Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
статья
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Методическая система" | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая система
учителя начальных классов
ГБОУ №461Колпинского района
Санкт-Петербурга
Исаевой Марины Сергеевны
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников
при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXI века». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день в контексте внедрения ФГОС. Новая система начального обучения ставит перед школой принципиально новые задачи: не просто научить читать, писать, считать, а научить УЧИТЬСЯ.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Именно так я стараюсь выстраивать совместную деятельность с учащимися при использовании УМК «Начальная школа XXI века».
Как правило, одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос.
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения.
Индивидуальная и дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:
- знание индивидуальных особенностей учащихся;
- умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
- включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности: это и дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления; и дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности); и дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям; и индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности); и дифференцированный метод поощрения.
В УМК «Начальная школа XXI века» даны задания на развитие психологических качеств: внимания, воображения, памяти, мышления. Задания представлены по степени сложности, что помогает организовать индивидуальную и групповую дифференцированную работу.
В учебный материал я включаю задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения. Одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей является память. Для развития памяти использую слуховые и зрительные диктанты дифференцированной направленности.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Выделяют факторы, формирующие познавательную активность учащихся. Их можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность.
Путь к её формированию лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.
На контрольных уроках применяю дифференцированный подход, предполагаемый УМК «Начальная школа XXI века». Варианты разного уровня трудности дают возможность выбрать ребёнку один из вариантов. Всегда есть задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору, после завершения основного объёма работы.
Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа XXI века» помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности. Для более сильных детей даю, например, дополнительные смысловые нагрузки, задания, требующие творческого поиска правильных способов решения.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Когда у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.
Для повышения познавательной активности учащихся необходимо идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрения – деятельности.
Перечисленные формы работы активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринуждённости и раскованности. Важно, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса обучения.
Таким образом, дифференцированный подход обеспечил в моём классе возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.
В классе, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческо-исследовательского характера значительно возросло, а потому при 100% успеваемости наблюдается возрастание качества знаний и степень обученности класса.
Итак, мой опыт доказывает, что актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности младших школьников успешно решается средствами дифференцированной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников
Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников...
Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"
В данной работе описаны все разделы из информационной карты по обобщению педагогического опыта на примере темы "Дифференцированный подход в обучении ...
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника
Использование технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника...
разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...