Педагогическая копилка
план-конспект урока (3 класс)

(разработки уроков, контрольно-измерительные материалы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация234.06 КБ
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe._rol_imeni_prilagat.doc54.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает? 2. К каким именам существительным задаем вопрос кто? Приведите примеры. К каким именам существительным задаем вопрос что? Приведи примеры. 3. Какого рода бывают имена существительные? 4. Как определить род имён существительных во множественном числе? 5. Как изменяются имена существительные?

Слайд 2

Исследователи — люди, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.

Слайд 3

У …….солнышка Лучи не горячи, У ……..солнышка …….. лучи.

Слайд 4

У жёлтенького солнышка Лучи не горячи, У жёлтенького солнышка Белые лучи. - Что это?

Слайд 5

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Слайд 6

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.



Предварительный просмотр:

Бальжинимаева Анна Юрьевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №19»

Урок русского языка в 3 классе
Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс

Автор УМК: Русский язык 3 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тема:   Имя  прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Тип урока: изучение новых знаний и выработка умений

Цели: Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи

Предметные результаты:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в группах

 

  Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

                                Ход урока

Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

(Личностные, коммуникативные УУД)

-Дети, встаньте, закройте глаза, вытяните руки перед собой ладошками вверх. Почувствуйте, как весеннее солнышко коснулось их, потом его лучики перебежали на кончик вашего носика, на ваш животик и вернулись обратно в ладошки. Откройте глазки. Посмотрите, именно это солнышко согревало вас и я надеюсь, оно будет помогать нам сегодня.

(солнышко крепится на доску)

-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Садитесь.

 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

-Для того чтобы начать работу запишите число.

Седьмое февраля

Классная работа

- Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем.   (Части речи)

- С какой частью речи мы работали на предыдущих уроках?    (имя сущ-ное)

         - Давайте вспомним, что мы знаем об имени сущ-ном.

 

1.Что обозначает имя существительное?

   На какие вопросы отвечает?

2.К каким сущ. Задаем вопрос кто? Приведи примеры.

    К каким сущ. Задаем вопрос что? Приведи примеры.

3.Какого рода бывают имена сущ-ые?

4.Как определить род сущ. во мн. ч.?

5.Как изменяются имена сущ.?

-Молодцы! Вы справились с заданием и готовы двигаться дальше.

  - Сегодня мы будем исследователями.

- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:

У …….солнышка

Лучи не горячи,
У ……..солнышка
……..лучи.

- Почему вы ее не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз:

(Открываются слова на слайде)

У жёлтенького солнышка

Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи.

- Что это? (ромашка)

-Откройте учебник на с.68 упр.119. Прочтите, пожалуйста, толкование слова ромашка. А тем временем давайте поищем в интернете, символом какого праздника является ромашка.

3.Постановка учебной задачи.

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки)

- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

(Имя прилагательное)

- Сформулируйте тему урока.

Имя  прилагательное. Роль имени прилагательного в речи. 

4.Открытие нового знания.

 (Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова:

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.

-Подумайте и скажите, какое учебное  задание вы можете предложить относительно данных слов.  (ответы детей)

- Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам,  запишите в тетрадь.

- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?

- Это имена существительные.

-  Докажите?

- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.

- Какой еще признак объединяет эти слова?

- Многозначность.  (Дети приводят по два примера).

- Какие признаки имен существительных вы знаете?

- Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, мужского, женского, среднего рода.

- По какому принципу вы определили слова во второй столбик?

-Это имена прилагательные.

-Докажите.

- Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает?  Чем является в предложении?

( На доске составляется кластер)

           ?                      ?                            ?             ?                ?

                                    Прилагательное                определение

        Какой?Какая?Какое?Какие?                    Признак предмета

-Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.

Б) Групповая работа.

- Ну а теперь давайте наблюдать. Перед вами картинка. Ваша задача из предложенных имен прилагательных выбрать подходящие по смыслу к данному предмету и записать их.

               1группа. Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

                2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)

              3 группа. Ароматное, круглое, сладкое.  ( Яблоко)

              4 группа. Хитрая, рыжая, пушистая (лисица)

-Прочитайте. Что вы сейчас делали?

Вывод: имена прилагательные описывают предметы

Прилагательное

        Какой?Какая?Какое?Какие?                    Признак предмета

                                                  Описывают предмет

               

       – А теперь устно попробуйте описать себя.

      ( Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).

физминутка

5.Первичное закрепление.(работа в парах)

- Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц?    Давайте попробуем вспомнить и описать, каким бывает зимний и весенний снег. Работать вы будете в парах. Запишите слова в 2 столбика.

                                                          Снег

                                              2 Последний

                                               1Искристый

                                             2   Грязный

                                              1 Пушистый

Зимний                                                                      Весенний

                                               2 Рыхлый

                                               1Белый

                                              1 Свежий

                                              2 Серый

После выполнения работы – самопроверка по образцу, обсуждение результатов, исправление ошибок.

Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.(Индивидуальная работа).

А)-Кто мне скажет, какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (цвет, форму, запах, размер и т.д.)

Работа у компьютера. Распределить слова в 4 столбика.

Б)

-Перед вами лежит конверт. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.

А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.

А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.

Б). Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце. Летят перелетные птицы.

-О чем был 1 текст?        

-О чем 2?

-Можно ли считать, что эти тексты одинаковы? Докажите.

-Чем отличается первый текст от второго?

-Во втором тексте имеются имена прилагательные.

-Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с соседом по парте для взаимопроверки.

-Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.

-С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания.

Вывод: Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.

                                                                                           Украшают речь

Прилагательное

        Какой?Какая?Какое?Какие?                    Признак предмета

                                                  Описывают предмет

                                                  (точность)

7. Включение нового знания  в систему знаний.(работа в группе)

-А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник?  (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.

Творческая работа.  /Тексты выдаются на листочках/.
1в.
______________________ мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех  и будет у тебя _____________________ настроение.
2в.
___________________ бабушка!
От всей души поздравляю тебя с _________________________ праздником! Желаю много ________________ дней, ___________________здоровья, __________________ счастья. Живи на свете долгий век _________________, _________________ человек.

-Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Домашнее задание.

1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.

2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.

Оживает ___________  лес. В_______  зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______  белки. Вот бежит_______  заяц. А за________  кустом спряталась________  лисица.  

8.Рефлексия. Итоги.  (обзор кластера)

-Итак,  давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой  в начале урока?

Чему?

Зачем?

Как?

Хорошо?

Можно лучше?

-А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.

Урок был (какой?)……., ……..,  ……. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию навыков чтения (методические разработки). В педагогическую копилку.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, во...

Педагогическая копилка вожатого

Для учителей начальных классов и студентов...

Педагогическая копилка Вожатого

Педагогическая копилка Вожатого...

Педагогическая копилка (модель детского самоуправления, план – сетка на смену, ключевые общелагерные дела, открытие спортокиады спортивный праздник «Олимпийские игры» и т. д.)

Уважаемые вожатые и воспитатели! Вашему вниманию предлагаются конкурсные программы, праздники, коллективные творческие дела, различные игры, которые вы можете использовать при составлении досуговых де...