Использование технологии "Лэпбук" в начальной школе.
презентация к уроку
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_.docx | 29.17 КБ |
lepbuk.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии Лэпбук в начальной школе
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
- чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
- чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
- чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Сегодня мы поговорим о такой технологии как Лэпбук.
СЛАЙД определение лэпбука (+фото лэпбуков)
Каждый год появляются новые средства и технологии обучения и модернизируются старые. Одно из таких средств, которое очень простое и интересное – Лэпбук. Лэпбук (lap – колени, book – книга) – самодельная интерактивная папка содержащая множество кармашков, мини-книжек, окошек, подвижных деталей, вставок, которая вмещает в себя огромное количество материала: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д. Попадая в руки ребенка, Лэпбук помогает ему окунуться в тему, повторить и закрепить изученное, систематизировать знания. Таким образом, образовательная деятельность становится не только познавательной, но и интересной, творческой, увлекательной.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Лэпбук пришел к нам из Америки. В США он получил свое широкое распространение за счет домашнего образования. При таком обучении лэпбуки являются финальным этапом изучения определенной темы.
СЛАЙД схема использования лэпбука+фото готовых авторских
Эта технология получила большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Как учитель, я очень заинтересовалась теми возможностями, которые несет в себе лэпбук для решения задач образования и воспитания. Универсальность лэпбука заключается еще и в том, что его могут создать как педагоги, так и дети, родители. Когда лэпбук создает сам педагог – это не просто книга игр, а дидактическое пособие, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, которые соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
СЛАЙД требования к лэпбуку
Например, для себя я выработала такие. Лэпбук должен быть:
1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть достаточно для полноценного закрепления изученной темы.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичен. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться еще и средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступен. Его структура и содержание должны быть доступны для учеников. Желательно избегать слишком обширных методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
СЛАЙД виды и изображения лэпбуков
В зависимости от формы лэпбуки могут выглядеть как:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3 – 5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
СЛАЙД наименования и картинки
Организация материала внутри лэпбука:
стандартные кармашки;
обычные и фигурные конверты;
кармашки-гармошки;
кармашки-книжки;
окошки и дверцы;
вращающиеся детали;
высовывающиеся детали;
карточки;
стрелки;
пазлы;
чистые листы для заметок и т.д.
схемы, таблицы,
упражнения для развития связной речи и усвоения грамматических конструкций
картотеки пословиц, поговорок, загадок,
опорные знаки-символы
СЛАЙД схема форм работы и фото
Форма занятий
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия..
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Думаю, нет необходимости говорить, что работа с этим пособием поддерживает высокую мотивацию в ходе занятия даже у самого неусидчивого ребенка.
Кроме этого, открываются широкие возможности для индивидуальной работы с семьями учеников. Так, в качестве поощрения или по желанию детей мы даем задания по изготовлению игр, заданий или целых страниц лэпбука по частной теме, а затем ребенок знакомит весь класс с результатом своего труда. Тут решаются задачи развития речи ребенка, творческих способностей, коммуникативных навыков, умения представить свой результат, самоуважение, самостоятельность, налаживается контакт между детьми и родителями. И как важно каждому ребенку видеть личный вклад в общее дело!
СЛАЙД материалы для работы и фото
Технология изготовления
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого вам понадобятся следующие материалы:
1. картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3 или А4);
2. бумага (белая, цветная, гафрированная бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
3.принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
4. обычные и фигурные ножницы;
5. клей и/или скотч;
6. степлер;
7. декоративные элементы по необходимости (пуговицы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
СЛАЙД последовательность работы над лэпбуком (+ 1 фото)
1. Начинаем мы с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая, как общая, так и частная. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем. Либо общая тема Осень, а в ней рассмотреть весь лексический материал (сад, огород, лес, животные).
Если лэпбук делается не для класса, а для одного ребенка, важно ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме и т.д.
Далее составляется план.
Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками, а важное дидактическое пособие. Поэтому важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы максимально раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Важно сформулировать развивающие, образовательные, творческие, воспитательные задачи и продумать примерные игры, задания, упражнения, решающие эти задачи.
В соответствии с планом создается макет.
Теперь надо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать или составить макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любыми. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
При составлении макета станет понятно, какой из вариантов папки для лэпбука вам подойдет: базовый, базовый с добавлением нескольких расширений, сдвоенный базовый или другие.
Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (для подтем) и как будет организована в них информация.
Теперь приступаем к изготовлению
Подбираем материал картинный, речевой, игровой, изготавливаем кармашки, приклеиваем крючки, липучки, скрепляем все детали друг с другом.
И, наконец, сборка
Весь готовый материал крепится в папку в соответствии с макетом.
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе наблюдения учитель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лэпбук ( lapbook ) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» ( lap –колени, book - книга), интерактивная папка для детей на заданную тему (самодельная книжка-раскладушка на всевозможные темы, в том числе и лексические). Это небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.
л эпбук Развивающие задачи Образовательные задачи Воспитательные задачи 1Развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни. 2Формировать устойчивую мотивацию детей к деятельности. 3Создавать благоприятные условия к развитию познавательных интересов Эффективное средство для изучения и запоминания информации, систематизировать изученный материал Формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности ответственности
Требования к л эпбуку 1. Информативность 2 . Прочность 3 . Эстетичность 4 . Вариативность 5 . Доступность
Форма занятий индивидуальные групповые взаимодействие с родителями, педагогами
Последовательность работы над лэпбуком : Выбор темы Составление плана Создание макета Изготовление Сборка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
«Метод проектов и его использование в начальной школе»
В докладе представлена краткая информация об истории метода проекта, цели, задачи и требования к методу проектов. Также содержится классификация проектов по содержанию, по характеру контактов между уч...
Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения...
Использование трансформируемоего игрового конструктора в коррекционном образовательном процессе на примере использования в начальной школе
В поисках интересных и развивающих методов обучения, которые смогли бы помочь развить у учащихся с ОВЗ высшие неречевые психические функции, мы нашли трансформируемый игровой конструкт...
Инновационные технологии и их использование в начальной школе
В инновационных технологиях ведущее место занимают игровые технологии, так как они обладают всеми признаками активных методов обучения, имеют ряд преимуществ, главное из которых состоит в том, чт...