Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_v_shkole_2_kl_sport_1_ch.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Г.о. Подольск
УТВЕРЖДАЮ
Директор И.Г. Горкавая
Приказ № ______ от « » ___________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивного направления
по внеурочной деятельности кружка
«Шахматы в школе»
2 класс
(базовый уровень)
(34 часа, 1 час в неделю)
Составил: учитель начальных классов Пронина Любовь Владимировна |
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Шахматы в школе» составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным). Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Программа курса «Шахматы в школе»» для начальной школы составлена из расчета 1 учебный час в неделю (34 учебных часа за 2 класс).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У ученика сформируется:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию,
- мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ученик получит возможность для формирования:
- возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
- понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
- умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- собственного опыта творческой деятельности.
- устойчивого интереса к занятиям шахматами,
- появление умений выстраивать внутренний план действий,
- пространственное воображение,
- целеустремленности, настойчивости в достижении цели,
- самостоятельности выбора решения и ответственности за них.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- проговаривать последовательность действий.
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Ученик получит возможность научиться:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания);
- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Ученик получит возможность научиться:
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | |
2 «б» | |||
План | Факт | ||
Краткая история шахмат (6 часов) | |||
1 | Рождение шахмат. | ||
2 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. | ||
3 | Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”. | ||
4 | Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”. | ||
5 | От чатуранги к шатранджу. | ||
6 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Назови диагональ”. | ||
Шахматная нотация (8 часов) | |||
7 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Диагональ”. | ||
8 | Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”. | ||
9 | Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”. | ||
10 | Шахматы проникают в Европу. | ||
11 | Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”. | ||
12 | Ценность шахматных фигур. | ||
13 | Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”. | ||
14 | Чемпионы мира по шахматам. | ||
Ценность шахматных фигур (10 часов) | |||
15 | Сравнительная сила фигур. | ||
16 | Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”. | ||
17 | Абсолютная и относительная сила фигур. | ||
18 | Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”. | ||
19 | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | ||
20 | Достижение материального перевеса. | ||
21 | Нападение и защита. | ||
22 | Способы защиты. | ||
23 | П/и: “Защита”. | ||
24 | Шахматные правила FIDE. | ||
Техника матования одинокого короля (6 часов) | |||
25 | Мат различными фигурами. | ||
26 | Ферзь и ладья против короля. | ||
27 | Две ладьи против короля. | ||
28 | Король и ферзь против короля. | ||
29 | Этика шахматной борьбы. | ||
30 | Король и ладья против короля. | ||
Достижение мата без жертвы материала ( 4 часа) | |||
31 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры). | ||
32 | Миттельшпиле (середина игры). | ||
33 | Эндшпиле (конец игры). | ||
34 | Защита от мата. |
Согласовано
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от «___» __________________ 2023 г. № __________
Согласовано
Заместитель директора по УВР __________________
от «___» __________________ 2023г. № __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...