ИОМ обучающегося
материал
Индивидуальный образовательный маршрут ученика (слабоуспевающий, дети ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_uchenika.docx | 58.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сосьвинская СОШ
Индивидуальный
образовательный
маршрут
обучающего
__________________________________________________________
(ФИО)
1.Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) строился на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
- Рабочие программы по предметам;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Гумманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающий внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и самостоятельно приобретать знания.
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Данная программа психологического развития приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Программа предназначена для слабоуспевающими и детей с ОВЗ, поэтому она учитывает и особенности детей с особыми образовательными нуждами.
- СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Данные ребенка: Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес.
Сведения о семье (включаются сведения, необходимые для организации сопровождения).
Образовательная траектория (где обучался до начала процесса сопровождения, сколько лет, по какой программе, оставался ли на повторное обучение, посещал ли ДОУ и т.п.)
1.Ф.И.О. учащегося :
2. Дата и место рождения:
3. Социальный статус______________________________________________________________
4. Социальная справка _____________________________________________________________
5. Адрес по прописке : ул.
6. Состав семьи:
7. Сведения о родителях (законных представителях):
а) мать -
образование
место работы, должность –
Отец-
образование
место работы, должность
8. Другие родственники проживают рядом
9. Жилищные условия:
10. Материальная обеспеченность семьи:
11. Пребывание в детских учреждениях:
12. Дата поступления в школу: сентябрь
13. Оценка психологической готовности к началу обучения:
- МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
Рекомендации специалистов (если имеются) при поступлении в школу
1.Общее состояние ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Физическое развитие _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зрение _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Слух____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Опорно-двигательный аппарат _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Диагноз психиатра:
8. Диагноз логопеда ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Если ребенок с ОВЗ
При прохождении ПМПК
первичное обследование | повторное обследование | каждые 2 года |
… | ||
число, месяц, год | число, месяц, год | число, месяц, год |
Заключение ПМПК № протокола | Заключение ПМПК № протокола | Заключение ПМПК № протокола |
Обучение по программе |
ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ.
- Зам. директора по ВР – координатор ИОМ, группы сопровождения-
- Учитель, классный руководитель -
- Педагог-психолог -
- Учитель-логопед –
- Социальный педагог-
- Мед. работник школы –
- Учителя –предметники-
Цель, задачи сопровождения
Цел: Ребенок не усваивает учебную программу, т. к. имеет особенности психического развития, социально-педагогически запущен
Задачи:
- вывести ребенка на индивидуальное обучение
- оказывать коррекционную помощь
КОНСИЛИУМЫ
Класс | 1 класс | |||
Год | ||||
Дата | ||||
Рекомендации ПМПк (при наличии) | _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ | |
Динамика развития | Положительная при индивидуальной форме обучения | |||
Успешность усвоения школьной программы | ||||
Мониторинг индивидуального развития |
Примечание: При не усвоении обучающимся школьной программы координатор направляет ИОМ на ПМПк образовательного учреждения для корректировки.
В случае несогласия родителей с рекомендациями ПМПк образовательного учреждения они вправе обратиться в МОУ «Образовательный центр» п. Берёзово на районный ПМПКа. Если в период реализации ИОМ возникнут события, изменившие условия существования ученика (длительная болезнь, изменение семейной ситуации и т.п.) то необходима корректировка ИОМ, которая должна обсуждаться на ПМПк образовательного учреждения совместно с ПМПК МОУ «»Образовательный центр»
IV. Рекомендации профильным специалистам.
психолог | Потенциальные возможности обучения по рекомендованной программе, в условиях общеобразовательного класса, уровень актуального развития, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Психосоматическое состояние здоровья. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям, педагогам дополнительного образования. |
социальный педагог | Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения. |
логопед | Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения. |
учитель | Возможные причины кризисного состояния. |
Педагоги-внеурочники | Возможные причины кризисного состояния. Утомляемость. Недостаточные коммуникативные навыки |
Педагогическая характеристика ученика.
1.Особенности усвоения учебного материала.
Умеет слушать | |
Умеет выделить учебную задачу | |
Имеет недостаточный уровень развития моторики | |
Трудно включается в практическую деятельность | |
Имеет достаточный запас слов | |
Связно выражает свои мысли | |
Имеет достаточный уровень произвольного внимания | |
Понимает инструкцию сразу | |
Требуется повторение объяснения | |
Доступна только индивидуальная инструкция |
Условные обозначения: да +; нет - .
2. Поведение и деятельность в процессе занятий.
Дисциплинирован | |
Умеет организовать свою двигательную активность | |
Внимателен | |
Медлителен, не успевает за темпом всего класса | |
Рассеян, невнимателен | |
Нарушает дисциплину в классе |
3. Работоспособность.
