Опыт по формированию умения учиться
статья

Демидкова Раиса Александровна

Я хочу описать важность формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста, как основы для формирования умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_formirovaniyu_umeniya_uchitsya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт по формированию у младших школьников умения учиться в соответствии с теорией учебной деятельности (умение учить самого себя).

     Я хочу описать важность формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста, как основы для формирования умения учиться.

КОНФУЦИЙ: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ,

 ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ,

ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ."

    Каждый из нас с рождения наделен способностью видеть, слышать, чувствовать. Ребенок начинает исследовать мир с изучения своего тела, подрастая, он жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослому человеку надо понять и подстроиться под то, что ребенку все в новинку. То, что нам, взрослым, кажется обыденным и скучным, для ребенка представляется невероятным приключением. И мы, взрослые, должны не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям тайн окружающего мира надолго.

      Ребенок изучает предметы с разных сторон. Сначала внешний вид и тактильные качества, затем он начинает искать взаимодействия предметов между собой. Важнейшим поведением ребенка является желание наблюдать и манипулировать предметами, экспериментировать, искать новые сведения о предметах, которые его окружают. Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида деятельности: игровая и манипуляторная, направленная на извлечение новых знаний. Эту деятельность мы назовём исследовательской. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

        Знания, которые ребенок получает в результате собственного исследовательского поиска, гораздо прочнее любых других. Однако, желание исследовать окружающий мир у ребенка носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Поэтому важно направить данную деятельность в правильное русло, научить ребенка не хаотичной исследовательской деятельности, алгоритмизировать её. И Это одна из важнейших задач современного образования. Развитие исследовательских навыков послужит для реализации потенциала.

    В современном мире человеку необходимы такие качества как самостоятельность при получении новых знаний (самообразование), креативность, критическое мышление. Все эти качества помогут ребенку в успешной реализации и адаптации в социуме.

"Умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- учебные мотивы,

- учебную цель,

- учебную задачу,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) 

Все эти компоненты хорошо развиваются при организации учебной деятельнсти с помощью методов: поискового, проблемного, исследовательского.

       Рассмотрим методы и приемы исследовательской деятельности, которые используются в младшем школьном возрасте.

    В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели.

   Уже в первом классе учащиеся приобретают первоначальные навыки исследования. На этом этапе уместно проводить уроки с применением проблемного обучения и творческих заданий.

   Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В первом классе, учитель сам формулирует вопрос, опираясь на материал и тематику учебника, помогает найти на него ответ. На более поздних этапах, обучающиеся самостоятельно ставят вопросы и ищут на них ответы.

       Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное) решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока. Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять её. Тогда учитель должен намеренно «нейтрализовать» догадавшихся детей, заставляет тем самым остальных продолжать додумывать.

   Например, на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки, фразеологические обороты, которые учащиеся «расшифровывают», участь передавать смысл всего высказывания в целом, а не каждого слова в отдельности. Затем, работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. На уроках русского языка метод проблемного обучения хорошо применим при изучении правил орфографии: как услышать глухой согласный на конце слова или что смягчает согласный звук. На уроках математики мы с ребятами изучали единицу измерения «сантиметры» с помощью метода проблемной ситуации, искали одинаковые мерки.

     На уроках окружающего мира можно применять такой метод исследовательской деятельности как проектирование.

     По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

    Существуют такие виды проектной деятельности, как:

  1. Исследовательские проекты. Долгосрочные или кратковременные.

Учащиеся проводят эксперименты под присмотром взрослых в домашних условиях или учителя в классе, изучают какую-либо сферу, например, рост растений при создании определенных условий, а потом оформляют полученные результаты в виде докладов, стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Данные исследовательские проекты станут хорошей основой для написания курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

  1. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
  2. Информационные проекты. Учащиеся изучают информацию по какому-либо предмету или явлению, и оформляют ее в виде докладов, рефератов, классной газеты. Учащиеся первого класса могут изучать литературу о комнатных растениях, о перелетных птицах, о значении герба страны, области, края и т.д.  А потом предоставить мини-сообщение по данной теме.
  3. Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Мои ребята готовили стенгазеты, плакаты и мини-презентации по теме ЗОЖ.

    Проектный метод исследовательской деятельности можно организовать как индивидуальный для каждого ребенка, работа в парах или групповой.

    Применять метод проблемного обучения можно с первого урока в первом классе. Отвечая на вопросы учителя, ребята втягиваются в учебный процесс, активно работают на уроке.

    Использование метода информационного проекта мы начали во втором полугодии первого класса. Сначала изучили основы исследовательской деятельности. Многие ученики смотрели мультсериалы «Фиксики» и «Пин код» и узнавали много интересного о предметах окружающего мира, их свойствах и применении. Мои первоклассники сделали вывод, что, чтобы узнать о предмете, надо собрать о нем информацию. Совместно с детьми мы выбираем тему для исследования, определяем задачи и собираем информацию о предмете в литературных источниках и Интернет-ресурсах.

   Можно сказать о таких положительных моментах внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс, как повышение уровня и качества образовательного процесса. Это происходит за счет формирования потребности у обучающихся к саморазвитию, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

     Исследовательская деятельность ребенка не просто один из методов обучения, она позволяет формировать особый стиль детской жизни и учебной деятельности. Этот метод позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Формирование умения учиться у младших щкольников

«Формирование умения учиться  у младших школьников».Цель: формировать умения учиться у младших школьниковЗадачи:- формировать универсальные учебные действия, способность к саморазвитию, сам...

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Практико-ориентированный проект по теме: «Формирование умения учиться»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Им...

«Развитие современного урока и его роль в формировании умений учиться. Анкетирование»

Метод анкетирования. Виды анкетирования. Анкета для педагогов....

Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...