Статья на тему: "Плакат как средство визуализации изучаемого материала и его использование в начальной школе"
статья

Хугаева Иза Валерьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gpd.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Плакат как средство визуализации изучаемого материала и его использование в начальной школе

Цель образовательного процесса в соответствии с ФГОС– формирование  УУД. Для более успешного обучения используются различные технологии. Одним из древнейших  и продуктивных способов является инфографика, а именно таблицы, плакаты. графики, рисунки. Использования графической информации в качестве обучения и воспитания учащихся начальной школы является важным и продуктивным способом работы с детьми особенно в работе воспитательной направленности. Визуальная информация воспринимается проще, с большим интересом и вовлеченностью учащихся в процесс.

Использование плакатов не устаревает по сей день, как  способ визуального обучения. Дети с энтузиазмом и огромным интересов исследуют «новый» плакат или наглядное пособие.

 Использование визуальной информации помогает:

  • учащимся правильно  и эффективно воспринимать и анализировать информацию.
  • усвоить большие объемы информации, легко запомнить и проследить взаимосвязь между блоками информации;
  • развивать критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте,
  • а главное, продуктивно развивать УУД.

Идеальный плакат должен представлять собой законченный информационный блок, который позволяет весьма эффективно усвоить материал самостоятельно.

Плакат можно использовать для отображения различный видов данных:

  1. Статический плакат представляет собой одно единое изображение с возможными пояснениями или отсылками.
  2. Динамический плакат представляет собой несколько связанных единой темой блоков информации перекликающихся между собой.

Работа с плакатами может идти в двух направлениях:

  1. Анализ учащимися созданной учителем (дизайнером) инфографики;
  2. Создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:

  • опиши представленного персонажа (событие);
  • представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
  • составь рассказ (план);
  • дополни недостающие в тексте данные, используя плакат.

Как мы видим использование плакатов в обучении является прекрасным методом донести информацию. В современном мире важно умение не только пользоваться ЭОР, но также сохранить и развить навыки использования печатных материалов, таких как плакат.

Процесс создания  плаката и работы над ним на включает следующие этапы:

  1. Формулирование цели создания данного наглядного матриала и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.
  2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах — текстовый контент, графика, страницы таблиц и др.
  3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики и др.
  4. Построение доступной визуализации. Весь материал анализируется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных)

Можно выделить следующие направления в использовании плакатов в образовательном процессе:

  • организация целенаправленного восприятия информации;
  • запоминание информации с опорой на графические образы;
  • отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;
  • способ делиться знаниями и результатами исследований;
  • способ обработки данных исследований;
  • развитие критического мышления;
  • формирование навыков функционального чтения.

Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей.

Важность использования данного вида наглядных пособий постепенно теряется в глазах учащихся и учителей. Но значимость с каждым годом растет. Необходимо помнить и использовать различные виды наглядных пособий, особенно важно использование наглядных пособий в печатном виде, т.к. со временем ЭОР вытесняет этот вид работы с материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют рас...

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, иск...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

Статья на тему :«Использование средств выразительности языка при создании творческих работ в начальной школе.»

Статья касается проблемы обучения школьников использованию средств выразительности речи, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...