Работает внимательно и сосредоточенно в течение всего урока | |
Быстро устает на уроке, становится вялым, невнимательным, ложится на парту и т. п. | |
Устает к концу недели | |
При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положение рук и ног) | |
Во время пребывания в школе (уроки, перемены) делает лишние движения (что именно) | |
В меру переживает за оценки и критические замечания учителя | |
Нуждается в помощи преподавателя или родителей при подготовке заданий | |
Может обратиться с просьбой к учителю | |
На замечания учителя реагирует агрессивно | |
Проявляет заинтересованность в хорошей оценке | |
Предъявляет жалобы на плохое самочувствие во время уроков | |
Часто пропускает занятия по причине заболевания |
4. Взаимоотношения.
Со сверстниками | |
Может восстановить контакт | |
Агрессивен | |
Обособлен от коллектива | |
С взрослыми (учителями) | |
Идет на контакт охотно | |
Идет на контакт неохотно, стесняется | |
Боится учителя | |
В малой группе | |
Ведущий, лидер | |
Ведомый, подчиненный | |
Нейтрален |
Психологическое сопровождение. Карта учащегося.
Познавательная сфера
Уровень развития | Мышление | Внимание | Память | |||||||||
Выше среднего | ||||||||||||
Средний | ||||||||||||
Ниже среднего | ||||||||||||
Низкий | Зрит. | Слух. | Зрит. | Слух. | Зрит | Слух. | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Речевое развитие
Уровень развития | Устная речь | ||
Выше среднего | |||
Средний | |||
Ниже среднего | |||
Низкий | |||
1-й год | 2-й год | 3-й год |
Учебная мотивация
Год обучения | Характер мотивационной направленности на учение (заполняется в баллах) | ||
положительный | нейтральный | отрицательный | |
1-й год | |||
2-й год | |||
3-й год |
Эмоциональное самочувствие
Год обучения | Жизненно важные зоны | |||||||
школа | урок | учитель | перемена | класс | двор | семья | и т. д. | |
1-й год | ||||||||
2-й год | ||||||||
3-й год |
Год обучения | Отношение к учителям | |||
учитель | учитель | учитель | и т. д. | |
1-й год | ||||
2-й год | ||||
3-й год |
Особенности поведения (аффективно-волевые)
Год обучения | Тип поведения | ||
уравновешенный | возбудимый | заторможенный | |
1-й год | |||
2-й год | |||
3-й год |
Положение в классе
Год обучения | Статус | ||||
звезда | предпочитаемый | принятый | изолированный | отвергаемый | |
1-й год | |||||
2-й год | |||||
3-й год | |||||
4-й год |
Год обучения | Удовлетворенность в общении | |||
высокая | средняя | низкая | отсутствует | |
1-й год | ||||
2-й год | ||||
3-й год | ||||
4-й год |
Направления работы | Сроки | Специалист, Ф.И.О. |
Индивидуальная форма обучения | год | Учитель |
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы | Еженедельно 1 раз в 3 четверти | Психолог |
Коррекция речевых нарушений | Еженедельно 1 раз в 3 четверти | Логопед |
Выполнение рекомендаций специалистов и педагогов | Постоянно | Родители … |
Социальное сопровождение (бесплатные обеды, завтраки, контроль) | Постоянно | Социальный педагог |
Консультативное сопровождение | Постоянно | Разные специалисты |
Дата | Ф.И.О. специалиста, специальность, учреждение | Проблема | Рекомендации |
Подпись родителей ___________________________________________________________
Заключительные рекомендации
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложение
Цель, задачи сопровождения
Формулируется конкретная цель для данного ребенка с учетом ситуации, в которой он находится. Цель намечается на определенный временной промежуток. После достижения результата формулируется новая цель на следующий этап сопровождения. Задачи определяют пути достижения поставленной цели.
Например, ребенок не успевает по программе, т.к. не посещает школу, не хочет учиться. На первом этапе главная цель – вернуть ребенка в образовательную организацию. Все, что будет сделано для этого – задачи сопровождения на данном этапе.
План сопровождения
Планируются основные этапы организации сопровождения ребенка без подробного их описания.
Например:
- Первичная диагностика
- Консилиум Службы
- Консультации специалистов (каких)
- Составление индивидуального маршрута
- Беседа с родителями
- Сопровождение ребенка
Индивидуальный маршрут
Прописываются направления сопровождения ребенка, сроки, ответственные за реализацию каждого направления. Обязательно обозначается роль родителей (законных представителей) в реализации плана сопровождения.
Например:
№ п/п | Направления работы | Сроки | Специалист, Ф.И.О. |
1 | Индивидуальная форма обучения | ||
2 | Коррекция эмоционально-волевой сферы | ||
3 | Коррекция речевых нарушений | ||
… | |||
4 | Выполнение рекомендаций специалистов и педагогов | Родители … |
Подпись родителей (законных представителей)
Необходимо познакомить родителей (законных представителей) с намеченными целью, задачами, планом сопровождения, индивидуальным маршрутом. Обговорить их роль в процессе сопровождения. Родители (законные представители) могут внести свои предложения и дополнения.
