Использование трансформируемоего игрового конструктора в коррекционном образовательном процессе на примере использования в начальной школе
статья (3 класс)
В поисках интересных и развивающих методов обучения, которые смогли бы помочь развить у учащихся с ОВЗ высшие неречевые психические функции, мы нашли трансформируемый игровой конструктор для обучения (тико). Изучив с учителями и госпиталями функции «тико», мы пришли к выводу, что он будет полезен детям с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tiko.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование трансформируемоего игрового конструктора в коррекционном образовательном процессе на примере использования в начальной школе
Работа в коррекционной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от воспитателя постоянного методического совершенствования. У детей с ОВЗ отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость у таких учащихся представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. Таким детям свойственна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для учащихся характерны ограниченный запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Поэтому проблема успешности детей в коррекционной школе – одна из главных проблем в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая волнует как педагогов, так и родителей. Помимо большого количества трудностей, с которыми сталкиваются наши ученики, у них есть и «горький» опыт детства: «не сломай», «не трогай», «не разбей», «не разбирай», а также очень частое лишение самостоятельности решения (маме быстрее и проще сделать что-либо самой). Отсюда бесконечное ожидание помощи («не могу», «не получается», «помогите»), а у некоторых учащихся сформировавшееся нежелание что-либо делать и низкая самооценка собственных действий. Встречаются дети, которые не умеют и не могут занять себя по разным причинам, лишь наблюдают за творческим процессом других, тем самым развлекая и занимая себя, иногда ожидая удобного момента, чтобы сломать или разрушить чужой труд.
В поисках интересных и развивающих методов обучения, которые смогли бы помочь развить у учащихся с ОВЗ высшие неречевые психические функции, мы нашли трансформируемый игровой конструктор для обучения (тико). Изучив с учителями и госпиталями функции «тико», мы пришли к выводу, что он будет полезен детям с ОВЗ.
Функции конструкторов «тико»:
1.Образовательная:
- систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
2.Развивающая:
- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
3.Воспитательная:
- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
Хочется отметить, что дети с ОВЗ с удовольствием занимаются с ярким, красочным, крупными прочным конструктором, который не рассыплется, не разобьется, не растеряется, не испачкается, не погнется. На просьбы о помощи чаще звучит: «как?», «куда?», «что дальше?». Варианты конструкторов (геометрия, арифметика, грамматика) помогают трудиться по интересам, мотивируя детей: от простого к сложному, от интересного к требуемому… Учащиеся, у которых снижен уровень мотивации, заражаются атмосферой «трудового десанта» и даже небольшое любопытство, преодоление себя и желание попробовать будят в них интерес и потребность начать и продолжить работу. У многих детей появляется возможность «похвастаться» родным и близким своими «произведениями», и , самое главное, включить их в процесс работы с конструктором, провести с пользой свободное время, занять часть выходного дня совместным творчеством в семье. Ребенок начинает гордиться собой, ребенок начинает гордиться родителями, повышается самооценка, значимость и авторитетность семьи.
Работа в группах и подгруппах в работе с «тико» дает возможность переходить от простых изделий к более сложным, от плоскостных фигур к объемным, от схем к изделию. В этой ситуации «слабые» учащиеся имеют возможность наблюдать пошаговость работы, пробовать, повторяя действия «сильных» учащихся, сравнивать, делать свои выводы, проводить анализ. Все дети приобретают опыт делиться количеством деталей, помогать в поиске нужного цвета, формы, размера для получения результата своих задумок. Дети, которым никак не удавалось соединять фигуры, собирали рисунок или орнамент, сближая детали, а другие - скрепляли заготовки, что способствовало формированию чувства сплоченности.
Работая с конструктором, дети не бояться сделать ошибку, так как у них всегда есть возможность ее исправить. Каждый ребёнок с ОВЗ в классе демонстрирует и развивает свою индивидуальность, творческие способности, логическое и пространственное мышление, организаторские, коммуникативные и самооценочные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии ...
Мастер- класс: «Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на уроках в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС».
Данный мастер-класс показывает как можно эффективно использовать конструкторы LEGO Education «Построй свою историю» на уроках литературы. Кроме того, как можно внедрить в урок активные методы обучения...
Театрализация как прием освоения новых социальных ролей в образовательном процессе по иностранному языку в начальной школе
Одним из эффективных методов, обеспечивающих успешную социализацию ребенка является театрализация.Метод театрализации представляет собой взаимосвязь педагогики, методики и театра. Обращение к театраль...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...
Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе
Пояснительная запискаМетодический семинарОпыт использования технологии проблемного- диалогического обучения...
Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)
В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....