Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы - школе"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы-школе» разработана на основе ФГОС начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. А так же в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы, с Образовательной программой школы, с авторской программой «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина .
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ШОЛОХОВСКИЙ РАЙОН ХУТОР АНДРОПОВСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНДРОПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МС Заместитель директора по Директор МБОУ
МБОУ «Андроповская СОШ» учебно-воспитательной работе «Андроповская СОШ»
от 27 08 2018г. № __1___ МБОУ «Андроповская СОШ» Приказ № 82
Руководитель МС ____________ И.Д. Павлова ____________ Кошелева Т.А.
___________ Т.В. Майбородова 28 августа 2018 г. 31 августа 2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Шахматы-школе»
Начальное общее образование 1- 4 классы
Количество часов 133 ч
Учитель: Милаева Елена Павловна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы-школе» разработана на основе ФГОС начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. А так же в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы, с Образовательной программой школы, с авторской программой «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина .
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Работа по Модифицированной программе «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике, а так же демонстрировать следующие результаты образовательной деятельности:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
|
|
2. Содержание учебного предмета, курса в 1 классе
Тема занятия | Количество часов |
Шахматная доска | 3 |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | 1 |
Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали | 1 |
Диагональ. Большие и короткие диагонали | 1 |
Шахматные фигуры | 16 |
Белые и черные фигуры | 1 |
Виды шахматных фигур | 1 |
Начальное положение | 1 |
Ладья. Место ладьи в начальном положении Ход ладьи | 1 |
Слон. Место слона в начальном положении Ход слона | 1 |
Ладья против слона | 1 |
Ферзь. Место ферзя в начальном положении Ход ферзя | 1 |
Ферзь против ладьи и слона | 1 |
Конь. Место коня в начальном положении Ход коня | 1 |
Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 |
Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 |
Ход пешки | 1 |
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 |
Король. Место короля в начальном положении | 1 |
Ход короля | 1 |
Король против других фигур | 1 |
Шах | 2 |
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | 1 |
Открытый шах. Двойной шах | 1 |
Мат | 5 |
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 |
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | 1 |
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | 1 |
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 2 |
Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 |
Шахматная партия | 2 |
Игра всеми фигурами из начального положения | 1 |
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий. | 1 |
2. Содержание учебного предмета, курса в 2 классе
Тема занятия | Количество часов |
Повторение | 2 |
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | 1 |
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | 1 |
Краткая история шахмат | 1 |
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 |
Шахматная нотация | 3 |
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Начальное положение. | 1 |
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Игровая практика. | 1 |
Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | 1 |
Ценность шахматных фигур | 4 |
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 |
Достижение материального перевеса | 1 |
Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 |
Защита. Запись шахматной партии. | 1 |
Техника матования одинокого короля | 4 |
Две ладьи против короля. Пример матования одинокого короля. | 1 |
Ферзь и ладья против короля. Решение учебных положений на мат в два хода. | 1 |
Ферзь и король против короля. Практика матования одинокого короля. | 1 |
Ладья и король против короля. | 1 |
Достижение мата без жертвы материала | 4 |
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 |
Цугцванг. | 1 |
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 |
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 |
Шахматная комбинация | 14 |
Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 |
Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 |
Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 |
Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 |
Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 |
Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | 1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 |
Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 |
Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 |
Тема превращения пешки. | 1 |
Сочетание тактических приемов. | 1 |
Патовые комбинации. | 1 |
Комбинации на вечный шах. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 |
Повторение | 1 |
Повторение программного материала. Игровая практика | 1 |
Содержание учебного предмета, курса в 3 классе
Тема занятия | Количество часов |
Повторение и закрепление | 16 ч. |
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | 1 |
Ходы фигур, взятие. | 1 |
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. | 1 |
Шах, мат, пат. | 1 |
Начальное положение. | 1 |
Игровая практика. | 1 |
Шахматная нотация. | 1 |
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 |
Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 |
Запись начального положения. | 1 |
Краткая и полная шахматная нотация. | 1 |
Запись шахматной партии. | 1 |
Ценность шахматных фигур. | 1 |
Пример матования одинокого короля. | 1 |
Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала | 1 |
Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии. | 1 |
Основы дебюта | 17 ч. |
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. | 1 |
Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. | 1 |
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 |
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. | 1 |
Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 1 |
Решение заданий. Игровая практика | 1 |
Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 1 |
“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 |
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 1 |
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 1 |
Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 |
Игровая практика. Повторение изученного о дебюте | 1 |
Содержание учебного предмета, курса в 4 классе
Тема занятия | Количество часов |
Основы миттельшпиля | 30ч. |
Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле | 1 |
Связка в миттельшпиле. Двойной удар | 1 |
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | 1 |
Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика | 1 |
Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 |
Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты | 1 |
Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 |
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах | 1 |
Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика | 1 |
Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 |
Игровая практика | 1 |
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи) | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи) | 1 |
Решение заданий. Игровая практика | 1 |
Матование двумя слонами (простые случаи). | 1 |
Матование слоном и конем (простые случаи) | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля | 1 |
Решение заданий. Игровая практика. | 1 |
Основы эндшпиля | 2 |
Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле | 1 |
Игровая практика | 1 |
Повторение | 1 |
Повторение программного материала Игровая практика | 1 |
- Календаро-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся |
Шахматная доска | 3 |
| К концу первого года обучения дети должны знать:
К концу первого года обучения дети должны уметь:
| ||
1 | 02.09 | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | 1 | ||
2 | 09.09 | Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали | 1 | ||
3 | 16.09 | Диагональ. Большие и короткие диагонали | 1 | ||
Шахматные фигуры | 16 | Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
| |||
4 | 23.09 | Белые и черные фигуры | 1 | ||
5 | 30.09 | Виды шахматных фигур | 1 | ||
6 | 07.10 | Начальное положение | 1 | ||
7 | 14.10 | Ладья. Место ладьи в начальном положении Ход ладьи | 1 | ||
8 | 21.10 | Слон. Место слона в начальном положении Ход слона | 1 | ||
9 | 11.11 | Ладья против слона | 1 | ||
10 | 18.11 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении Ход ферзя | 1 | ||
11 | 25.11 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | ||
12 | 02.12 | Конь. Место коня в начальном положении Ход коня | 1 | ||
13 | 09.12 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | ||
14 | 16.12 | Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 | ||
15 | 23.12 | Ход пешки | 1 | ||
16 | 13.01 | Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 | ||
17 | 20.01 | Король. Место короля в начальном положении | 1 | ||
18 | 27.01 | Ход короля | 1 | ||
19 | 03.02 | Король против других фигур | 1 | ||
Шах | 2 | Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
| |||
20 | 17.02 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | 1 | ||
21 | 02.03 | Открытый шах. Двойной шах | 1 | ||
Мат | 5 | ||||
22 | 16.03 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | ||
23 | 30.03 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | 1 | ||
24 | 06.04 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | 1 | ||
25 | 13.04 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 1 | ||
26 | 20.04 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 | ||
Шахматная партия | 2 | Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
| |||
27 | 27.04 | Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | ||
28 | 18.05 | Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий. | 1 |
- Календаро-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся |
Повторение | 2 |
| К концу второго года обучения дети должны знать:
К концу второго года обучения дети должны уметь:
| ||
1 | 04.09 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | 1 | ||
2 | 11.09 | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | 1 | ||
Краткая история шахмат | 1 | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. | |||
3 | 18.09 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | ||
Шахматная нотация | 3 | 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания
| |||
4 | 25.09 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Начальное положение. | 1 | ||
5 | 02.10 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Игровая практика. | 1 | ||
6 | 09.10 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | 1 | ||
Ценность шахматных фигур | 4 | 3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания
| |||
7 | 16.10 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | ||
8 | 23.10 | Достижение материального перевеса | 1 | ||
9 | 06.11 | Ценность фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 | ||
10 | 13.11 | Защита. Запись шахматной партии. | 1 | ||
Техника матования одинокого короля | 4 | 4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические, игры и задания
| |||
11 | 20.11 | Две ладьи против короля. Пример матования одинокого короля. | 1 | ||
12 | 27.11 | Ферзь и ладья против короля. Решение учебных положений на мат в два хода. | 1 | ||
13 | 04.12 | Ферзь и король против короля. Практика матования одинокого короля. | 1 | ||
14 | 11.12 | Ладья и король против короля. | 1 | ||
Достижение мата без жертвы материала | 4 | 5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. | |||
15 | 18.12 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | ||
16 | 25.12 | Цугцванг. | 1 | ||
17 | 15.01 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | ||
18 | 22.01 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | ||
Шахматная комбинация | 14 | 6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Дидактические игры и задания
| |||
19 | 29.01 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | ||
20 | 05.02 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | ||
21 | 12.02 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | ||
22 | 19.02 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | ||