Консультации специалистов
В разделе фиксируются консультации специалистов, непосредственно не участвующих в процессе сопровождения, к которым направляется ребенок в случае необходимости. Это могут быть специалисты различных учреждений и организаций.
Примерная форма раздела:
Дата | Ф.И.О. специалиста, специальность, учреждение | Проблема | Рекомендации |
Работа с родителями (законными представителями)
Данные вносит педагог или специалист, осуществлявший контакт с родителями (законными представителями).
Дата | Ф.И.О. специалиста | Форма и содержание работы, с кем проведена | Результат | Рекомендации |
Работа с ребенком
В разделе кратко фиксируется непосредственная работа с ребенком.
Дата | Ф.И.О. специалиста | Форма и содержание работы |
Взаимодействие со специалистами других учреждений
Раздел заполняется в случае, если были проведены мероприятия с целью изменения ситуации, в которой находится ребенок. Это могут быть встречи со специалистами социальных служб, комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.
Дата | Ф.И.О. специалиста | С кем проводилась работа | Цель и содержание | Результат |
Мониторинг
В разделе отмечаются результаты промежуточных и итогового мониторингов динамики в состоянии и развитии ребенка.
Итоговый результат
Раздел заполняется при завершении процесса сопровождения ребенка: кратко описываются результаты проведенной работы.
Оценка результатов работы
Краткая оценка результатов проделанной работы. Отмечается, достигнута ли цель сопровождения. Работу оценивают специалисты, родители, ребенок. Запись делается координатором со слов участников сопровождения.
Специалисты:______________________________________________________
Родители:__________________________________________________________
Ребенок:_________________________________________________________
Заключительные рекомендации
Формулируются при завершении процесса сопровождения ребенка. Отмечается, нужна ли ребенку поддержка в виде наблюдения педагогов и специалистов, нуждается ли ребенок в дальнейшем сопровождении (в случае перехода в другую образовательную организацию), какие задачи необходимо решить. Кратко формулируются рекомендации участников процесса сопровождения.
Подпись родителей (законных представителей)
Родителям (законным представителям) на руки выдается выписка из Карты сопровождения, в которой в краткой, обобщенной форме отражаются заключения всех специалистов, результаты сопровождения ребенка, итоговое заключение консилиума Службы.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Психокоррекция»
№ | Дата | Тема занятия | Содержание | Методики и задания |
Вводное занятие. Стартовая диагностика | ||||
1 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | Назови предметы Послушай тишину Узнай по звуку | |
2 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски | |
3 | Артикуляция. Пространственные представления. | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | Произнеси правильно Раскрась правильно | |
4 | Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий | |
5 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Учись слушать и выполнять Учитель – ученик, ученик – учитель Послушай звуки Назови и проверь постукиванием | |
6 | Внимание (объем). Осязательные ощущения. | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | Кто точнее нарисует Шершавые дощечки | |
7 | Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? | |
8 | Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная) | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит У кого ряд длиннее? | |
9 | Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки | |
10 | Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость). | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | |
11 | Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная) | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Цветная сказка Штриховка Запомни точно | |
12 | Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | Нарисуй по памяти Выполни правильно Вордбол | |
13 | Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |
14 | Анализ образца. Слуховые ощущения. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Раскрась правильно Шумящие коробочки | |
15 | Осязательные ощущения. Внимание ( переключение). Точность движений (макродвижения). | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |
16 | Анализ образца. Зрительное восприятие формы. | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые коробочки | |
17 | Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная). | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые Запомни и найди Запомни и нарисуй | |
18 | Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | Кто наблюдательнее Магнитофон Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол | |
19 | Осязательные ощущения. Внимание ( устойчивость). | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | Тяжелые коробочки Крестики, точки Пишущая машинка | |
20 | Зрительный анализ. Внимание (переключение). Пространственные представления. | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки | |
21 | Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди отличия Дорисуй недостающие детали Нарисуй точно такие же Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон | |
22 | Мышление (гибкость) Внимание (распределение). Мышление (сравнение). | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | Способы применения предмета Соблюдай правило Сравнение слов Учимся сравнивать | |
23 | Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы). Внимание (переключение, устойчивость). | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит | |
24 | Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления. | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | Подбери слова Найди слоги Говори правильно | |
25 | Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления. | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки | |
26 | Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). Наблюдательность. | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | |
27 | Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. Память (непосредственная зрительная). | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки Запомни порядок | |
28 | Мышление (сравнение). Мышление (синтез). Зрительно-двигательные координации. | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди одинаковые Назови предмет Молния Речка | |
29 | Мышление (сравнение). Саморегуляция. Зрительное восприятие формы. | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | Сравни предметы Образец и правило Загадочные контуры | |
30 | Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление ( абстрагирование). | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | Делаем вместе Найди фото Нарисуй так же Покажи одинаковые | |
31-35 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Резерв времени |
Учебно – методическая литература
1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
3.Интеллектуальные задания
4. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.
5. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
6. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
7. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. М.: 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. И поэтому, все личностные и социальные ...
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...