100 слов в минуту) ___________чел.

Заключение

Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели - оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных действий» основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении. 

С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной, и духовно-нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно-методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним десятилетий. 

Последняя редакция программ учебных курсов в системе Л.В. Занкова отражает требования ФГОС НОО и дает учителю необходимые представления о процессуальности развития УУД средствами каждого предмета.

Таким образом, система развивающего обучения Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями стандарта.

Список использованных источников

Литература:

  1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе. Издательство «Просвещение»,2008, С149.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.
  3. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  6. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.
  7. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  8. Примерные программы начального общего образования в 2 частях. Часть 1. Редактор И.А. Сафронова, Издательство «Просвещение»,2008, С315.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/
  2. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: http://omskedu.ru/conferens/
  3. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808
  4. Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС? // Общественно-государственная экспертиза учебников [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsu-expert.ru/node/2235
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
  6. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения                       Л.В. Занкова http://www.zankov.ru/

Приложение 1.

Приведѐм пример типовой задачи по формированию универсальных учебных действий.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»;

регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: ступень начальной школы

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

  • Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.
  • А можно ли тебя назвать хорошим учеником?
  • Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
  • Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?Показатели и уровни рефлексивной самооценки:

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни:

1 – называет только 1 сферу школьной жизни,

2 – называет 2 сферы,

3 – называет более 2 сфер.

- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»

Уровни:

1 - называет только успеваемость,

2 - называет успеваемость + поведение,

3 – дает характеристику по нескольким сферам

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 – нет ответа,

2 – называет достижения;

3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Приложение 2.

Приведём пример формирования УУД из учебника «Математика» 1 класс, авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. 

Данное задание является вторым по счету в теме «Уравнения и их решения».           Цель задания: показать учащимся один из способов проверки решения уравнения, заключающегося в подстановке значения корня в исходное уравнение. В процессе выполнения этого задания у учащихся развиваются: умение осуществлять поиск нужной информации (связать вид уравнения с высказываниями персонажей); использовать знаки, символы, модели, схемы; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное (чему равен корень уравнения); строить рассуждения об объекте (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД).

Развиваются также умение: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия (предполагаемые значения корней); планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД).

В ходе выполнения задания учащиеся должны будут взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них будут формироваться следующие умения допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи (КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД).

Условия для формирования личностных УУД создаются формой и стилем представления содержания учебника. Математический материал вводится через ситуацию «друзья спорят». Эта установка определяет тон и стиль обсуждения и между учащимися на уроке. Изображения детей, участвующих в споре, дополняются именами. Так обсуждение приобретает более личностный характер, что способствует развитию интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке; развитию эмпатии - пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

"Развитие речи и грамотного письма- важнейшие слагаемые формирования учебно- познавательных компетенций".

Понятие "компетенция".Развитие речи и грамотного письма на уроках русского языка и литературного чтения. Опыт использования на уроках русского языка и литературного чтения пословиц....

Презентация по теме:«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно н...

«Развитие учебно-познавательных действий у учащихся через систему развивающих заданий при изучении словарных слов».

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным для учащихся - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы и, конечно, деятель...