23 | 26.02 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 | ||
24 | 04.03 | Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | 1 | ||
25 | 11.03 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | ||
26 | 18.03 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | ||
27 | 01.04 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 | ||
28 | 08.04 | Тема превращения пешки. | 1 | ||
29 | 15.04 | Сочетание тактических приемов. | 1 | ||
30 | 22.04 | Патовые комбинации. | 1 | ||
31 | 29.04 | Комбинации на вечный шах. | 1 | ||
32 | 06.05 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | ||
Повторение | 1 | ||||
33 34 | 13.05 20.05 | Повторение программного материала Игровая практика | 1 1 |
- Календаро-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся |
Повторение и закрепление | 16 ч. | Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания
| К концу третьего года обучения дети должны знать:
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
| ||
1 | 03.09 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | 1 | ||
2 | 10.09 | Ходы фигур, взятие. | 1 | ||
3 | 17.09 | Рокировка Превращение пешки. Взятие на проходе. | 1 | ||
4 | 24.09 | Шах, мат, пат. | 1 | ||
5 | 01.10 | Начальное положение. | 1 | ||
6 | 08.10 | Игровая практика. | 1 | ||
7 | 15.10 | Шахматная нотация. | 1 | ||
8 | 22.10 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | ||
9 | 05.11 | Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 | ||
10 | 12.11 | Запись начального положения. | 1 | ||
11 | 19.11 | Краткая и полная шахматная нотация. | 1 | ||
12 | 26.11 | Запись шахматной партии. | 1 | ||
13 | 03.12 | Ценность шахматных фигур. | 1 | ||
14 | 10.12 | Пример матования одинокого короля. | 1 | ||
15 | 17.12 | Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала | 1 | ||
16 | 24.12 | Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии. | 1 | ||
Основы дебюта | 17 ч. | ||||
17 | 14.01 | Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. | 1 | ||
18 | 21.01 | Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. | 1 | ||
19 | 28.01 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 | ||
20 | 04.02 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. | 1 | ||
21 | 11.02 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 1 | ||
22 | 18.02 | Решение заданий. Игровая практика | 1 | ||
23 | 25.02 | Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 1 | ||
24 | 03.03 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 1 | ||
25 | 10.03 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 | ||
26 | 17.03 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. | 1 | ||
27 | 31.03 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 1 | ||
28 | 07.04 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 1 | ||
29 | 14.04 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 1 | ||
30 | 21.05 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 1 | ||
31 | 28.04 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
32 | 12.05 | Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 | ||
33 | 19.05 | Повторение изученного о дебюте Игровая практика. | 1 |
- Календаро-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся |
Основы миттельшпиля | 30ч. | 1.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания
| К концу четвертого года обучения дети должны знать:
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
| ||
1 | 06.09 | Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле | 1 | ||
2 | 13.09 | Связка в миттельшпиле. Двойной удар | 1 | ||
3 | 20.09 | Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | 1 | ||
4 | 27.09 | Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика | 1 | ||
5 | 04.10 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 | ||
6 | 11.10 | Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты | 1 | ||
7 | 18.10 | Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 | ||
8 | 25.10 | Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 | ||
9 | 08.11 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
10 | 15.11 | Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах | 1 | ||
11 | 22.11 | Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика | 1 | ||
12 | 29.11 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 | ||
13 | 06.12 | Игровая практика | 1 | ||
14 | 13.12 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи) | 1 | ||
15 | 20.12 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
16 | 27.12 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи) | 1 | ||
17 | 17.01 | Решение заданий. Игровая практика | 1 | ||
18 | 24.01 | Матование двумя слонами (простые случаи). | 1 | ||
19 | 31.01 | Матование слоном и конем (простые случаи) | 1 | ||
20 | 07.02 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
21 | 14.02 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” | 1 | ||
22 | 21.02 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
23 | 28.02 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция | 1 | ||
27 | 06.03 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
25 | 13.03 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой | 1 | ||
26 | 20.03 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
27 | 03.04 | Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля | 1 | ||
28 | 10.04 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
29 | 17.04 | Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля | 1 | ||
30 | 24.04 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | ||
Основы эндшпиля | 2ч | 2.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания
| |||
31 | 08.05 | Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле | 1 | ||
32 | 15.05 | Игровая практика | 1 | ||
Повторение | 1ч | ||||
33 | 22.05 | Повторение программного материала Игровая практика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)
Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми. "Посмотрите н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Школа дошколят"
Программа разработана для детей подготовительного класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающ...
Рабочая программа по внеурочному курсу «Школа безопасности»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса
Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждат...