Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Удивительный мир слов"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа соответствует ФГОС. Составлена на основе авторской программы Л.В.Петленко. Содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Удивительный мир слов, 3 класс | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ" 3 КЛАСС
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Программа «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, 2016 г;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2016 г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих
целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Задачи курса «Удивительный мир слов»:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно – нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно - нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Планируемые результаты изучения курса.
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
3 класс.
Личностные результаты:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ выразительно читать и пересказывать текст;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование.
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Мир полон звуков | 9 ч. |
2. | Как делаются слова | 13 ч. |
3. | Секреты правильной речи | 7 ч. |
4. | Азбука, прошедшая сквозь века | 5 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Содержание программы.
Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
1) фонетические упражнения;
2) словообразовательные упражнения;
3) морфологические упражнения;
4) синтаксические упражнения:
5) упражнения лексического характера;
6) упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
7) упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.
К окончанию курса учащиеся должны:
- обучиться безошибочному письму словарных слов;
- развить умение анализировать языковые факты и явления;
- сформировать орфографическую зоркость;
- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;
- расширить активный словарь.
Литература.
1. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
3. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.
5. Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992.
6. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
( 1 час в неделю, всего 34 ч. в год )
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения | Примечание | |
1 | Игра «Расшифруй слова» |
|
| |
2 | Игра – соревнование «Состав слова», «Главные члены предложения» |
|
| |
3 | Кроссворды на уроках русского языка. |
|
| |
4 | Работа с пословицами на уроках русского языка. |
|
| |
5 | Загадка как логическая игра. |
|
| |
6 | Орфограммы в загадках. |
|
| |
7 | Стихи по темам. |
|
| |
8 | Турнир смекалистых. «Что? Как? Почему?» Говори правильно. «Одеть или надеть» |
|
| |
9 | Орфографические пятиминутки |
|
| |
10 | Звуки и буквы. |
|
| |
11 | Сочиняем рассказы. (Виды текстов) |
|
| |
12 | Происхождение слов (крылатые слова и выражения) Говори правильно. «Вежливый попугай» |
|
| |
13 | Двойные согласные. Говори правильно. Ударение в словах. |
|
| |
14 | «Биография» слов (этимология) |
|
| |
15 | Однозначные и многозначные слова. |
|
| |
16 | Слова – близнецы (омонимы) Слова – друзья (синонимы) |
|
| |
17 | Сочиняем рассказы. (Виды текстов) |
|
| |
18 | Тест «Предложение. Текст» |
|
| |
19 | Слова – антонимы. Фразеологизмы. |
|
| |
20 | Сочинение – описание. |
|
| |
21 | Крылатые слова. |
|
| |
22 | Тест «Звуки и буквы» |
|
| |
23 | Игра «Закончи пословицу» |
|
| |
24 | Фонетический анализ. |
|
| |
25 | Глухие и звонкие согласные звуки. |
|
| |
26 | Тест «Части речи». |
|
| |
27 | Игра «Найди слово в слове» |
|
| |
28 | Тест «Орфография» |
|
| |
29 | Транскрипция. |
|
| |
30 | Тест «Парные согласные» |
|
| |
31 | Грамматико – стилистические этюды. «Можно ли купить клея?» |
|
| |
32 | Тест «Безударные гласные в корне слова» |
|
| |
33 | Выпуск газеты «Ты наш друг, родной язык» |
|
| |
34 | Выпуск газеты «Ты наш друг, родной язык» |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторск...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...
рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"
рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; со...